Тема | Введение в раздел. Отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила ».
|
Предмет | Литературное чтение |
Класс | 2 |
Автор | Мартыненко Марина Акимовна |
Образовательное учреждение | МОУ СОШ№20 |
Методическое обеспечение | УМК «Школа 2000-2100».Учебник «Литературное чтение». Авторы Р.Н. Бунеев, Е .В .Бунеева |
Тип урока | Изучение нового материала |
| |
предметные цели | Углубить знания учащихся о богатырях |
метапредметные цели | Формирование информационной культуры личности, навыков творческой деятельности. Развитие умения вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем. |
личностные | Обогащение духовного мира личности ,воспитать патриотизм путем приобщения к нравственным ценностям истории ,литературы и культуры. |
Оборудование | Учебники, ПК проектор, экран, раздаточный материал. |
Подробный конспект урока
Урок мы начнем с высказывания» Незнание — плохое средство избавиться от беды». Сенека. Как вы понимаете его значение? Назовите антоним к слову незнание. Рассмотрим еще одно высказывание». Знание-спутник человеку на пути его любом. Д. Гурамишвили». Сегодня мы отправимся в путешествие за знаниями.. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, выберите и приклейте на свой лист того смайлика ,который отражает ваше настроение на начало урока.
1.Вводная беседа | |
Постановка проблемы и поиск ее решения. Цель: формирование у учащихся образа богатыря, как защитника земли русской.
Физминутка. Цель: сохранение зрения, снятие напряжения с глаз. | Как называется наша Родина? А как она называлась раньше? Сравните территории, что вы можете сказать? Очень давно наша Русь была не так сильна. У нее было много врагов, которые хотели напасть на Русь. Кто же мог ее защитить? Обратите внимание на рисунок на странице 172.Кого вы видите? Во что одет Афанасий? В образ кого он вошел? Как будет называться раздел? Кто же это — богатыри? Какой образ встает перед вами? Обратимся к словарю Ожегова и прочитаем точное значение этого слова. Работа по репродукции картины В.М.Васнецова «Богатыри». В какие времена они жили? Как вы это определили? Как звали богатырей? Глядя на облик богатырей, определите, какими качествами обладали они? Об их подвигах и силе складывались былины и сказки. (Обращаются к выставке книг). Кому хотелось бы прочитать эти книги? Для чего? Силу и мощь богатырей прославляли не только художники, но и композиторы. Послушайте фрагмент из оперы М.Глинки. Кого можно представить, слушая его? Выберите слова, которые характеризуют музыку, рисующую образы богатырей. Игра каких инструментов передает силу и мощь произведения? Где вы их видели? Композитор написал оперу на сюжет поэмы А.С.Пушкина, отрывок из которой мы будем читать. |
|
2.Словарная работа (работа с толковым словарем) |
| яснели |
| в бездейственном |
| дремало |
| вражий стан |
| воспрянул |
| внезапный |
| латы |
| басурман |
| преданье |
| 3.Чтение учителем |
| -Что вы представляли, слушая стихи? |
| -Кто такой Руслан? Чем закончилось сражение? |
| Чтение отрывка с комментированием. |
| 1-4строчки. Когда будут происходить события? Какие слова это подтверждают? Как нужно читать эти строки? |
| 5-7 строчки. Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля? Какой согласный звук постоянно повторяется в этих строчках? Как звучат эти слова? Меняется ли темп чтения? Как будем читать эти строки? |
| 8-9.Как киевляне отнеслись к сражению? Что же случится дальше? |
| Чтение до конца. Ожидал ли враг такого внезапного нападения? Какие строчки этой части особенно энергичны? Какими словами автор рассказывает о действиях воина? Как вы понимаете значение двух последних строчек? |
| Самостоятельное чтение с заданием: разделить отрывок на 3 части, озаглавить их. |
| Выразительное чтение. Обратить внимание на то, как меняется темп, интонация от части к части. |
Физминутка. Цель: восстановление сил. | Отразите на листе бумаги красками тот отрывок, который затронул ваши души. Защита работ. Поэма Пушкина богатырская, в ней воспеты богатыри киевского князя Владимира. |
Применение новых знаний. Цель: выяснить степень сформированности знаний, умений и навыков | Работа в группах. А сейчас проверим, как вы будете использовать полученные знания: 1группа. Подобрать к прочитанному отрывку подходящие по смыслу пословицы. Всякому мила своя сторона. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Если по-русски скроен, то и один в поле воин |
|
|
| 2 группа. |
| Подберите к устаревшим словам современную пару. |
| небеса рассветало |
| яснело небо |
| басурман исторический рассказ |
| минувший враг |
| преданье прошедший |
| 3 группа. Выберите слова, характеризующие образ Руслана: |
| Храбрый,трусливый,застенчивый,жадный,мужественный,отважный,сильный,смелый,лживый,справедливый,бес страшный |
| 4 группа. Составить синквейн к слову богатырь. |
Итог урока | Защита работ. |
Цель: систематизировать полученные знания и умение применять их в жизни. Формирование своего «Я — образа» на основании восприятия того, как ее оценивают другие. | Только ли в сражениях проявляются богатырские качества? Каким надо быть и как себя вести, чтобы стать патриотом своей Родины? Кого из современных граждан страны можно назвать богатырем, патриотом России? Выберите из серии картинок те, которые можно отнести к понятию «Современные богатыри» и прикрепите на доску. А кто со временем придет на смену этим замечательным людям? Чей образ вам запомнился? Почему? Что для этого вам следует делать? На что вы направите свою силу? Кому будете помогать? Работали вы дружно. Где дружбой дорожат, там враги дрожат. И вы должны встать на защиту Земли русской, если потребуется, Родину-мать защитить! А что для этого надо иметь? Отгадайте загадку. |
Рефлексия. Цель: организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке | Камень твёрдый. Яблоко с багрово-красной кожей. Может быть меж рёбер и аортой. Бьётся шар на шар земной похожий. Так или иначе всё земное умещается в его пределы, потому что нет ему покоя, до всего есть дело. Каждый получает в подарок сердечко, которым будет любить свою Родину. Заполните оценочные листы. Прикрепите смайлика, какое настроение у вас в конце урока. |
Домашнее задание | Подготовить рассказ о богатыре. Нарисовать образ богатыря. (по выбору) |
Лист самооценки
«3» | «4» | «5» | |
1.Изучение нового материала (ответы на вопросы) |
|
|
|
2.Работа в группе |
|
|
|
3.Активность на уроке |
|
|
|
Слова, которые характеризуют музыку, рисующую образы богатырей: взволнованная, мощная, душевная, веселая, мужественная, величественная, печальная, решительная.
Задания группам
небеса рассветало |
яснело небо |
басурман исторический рассказ |
минувший враг |
преданье прошедший |
Храбрый, трусливый, застенчивый, жадный, мужественный, |
отважный, сильный, смелый, справедливый, лживый, бесстрашный |
Всякому мила своя сторона. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Если по-русски скроен, то и один в поле воин. |