Джумагулова Дина Шаймуратовна
учитель начальных классов
ШЛ № 27
Открытый урок по литературному чтению
Класс: 2 «Г» Дата проведения: 26.11.14г
Тема: «Как Незнайка сочинял стихи»
Цель: познакомить с текстом и раскрыть его идейное содержание
Задачи:
1.Учить читать текст с остановками.
2.Создать критическую среду для мышления через чтение с остановками.
3.Организовать работу в группе.
4.Способствовать активизации каждого ребенка в творческой деятельности;
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: портрет, картинки героев, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, книги Н. Носова.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
2 мин | 1.Организационный момент. Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.
|
С каким настроением начнем наш урок? Что ждете от урока?
На уроке ты не прячься, Быстро руку поднимай. Все, что знаешь по вопросу Смело, ловко отвечай.
|
Отвечают на вопросы.
|
1 мин | II.Сообщение темы и цели урока. Цель этапа: Сообщить тему и цель урока
|
Ребята, сегодня мы познакомимся с детским писателем Николай Николаевичем Носовым и его произведением.
|
Слушают
|
5 мин
20 мин | III.Изучение нового материала Цель этапа: Познакомить учащихся с творчеством Н.Носова и его произведением
Работа над произведением Цель этапа: проанализировать юмористическое произведение, учить осознанному и выразительному чтению, работать с текстом, научить видеть смешное в жизни.
|
Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова.( показ портрета) Знакомство с произведением. (загадывание загадки)
Коротышка озорной, В яркой шляпе голубой. Неймейка и зазнайка, И зовут его… А) чтение 1 части — Как называется город , где жили коротышки? Почему? – Кто был самым известным среди коротышек? Кем решил стать Незнайка? Кому обратился за помощью Незнайка? Почему? Кто такой поэт ? Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова и выясним значения этого слова. Б)чтение 2 части Что советует Цветик Незнайке, чтобы стихи получились? Что такое рифма? Что означает его значение. Обратимся к толковому словарю(Рифма-созвучие концов стихотворных строк) Что главное нужно иметь Незнайке …? В)чтение 3 части — Что делает Незнайка, придя домой? Какие стихи он сочинил и про кого? Найди в тексте, прочитайте вслух. Найдите рифмы и смыл. — Как восприняли друзья стихи? Почему им не понравились эти стихи? Правильно ли Незнайка подобрал рифмы в своих стихах? Давайте обратимся к толковому словарю и выясним значение слов дразнилки, издевательство. — Почему у Незнайки не получились стихи? Оправдались ли ваши предположения о том станет ли Незнайка поэтом? –Что нужно, чтобы стать настоящим поэтом? — Давайте дадим характеристику главному герою. Незнайка – какой он по характеру? Эта история смешная? -Что такое юмор? Найдите толкование в словаре.
Чему хотел нас научить автор?
|
Рассказывают какие произведения Н.Носова читали.
Отгадывают загадку.
Читают «Цепочкой»
Отвечают на вопросы.
Читают по ролям.
Отвечают на вопросы.
Читают про себя.
Отвечают на вопросы
Находят в тексте и читают рифму вслух.
Отвечают на вопросы.
Дают характеристику главному герою.
Делают вывод. |
2 мин | IVФизкультминутка Цель: переключить внимание с одного вида деятельности на другой, улучшить обменные процессы, способствовать повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.
|
Наш Незнайка улыбнулся, потянулся и нагнулся Хочет мышцы он размять и немного поскакать. Глазками по кругу водит, влево, вправо их заводит, А руками, будто птица, хочет ввысь он устремиться. Но мечтам пришел конец, надо вновь за книгу сесть | Выполняют движения Улыбаются
Подтягиваются Наклоняются Разминаются Прыгают
Работают глазами
Машут руками
Садятся за парты.
|
5 мин | V.Работа в группе Цель: Организовать работу в группе. Способствовать активизации каждого ребенка в творческой деятельности;
| Задание 1 «Подбери рифму» Найдите рифмы, есть ли смысл? 1 гр. Все девченки и мальчишки Прочитали эти ……. В заболоченной речушке Громко квакают … На скамейке у ворот Лена горько слёзы …. 2 гр. «Уходите поскорей!» Нам чирикал…. Возле елки в Новый год Дети водят… Я сижу, едва не плача, Очень трудная … 3 гр Очень весело Егорке На санях кататься с … Шла собака через мост Четыре лапы, пятый … Руки мыть пошла Людмила, Ей понадобилось … 4 гр. Если мост провалится То собака … Что ей не потонуть Ты беги ее… В реке большая драка: Поссорились два … Задание 2. «Рифма от Незнайки» Ребята, сейчас каждый из вас побудет в роли Незнайки, у меня есть его шляпа. Тот из вас у кого шляпа окажется на голове, должен придумать рифму к слову.
Бочка – Тучка – Мишка – Палка – Печка – Ручьи-
Задание 3. «Почемучки» — Сейчас я буду выполнять роль Почемучки, а вы будете Знайками и постарайтесь угадать и назвать других героев сказки, объяснить смысл их имен. 1 гр. Этот герой всегда отвечал на заданный вопрос «Не знаю» (Незнайка) Этот герой лечит друзей. (Пилюлькин)
2гр. Герой этой роли на все знает ответ.(Знайка) А этот герой любил сладкие ватрушки (Авоська)
3гр Этот герой обладал способностями складывать слова в рифму.(Цветик) Этот герой все время торопился. (Торопыжка ) 4гр. А без этого героя нам никак не обойтись? (Носов)
Задание 4. Выберите наиболее подходящую к содержанию рассказа пословицу: (обсудите в группе) 1. Не зная броду, не суйся в воду 2. Не стыдно не знать, стыдно не учиться 3. Где нет знаний, там нет и умений | Получают задания
Находят рифму
Каждая группа доказывает есть ли смысл.
Выполняют роль Незнайки.
Придумывают рифму к словам
Угадывают героев.
Объясняют смысл их имен.
Читают пословицы
Обсуждают в группе
|
7 мин | VI.Рефлексия Цель: анализируя, осознавать свои возможности, делать свой собственный выбор, самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
| Напишите 1 гр. Эссе «Я -Незнайка» 2.гр.Эссе «Я- Цветик» 3 гр. Синквейн «Незнайка» 4 гр. Эссе «Я-автор»
|
Написать эссе,
Составить сенквейн
Обсудить в группе
Выбрать спикера
Презентация работ
Авторский стул
|
1,5 мин | VIII. Домашнее задание. | Прочитать выразительно по ролям с.35-39, сочинить свою рифму. | Записать в дневник
|
1,5 мин
| IX.Выставление оценок | Оценка.
| Подают дневники |