Конспект урока для 2 класса «Стрекоза и Муравей»
КЛАСС: 2 класс, МБОУ «Черемшанский лицей» Черемшанского района РТ
Учитель: Зуфарова Фандиля Тагировна
ТИП УРОКА:
• урок, обучающий читательской деятельности,
• проблемно-диалогический.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающие:
— продолжить знакомство учащихся с творчеством И.А.Крылова через ознакомление с басней «Стрекоза и Муравей»;
— обеспечить в ходе урока расширение представлений о басне как одном из жанров литературы, закрепление умений анализировать басню, находить главную мысль басни, мораль, воспринимать переносное значение смысла басни, художественность речи;
— продолжить формирование навыков выразительного чтения, монологической речи, планирования ответа, навыков работы с учебниками, навыков самоконтроля.
Воспитательные:
— содействовать формированию интереса к искусству слова;
— содействовать морально-нравственному воспитанию посредством художественных возможностей басни;
— содействовать воспитанию интереса к чтению, развитию художественного вкуса.
Общеучебные:
— развивать у школьников образное мышление через умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение анализировать, сравнивать, обобщать изучаемые факты, раскрывать метафоры басен;
— развивать умение рассуждать на заданную тему, логически излагать свои мысли;
— развивать у школьников читательскую самостоятельность, умение преодолевать трудности в учении, используя для этого проблемные ситуации, творческие задания.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийный проектор, презентация по теме урока, тексты для чтения у учащихся, иллюстрации басен И.А.Крылова, аудиозапись басни И.А.Крылова «Стрекоза и Муравей», костюмы Стрекозы и Муравья, диафильм «Стрекоза и Муравей», пословицы о труде, «крылышки» для Стрекозы, «брёвна» для домика Муравью.
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ: Информационно-коммуникационные, сопоставление, эвристическая беседа, проблемно-диалогический.
ССЫЛКИ НА ИНТЕРНЕТ:
https://uchitelu.narod.ru/1chtenpamjatka.htm-«Памятки по работе с литературными произведениями»
(https://krilov.ru/audiobook/) –аудиозапись басни Крылова «Стрекоза и Муравей»
ХРОНОМЕТРАЖ УРОКА:
1.Этап актуализации знаний-10 минут
2.Речевая разминка-4 минуты
3.Этап создания проблемной ситуации и формулирование проблемы-9 минут
4.Этап открытия нового знания-10 минут
5. Этап применения нового знания-10 минут
6. Этап подведения итогов урока-2 минуты
Эпиграф урока: «Люблю, где случай есть, пороки пощипать».
Ход урока.
Организационный момент. Психологический настрой к уроку.
Все легонечко вздохнём,
Наш урок сейчас начнём.
-Ребята, продолжаем знакомиться с произведениями, которые содержат юмор, но не пустой, а несущий глубокий смысл.
Литературная разминка.
-Начнем наш урок с литературной разминки. Постарайтесь узнать представленные жанры. Прочитайте и скажите мне: к какому жанру относится данный текст? (слайд) (стихотворение) Правильно.
-А этот текст? (слайд) (Рассказ)
-Прочитайте следующий текст. Определите жанр. (слайд) (Басня)
2.Актуализация знаний.
-Что же такое басня? Я даю вам 4 варианта ответов. Выберите правильный ответ. ( Слайд)
-Ребята, а кто является героями басен? (Животные, растения, люди, предметы.)
-Значит, басня-это короткие нравоучительные рассказы, героями которого являются люди, деревья, звери, предметы. (слайд)
-Можете мне сказать, кто написал басни? ( И.А Крылов, Л.Н.Толстой, К.Д.Ушинский, С.Михалков)
-Ребята, вот этого человека звали – Эзоп. Он — первый баснописец. (слайд) Этот талантливый и умный человек был рабом. Его рассказы были так хороши, что хозяин даровал ему свободу. Даже цари приглашали его ко двору, чтобы слушать его знаменитые басни. Многие его басни перевел на русский язык И.А Крылов, Л.Н.Толстой. и они дошли до нас.
А это кто? (Л.Н.Толстой) А это? (И.А.Крылов . А с этим человеком вы ещё не знакомы.. Это Иван Иванович Хемницер. Он тоже писал басни.
Составление модели жанра басни.
-А сейчас попробуем выстроить модель жанра басни.
-Скажите, с какой целью баснописцы написали свои басни? (Слайд) (Показать человеческие недостатки, смеяться над ними) (слайд)
-А какие недостатки могут быть у людей? (Лень, высокомерие, глупость, лицемерие, жестокость, зло, жадность)
-Ребята, вот мы читали басни. А на какой жанр похожа басня, если там животные разговаривают? (На сказку).
-А чем басня отличается от сказки, от рассказа? (В баснях есть мораль)
-А что такое мораль? (Мораль – это нравоучение, совет)
-Давайте вспомним, из скольких частей состоит басня? (слайд) ( Из двух частей: в одной части повествуется какой-нибудь случай из жизни, во второй части-мораль).
Вот мы и составили модель жанра басни. Значит, басню пишут, чтоб смеяться над недостатками людей, рассказывают какой-нибудь случай, и в конце выводят мораль. ( Слайд.)
Соотнесение иллюстраций с названиями и моралью басен. Введение в тему.
-Ребята, я подготовила для вас такие интересные иллюстрации к басням дедушки Крылова, с названиями басен и отрывками из них. Но пока я была на перемене, какой-то озорник всё взял у меня со стола и положил на ваши парты. Я теперь не могу разобраться, где какие басни. Поможете мне?
(Дети подбирают к иллюстрациям названия басен и мораль. Остаётся «Стрекоза и Муравей» По слайду – проверка. А там лишним остаётся заглавие «Стрекоза и Муравей».)
Работа над новой темой.
-Ребята вы уже догадались, о ком будем сегодня читать? (Слайд)
-Давайте, подготовимся к чтению. Поиграем в игру «Доскажите словечко».
Игра «Доскажите словечко»
1. Без работы, хоть убей,
Жить не может …(муравей)
2. Над лугом, где пасутся козы,
На крыльях прозрачных порхают … (стрекозы)
-Что мы знаем об этих насекомых? Где они живут? (Муравьи живут в лесу, а стрекозы около водоёмов)
-А вот они и сами пришли к нам на урок.
(Костюмированные персонажи Стрекоза и Муравей)
Стрекоза.
Мы, стрекозы, относимся к самым необычным насекомым. В яркие солнечные дни мы летаем, порхаем, охотимся за комарами, мухами, мошками. Все это мы делаем на ваших глазах и все вы, люди, нами любуетесь, восхищаетесь. После бабочек мы занимаем второе место по красоте. Не возможно не любить нас!
Муравей.
Я живу в муравейнике. Внутри него вечно копошатся сотни, тысячи муравьев. Все они усердно трудятся: кто-то тащит веточку, кто-то торопится на поиски пищи. Мы удивляем людей своим трудолюбием. Каждый из муравьёв может перенести груз в несколько раз тяжелее себя.
-Ребята, посмотрите про каких чудесных, красивых, трудолюбивых насекомых будем сегодня читать. Мы должны найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И.А.Крылов.
Просмотр диафильма «Стрекоза и Муравей».
-Что случилось со Стрекозой? (Она осталась без жилья)
-Почему она осталась без жилья? Может с ней случилась беда? (Она не заботилась о жилье, летом пропела, проиграла, проплясала все время)
-Помог ли ей Муравей? (Нет, не помог)
Словарная работа.
_Ребята, в басне есть устаревшие слова, которых сейчас не употребляют. Давайте поясним значение этих слов.
Катит-наступает
Помертвело-опустело
Боле-больше
Нужда-бедность, недостаток в чём-нибудь
Удручена-сильно огорчена
Вешние дни-весенние дни
Мурава-молодая трава.
Физминутка.
Самостоятельное чтение.
( После читает один ученик.)
Концептуальная беседа по прочитанному тексту.
-Как в басне Крылов называл стрекозу? (попрыгунья)
-Прочитайте, как жила Стрекоза летом? Какой она была?
-Почему именно с ней произошло несчастье?
-Прочитайте, что заставило Стрекозу ползти к Муравью?
-О чём она пошла просить Муравья?
Откликнулся ли Муравей на просьбу Стрекозы?
-Почему Муравей не захотел помочь Стрекозе? ( Он трудился, а Стрекоза порхала, ничего не делала, а только пела)
-В каких строках басни содержится основная мысль, то есть мораль? Прочитайте.
-Каким вы представляете Муравья? (трудолюбивый, серьёзный) слайд
-Какой представляете Стрекозу? (ленивая, беззаботная, легкомысленная) слайд.
Характеристика героев басни.
-Ребята, давайте охарактеризуем Стрекозу. Среди этих слов найдите слова, которые относятся к ней. Из выбранных слов приклеим Стрекозе крылышки.
-А сейчас поможем строить дом Муравью из слов, которые подходят для него. (Строят дом для Муравья только из тех брёвнышек, которые относятся к Муравью)
Слова на доске:
Трудолюбивый, весёлая, злой, добрый, справедливый, спокойный, ленивая, беспечный, жадный, несерьёзный, хитрый, легкомысленный, жестокий, беззаботный.
Чтение по ролям.
-Ребята, а сейчас басню прочитаем по ролям. Сколько персонажей в басне? (Чтец, Стрекоза, Муравей) Я хочу, чтобы вы прочитали очень выразительно, правильно поставили логические ударения, сделали в нужном месте паузы. Хотите послушать, как читают настоящие артисты. Давайте послушаем басню в исполнении артиста и одновременно следим по учебнику,
Прослушание аудиобасни.
-А сейчас вы попробуйте. Кто хочет?
Чтение по ролям.
Работа с пословицами.
-Ребята, к сегодняшнему уроку вы готовили пословицы о труде. Прочитайте, пожалуйста.
— Я тоже подготовила вам пословицы, но видимо что-то перепутала. Вот такая путаница у меня получилась. Помогите мне разобраться, найдите нужную половину пословицы.
Лето пролежишь-… и рыбку из пруда.
Без труда не выловишь…. зимой с сумой побежишь.
Труд человека кормит, тот не ест.
Пчёлка маленькая, потехе час.
Кто не работает, а лень портит.
Делу время- да и та работает.
«Кому бы вам хотелось адресовать пословицу «Делу время, потехе час?»
(слайд)
-Ребята, кто вам симпатичен в басне? Почему он вам симпатичен?
-Ребята, а что станет со Стрекозой? Вам не жалко её?
-Да, из-за своей беспечности Стрекоза попала в беду. Может быть Муравей слишком строг в отношении Стрекозы? Может быть ей дать шанс исправиться? Давайте так поступим, изменим конец басни. Я знала, что вы добрые дети, заранее написала вам на листочках. Прочитайте.
И сказал Стрекозе Муравей:
«Заходи ты ко мне поскорей.
Я тебя накормлю, обогрею,
Только будь ты теперь – умнее.
-Пожалел Муравей Стрекозу. Но вот настала весна, что же произошло дальше. Взялась ли за ум Стрекоза или осталась такой же легкомысленной, какой была? У вас два варианта ответа на этот вопрос. Выбрать один. Какой вам ближе?
(Каждый ребёнок заканчивает по- своему)
Но как только весна пришла, Но как только весна пришла
За ум взялась Стрекоза. Позабыла слова Муравья.
Построила дом красивый И как прежде в ясные дни
И живет в нём счастливо. Хороводы водила одни.
Подведение итогов.
-Чему учит басня? ( Надо думать о завтрашнем дне)
-От какого недостатка предостерегает детей эта басня? (от эгоизма, беспечности, жестокости, лени)
-Ребята, мы с вами знаем, что басни пишутся не для стрекоз и муравьев. Дедушка Крылов в своих баснях давал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее, лучше.
Домашнее задание.
Дома выучите пословицу. А кому трудно выучить пословицу полностью, можно половину.
Самоанализ урока литературного чтения во 2 а классе
Учитель: Зуфарова Фандиля Тагировна
Тема: Басня И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей».
Представленный урок проводился в I триместре во 2 а классе в рамках семинара «». Урок проводился по учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, ч.1.
Тип урока: урок изучения и закрепления полученных знаний.
Решение образовательных задач урока соответствует требованиям программы по литературному чтению для 2 класса начальной школы.
Цели урока следующие:
• познакомить учащихся с новой басней И. А. Крылова; вспомнить другие, изучаемые ранее;
• продолжить формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении, делать выводы для себя;
• развить у детей поэтический слух, способность эмоционально откликаться на прочитанное;
• воспитать художественный вкус, положительные человеческие качества.
Поставленные задачи определили подбор материала для урока: портрет писателя, иллюстрации к басням, книжная выставка, магнитофон, запись басни Крылова «Стрекоза и Муравей» в исполнении В. Гафта, диафильм «Стрекоза и Муравей».
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей организационной задачей являлось создания условий для восприятия, осмысления и первичного закрепления нового материала. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.
При организации и проведении урока я постаралась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ученик успешен в своем мнении, он не боится высказываться. Урок начался с психологического настроя, была проведена активная зарядка, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.
Для эмоционального восприятия материала я использовала яркие иллюстрации по басням И. А. Крылова, просматривание диафильма «Стрекоза и Муравей», прослушивание басни в исполнении артиста.
Повторение изученного материала провела в форме игры. Ученики по морали басни вспоминали ее название, персонажей, выполняли задания с карточки (инсценировка, чтение по ролям, чтение наизусть). Этот вид работы способствовал подъему настроения учеников.
Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. С моей стороны были соблюдены нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», рефлексия показала, что урок детям понравился.
Результаты урока говорят о том, что ученики на уроке повторили ранее полученные знания, «открыли» новое, нашли в новой басне мораль, выяснили, какое отрицательное качество высмеивается в басне, и сделали для себя выводы.
13