Конспект урока для 2 класса «Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

МБОУ Суховская СОШ

Пролетарского района

Ростовской области









Конспект урока литературного чтения

Л.Н. Толстой «Старый дед и внучек»

2 класс

УМК «Школа России»

















Учитель начальных классов

Пирогова Наталья Николаевна







2014 – 2015 учебный год

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Тема: Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

Цели:

Образовательные:

Создавать условия для совершенствования навыка чтения, умения работать с текстом (прогнозировать имя автора произведения по выставке книг и содержания произведения по ряду картин и иллюстраций , отвечать на вопросы по содержанию).

Создавать условия для развития связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Содействовать формированию культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, воспитанию интереса к чтению

Формировать УУД:

— Личностные: способность к самоанализу, самонаблюдению, самооценке.

— Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

— Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

— Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания, находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь выразительно читать произведение, отражая его настроение, высказывать своё мнение о прочитанном, определять главную мысль текста, соотносить содержание произведения с пословицами.

Уметь работать с текстом (прогнозировать содержание по выставке книг и и иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию).

Личностные:

Уметь проводить самоанализ, самонаблюдение, самооценку.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ содержания; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Ресурсы:Учебник, выставка книг, толковый словарь.



Ход урока



1.Организационный момент. Психологический настрой.

— О чём говорит моя мимика?

— Какой человек вам больше нравится, с кем бы вам хотелось общаться?

Помним золотое правило нравственности. Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и … (ты поступай с ними)

— Как вы думаете, что вам надо сейчас сделать?

(Улыбнуться)

— Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи.

(Мимику – улыбка прикрепляю к доске)

— Выберите слова, которые можно отнести к нашему настроению.

(на доске карточки:страх, счастье, мир, беспокойство, одиночество, неуверенность, спокойствие, дружба, вражда, понимание)

— Выскажи своё мнение, почему так распределились слова?

— Продолжи мою мысль, используя выбранные слова

«Как хорошо было бы в мире, если бы…»

— Но так бывает не всегда. В жизни не всегда люди могут сохранить мир между собой.

— Сегодня мы постараемся разобраться, что мешает человеческим отношениям.

2. Постановка цели и темы урока.

— А поможет нам в этом произведение замечательного русского писателя, имя которого нам подскажет выставка книг.

— Посмотрите на выставку книг. Прочитайте их названия. Как вы думаете, с каким писателем мы сегодня познакомимся?

— Верно. Это Л.Н.Толстой. Его книги переведены на многие языки мира.

— Я приглашаю моих помощников, группу РВС:

Свежие документы:  Родина и родная природа в лирике С.А.Есенина, 9 класс

Разведай…

Выясни…

Сообщи…

— Познакомьте нас с автором этого произведения.



Л.Н.Толстой великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь он посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки. Их читают во всём мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.



Толстой всё время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич Толстой считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.



Л.Н.Толстой очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам. Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес.

Он очень долго жил в своём доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости, о том, что надо делать людям добро, о необходимости учиться и о многом другом.



3. Изучение нового материала

Откройте учебник на стр.108. Прежде чем мы прочитаем статью, выполним упражнение, которое поможет нам правильно читать. Первый раз читаем трудные слова плавно, по слогам, затем – целыми словами.

3. Работа с учебником.

3.1 Речевая разминка.

труд-ны-е – трудные

от-ве-чать – отвечать

о-ши-бить-ся – ошибиться

ста-рос-ти — старости

соб-ствен-ной – собственной

3.2 Чтение статьи о Л.Н.Толстом

Читаем текст по предложениям, «цепочкой»

— Что же вы ещё узнали о писателе?

(Л.Н.Толстой любил и понимал детей.

Л.Н.Толстой ставил перед собой сложные задачи.

Он ничего не боялся, кроме собственной совести)

Для того чтобы определить о ком мы сегодня будем читать, отгадайте загадку:

Он трудится не от скуки,

У него в мозолях руки,

А теперь он стар и сед –

Мой родной, любимый …(дед)

— Верно. Читать мы будем о пожилых людях, об отношениях в семье к старым людям. Называется рассказ «Старый дед и внучек»

3.3 Подготовительная работа, предшествующая восприятию нового произведения.

а) Прогнозирование. Работа по иллюстрации.

Переверните страницу, кого вы видите на этой иллюстрации?

(Семью)

— А как вы думаете, эта семья живёт в наше время?

— Почему вы так решили? (Герои в старинной одежде, в лаптях, лавки, посуда)

б) Словарная работа.

-Произведение «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла в одной семье. Написана она очень давно и при чтении нам встретятся слова, которое в наше время практически не употребляются. Как вы думаете, где можно найти информацию об этих словах.

( В толковом словаре, спросить у учителя, у родителей)

Найдём определение слов в толковом словаре.

ЛОХАНКА – деревянная круглая или продолговатая посуда для стирки белья.

НЕВЕСТКА – жена сына

Уточним значение СЛАЖИВАТЬ и БРАНИТЬ

Подберите синонимы к слову слаживать (строить, мастерить),

Бранить (ругать, укорять)

3.4 Первичное восприятие текста. Целевая установка.

-Прослушайте рассказ Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу вас внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

(Учитель читает первую часть рассказа)

Какие чувства вы испытали? Продолжите предложение

Свежие документы:  Тест на тему «М. Пришвин «Осеннее утро»

Я почувствовал…

(Я почувствовал жалость, стыд, грусть…)

Понравилась ли вам эта семья? Хотели бы вы быть членом такой семьи?

Как вы думаете, что будет дальше? Чем закончится рассказ?

( Дети высказывают свои предположения)

Инсценирование второй части рассказа.

— Как вы думаете, о чём эта история?

(Эта история о том, что нужно уважительно относится к старшим, что близкие люди не должны ссориться, нужно внимательно и заботливо относится к родителям)

3.5 Чтение текста по абзацам.

Каждый понимает авторскую мысль по-своему. Давайте перечитаем рассказ и выясним, кто из ребят прав. Но сначала немного отдохнём.

3.6 Физминутка.

Раз, два, три, четыре

Кто живёт в нашей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех могу пересчитать.

Мама, папа, брат, сестрёнка,

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой, щенок, сверчок и я.

Вот и вся моя семья.

3.7 Вторичный синтез.

— Назовите главных героев рассказа.(Дед, невестка, сын, внучек)

— Найдите в тексте и прочитайте, почему деда не сажали за стол?

— Что случилось во время обеда за печкой?

— А почему дед уронил и разбил чашку?

(Дети выбирают слова из словаря-помощника)

— Потому что он был бессильный, слабый, беспомощный, всё выполняет и со всем соглашается.

— Прочитайте, что сделала невестка, когда дед разбил чашку с едой?

— Прочитайте, чем ответил на брань невестки старик?

— Почему он вздохнул и нечего не сказал?

(Ему было жаль себя и он молчал, чтобы ещё больше не прогневать невестку.

Он сожалел о том, что плохо воспитал сына или о том, что сыну досталась плохая жена)

-Как вы охарактеризуете невестку?

(Грубая, бессердечная, злая, она не уважает старших)

— Что можно сказать о сыне деда? Какой он? Почему он не заступился за своего родного отца?

(Он равнодушный, бездушный, слепо подчиняется своей жене. Он не защитил своего родного отца)

— Что заставило измениться невестку и сына по отношению к деду? (Слова Миши)

3.8 Чтение отрывка в лицах.

Подготовьте чтение диалога Миши и отца по ролям. Как надо -читать слова отца? Миши? Возьмите карточку 1 (Приложение 1). Отметьте в тексте слова каждого из действующих лиц. Подготовьтесь к чтению вслух этого отрывка. Работаем в парах. 1 вариант читает слова отца, 2 вариант читает слова Миши.

Проведём пробы на роль отца и Миши. Прочитайте фразу, которую произносит отец. Кто по-вашему мнению лучше подходит на роль отца? Почему? Прочитайте фразу, которую произносит Миша. Кто лучше подходит на роль Миши?

Итак … и … прочитают весь отрывок.

Что испытали родители после слов Миши? Почему они заплакали?

Получается, что сынишка преподнёс им урок. Какие слова подойдут для характеристики Миши?

(Справедливый, добрый, умный)

    1. Логический анализ текста.

а) Определение поучения басни

— Можно ли назвать эту историю поучительной?

Чему она учит?

— Какой жанр литературы вы уже знаете, который создаётся с этой целью?

(Басня)

— Что такое басня?

(Басня – это небольшой рассказ, в котором есть поучение и мораль)

— С какими баснями вы знакомились на прошлых уроках? Кто их автор?

Чем отличаются

— Что общего в баснях Крылова и Толстого?

(Есть мораль и поучение)

б) Выбор пословицы для определения идеи басни.

— Лев Николаевич Толстой в своём творчестве очень часто обращался к мудрости русского народа, к пословицам и поговоркам. Знание пословиц и поговорок обогащает нашу речь

— Сейчас вам необходимо поработать в группе.

Возьмите карточку №2 (Приложение 2) и соедините начало и конец пословиц так, чтобы получились верные высказывания и выберите пословицу, которая наиболее точно отражает идею басни «Старый дед и внучек»

— Прочтите вслух пословицы, которые у вас получились.

Какая пословица точно отражает идею басни?

4. Обобщение.

Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может такая история произойти в наше время?

Есть ли в вашей семье пожилые люди, расскажите, как вы к ним относитесь?

(Ценим и уважаем, заботимся о них, помогаем им, утешаем их в трудную минуту, не обижаем их и не огорчаем их)

-Старость не самая радостная пора в жизни человека. Она уносит силы, былую красоту, здоровье. Люди не могут изменить этого закона, но они могут скрасить друг другу последние годы и дни, уделить старому человеку больше внимания и нежности, ободрить его добрым словом.

— Чему научил нас рассказ Л.Н.Толстого? Как вы думаете зачем он его написал?

4.1 Рефлексия

Издревле символом семьи являлось дерево, как показатель силы и мощи семьи. И как вы догадались это дерево в нашем классе не случайно. Это дерево станет деревом мудрости и обретёт совершенно другой вид, а какой это зависит от вас.

Возьмите листок соответствующий вашему настроению и напишите на нём, что вы пообещаете самому себе по отношению к вашим близким. Начать можно со слов обещаю, постараюсь, я хочу, буду…

(Дети зачитывают и крепят листики к дереву)

Видите наше дерево стало ещё краше. И хочется верить,

Что вы постигли важную библейскую мудрость «Чти отца своего и мать свою»

А ещё хочу раздать каждому из вас памятку «Советы детям»

  1. Любите, цените и берегите своих родителей, их вам никто не заменит.

  2. Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.

  3. Вам нравится улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме были каждый день. Это зависит только от вас самих.

  4. Дарите цветы маме, бабушке, сестре пусть полевые или, даже нарисованные дарите их как можно чаще.

  5. И помните слова Марины Цветаевой «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими»



4.2 Оценивание.

Благодарю вас за работу на уроке.



4.3 Домашнее задание.

1. Стр.110 – 111 чит. и пер., нарисовать рисунок.

2. Стр.110 — 111 чит. и пер., составить рассказ о своей семье.

3. Стр.110 – 111 чит. и пер., написать письмо автору.







ИСТОЧНИКИ:

  1. Литературное чтение. 2 класс. В 2 ч. Ч.1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В

  2. Литературное чтение. 2 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н. А.

  3. https://www.solnet.ee/sol/002/z_100.html

































Приложение 1:

Сидят раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил:

— Что ты это делаешь, Миша?

А Миша и говорит:

-Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить.





























Приложение 2:

При солнышке тепло, тот вовек не погибает.

Вся семья вместе, при матери добро.

Кто родителей почитает, так и душа на месте.







Свежие документы:  Конспект урока в 9 КЛАССе ПО ТЕМЕ: «Коваль К. И. «Приключения Васи Куролесова»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: