Конспект урока для 2 класса на тему «А.С. Пушкин»

Артемьева Ирина Викторовна

учитель начальных классов

МОУ – СОШ № 13 г. Александрова

Владимирской области







Конспект урока для 2 класса на тему «А. С. Пушкина»


Цель: обобщить знания, умения, навыки, полученные детьми при изучении сказок А.С. Пушкина.

Задачи:

  • обобщить информацию, полученную при изучении сказок А.С. Пушкина;

  • познакомить с биографией А.С. Пушкина;

  • повторить особенности жанра сказки;

  • привить любовь к родному языку, его многообразию;

  • привить любовь и интерес к книгам, литературе;

  • развитие устной речи;

  • развитие логики и сообразительности;

Оборудование:

  • портрет А.С. Пушкина;

  • жетоны;

  • зеркальце, толстая верёвка, невод, корыто, золотой петушок, золотые орешки и камушки;

  • телеграммы от героев сказок А.С. Пушкина;

  • иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина (выполненные руками детей);

  • грамоты и подарки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент.

Здравствуйте, дети и дорогие гости! А скажите мне, пожалуйста, вы любите сказки? /Да/.

2. Вступительная часть.

  • А что Вам больше всего нравится в сказках? /Множество ответов/.

  • А знаете ли вы, что все сказки, которые вы читали и которые вам только предстоит прочитать, можно, конечно условно, разделить на две группы: сказки народные и сказки авторские. Подскажите мне, пожалуйста, почему некоторые сказки мы называем народными?

/Их придумал народ./

А сказки каких народов вам уже встречались? /Русские, украинские, белорусские, венгерские,немецкие…/

Давайте вспомним названия народных сказок. / «Репка», «Теремок», «Лиса и журавль»,»Колобок»…/

Молодцы! Много народных сказок вы знаете! А теперь поясните мне, почему другие сказки мы называем авторскими ? / У этих сказок есть автор, их придумал автор./

Каких же авторов, сочинивших сказки, вы знаете? / Андерсен, Гримм, Носов, Мамин-Сибиряк,Бажов, Ершов…/

Молодцы! А сегодня мы с вами поговорим о сказках, написанных пером великого русского поэта А.С. Пушкина.

Вот здесь вы видите портрет поэта, а рядом — небольшая выставка его произведений, тут представлены только его сказки, но если бы, дети, мы захотели выставить все произведения Александра Сергеевича, то нам попросту не хватило бы места, так много произведений написал великий поэт за свою короткую жизнь. А родился А.С. Пушкин в Москве 6 июня 1799 г. в семье отставного майора. Его семья была очень известная, но не богатая. У Саши Пушкина была старшая сестра Ольга и два младших брата. Он их очень любил и всю жизнь помогал им. Пушкин с детства очень любил читать, много времени проводил в библиотеке, выучил французский язык и свободно говорил и читал по-французски. К сожалению, родители уделяли мало внимания своим детям, поэтому Саше Пушкину во многом заменяла мать его няня Арина Родионовна. Скорее всего ей мы должны быть благодарны за созданные А.С. Пушкиным сказки. Именно она рассказывала в детстве ему сказки, небылицы, истории… И даже когда Александр Сергеевич вырос, он очень часто навещал свою няню. Ну, а мы с вами, спустя многие годы, продолжаем с увлечением читать эти замечательные сказки.

Вы согласны со мной ? / Да/

3.квн

Итак, начинаем КВН, который состоит из 7 конкурсов. Сейчас мы приоткроем дверь в прекрасный мир сказок А.С. Пушкина и постараемся угадать из каких сказок герои и как их зовут. Но хочу вам напомнить правила поведения на КВНе: нельзя выкрикивать, отвечать на вопросы другой команды; можно быстро отвечать на заданные вопросы, правильно поднимать руки. За каждый правильный ответ команда будет получать по 1 жетону. (Класс заранее был поделен на 2 команды). Ну что, готовы?

Первый конкурс «Из каких сказок герои ? Как их зовут ?»

  1. Старик со старухой /»Сказка о рыбаке и рыбке«/

  2. Царь Дадон / «Сказка о золотом петушке«/

  3. Три девицы / «Сказка о царе Салтане…»/

  4. Царица-Мачеха / «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»/

  5. Чёрт / «Сказка о попе и работнике его Балде«/

  6. Царевна-Лебедь / «Сказка о царе Салтане…»/

Второй конкурс «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»

  1. Что кричал петушок, сидя на спице? / «Ки-ри-ку-ку . Царствуй лёжа на боку! /

  1. Какими словами царица обращалась к волшебному зеркальцу?

/ «Свет мой зеркальце!

Скажи

Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?»/

3. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? /»Жил старик со своею старухой у самого синего моря…»/

  1. Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что же приговаривал Балда с укоризной? / «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной!»/

  2. Как начинает Пушкин «Сказку о царе Салтане…»? / «Три девицы под окном пряли поздно вечерком»/

  1. Какими словами обращался старик к золотой рыбке? / «Смилуйся, государыня рыбка»/

  1. А какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне…»? / «Я там был, мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил»./

  2. Назовите слова, которыми Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»? / «Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»/











Третий конкурс «Чей это портрет?»

1. Как услышал царь-отец, что донёс ему гонец,

В гневе начал он чудесить и гонца хотел повесить /Царь Салтан/

2. Между тем росла, росла, поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого. /Царевна./

3. В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка, жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки. /Старуха/.

4. Все красавцы удалые, великаны молодые.

Все равны как на подбор, с ними дядька Черномор . /33 богатыря/

Четвёртый конкурс «Домашнее задание»

Дети по очереди читают отрывки из понравившихся сказок, а другая команда отвечает из какой сказки этот отрывок.

Пятый конкурс «Бюро находок».

Команды должны определить: какой герой и из какой сказки потерял предмет.

1 зеркальце

2.

толстая веревка

3.

невод

4.

корыто

5.

золотой петушок

6

золотые орешки икамушки




Шестой конкурс «Телеграммы».

Команды должны угадать, кто привез телеграмму и из какой сказки.

1. Живу без всякой славы, средь зеленые дубравы у семи богатырей.

/Царевна. Сказка о мертвой царевне и семи богатырях./

2. Ищу слугу работящего, но чтоб мало платить.

/Поп. Сказка о Попе и работнике Балде./

3. Взял веревку, буду море морщить.

/Балда. Сказка о Попе и работнике Балде./

4. Приобрел чудесную птицу, могу быть спокоен.

/Царь Додон. Сказка о золотом петушке./

5. Старик приходил во второй раз. Начинаю сердиться.

/Золотая рыбка. Сказка о рыбаке и рыбке./

6. Были в гостях у Гвидона на острове Буяне.

/Корабельщики. Сказка о царе Салтане./







Седьмой конкурс «Выездной».

Команды показывают по сценке и угадывают название сказки, выбранное соперником для показа.

Подведение итогов KBHa.

Вот и закончилась викторина. Понравилась ли вам она? Я увидела, что вы хорошо знаете сказки А.С.Пушкина и внимательно их читаете. Молодцы! А теперь подсчитайте, сколько у каждой команды жетонов, нам надо определить победителя.

Награждение


Команда-победитель и проигравшая команда награждаются призами.


Подведение итогов конкурса на лучшую иллюстрацию к сказкам.


























Источники информации:

  1. Детская энциклопедия «Что такое? Кто такой?» для младшего школьного возраста. Том 2. Под редакцией И.И.Артоболевского, 1976 год.

  2. Пушкин А.С. Стихи и сказки. М.: Детская литература, 1998год.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Литературное кафе "Миром правит любовь" 9-10 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: