Конспект урока для 2 класса «Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах. Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

2 класс. Развивающее обучение. Система Эльконина – Давыдова.

Урок литературного чтения

Тема «Зачем люди хвастаются? Сказка и басня. Слово-поучение в этих жанрах.

Русская народная сказка «Заяц-хвастун»

Цель (для учителя): научить учащихся в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.

Цель (для учащихся): научиться в ходе коллективного обсуждения прочитанного произведения определять отношение автора к персонажу, главную мысль сказки.

Задачи (для учителя):

Личностные

Воспитание умения принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним;

Формирование умения принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;

Воспитание на примере русской народной сказки, что хвастовство – порок человека.

Предметные

Обучение учащихся умению критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения;

Метапредметная

Формирование умения правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;

Формирование умения в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.


Планируемые результаты (для учащихся):

Предметные:

Уметь критериально оценивать своё и чужое интонирование и чтение в соответствии с выбранными критериями выразительного чтения.

Метапредметные:

Уметь правильно читать слова и словосочетания, обозначать интонацию в высказывании в соответствии с пунктуацией;

Уметь в устной форме давать полный ответ на вопрос по содержанию.

Личностные:

Уметь принимать этикетные нормы поведения в процессе анализа и интерпретации произведения;

Уметь принимать различные точки зрения от прочтения произведения, терпимо относиться к ним.





п/п

Этап урока

Цель

Возможные задания, действия и вопросы учителя


Формы работы и действия учеников

1

Мотивация

Эмоциональный настрой на урок

Здравствуйте, ребята! (слайд 1)

— Напомните мне, пожалуйста, какой у нас сейчас урок?

— Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

— Какой раздел мы с вами изучаем?

— Что нам рассказало слово, чему уже мы у него научились?

— На последнем уроке мы говорили о том, что надо хвастать неприлично. Почему?

— Почему слова хвастуна вызывают другую реакцию у окружающих?


Отвечают на вопросы по схеме на слайде.


2

Проверка домашнего задания

— Какое задание вы получили на дом?

— Чему вы учились дома, работая с этим дидактическим текстом?


Вы, внимательные слушатели, слушаете чтение своих товарищей, а потом оцениваете их критериям. (слайд 2)

Желающие читатели могут проанализировать своё чтение (что получилось, что нет при чтении).


Отвечают на вопросы.

Читают дидактический текст по абзацам

Проводят самооценку домашнего чтения по критериям на слайде.

Проводят взаимооценку домашнего чтения по критериям на слайде.

3

Актуализация. Выявление места и причины затруднения.

Постановка учебной задачи

Создать соответствующую атмосферу;

Оживить знания детей


— Для чего авторы создают произведения о хвастунах, если хвастовство – это неприличный порок?

— А вы знаете героев произведений, которые любили хвастаться?

— Вспомните героя произведения, которое мы читали в 1 четверти, который тоже любил хвастать («Я пуговицу себе сам пришил» ВВ Голявкин).

— Почему мы тогда сделали вывод, что мальчик хвастает?

— Как к нему отнеслись ребята?

— Почему?

— К какому жанру относится это произведение?

— Всегда ли герои-хвастуны отрицательные герои?

Давайте посмотрим, что об этом думают наши авторы учебника.

— К нам сегодня на урок пришёл ещё один хвастун. Кто это, вы отгадаете из загадки.

Мой папа – красавец!

Соседям на зависть.

Глаза, словно сливы –

Раскосы, красивы.

Он длинные уши

На солнышке сушит.

Врагов не боится –

Ни зверя, ни птицы.

Храбрец и красавец,

Зовут его – …


— Прочитайте название произведения, с которым мы сегодня знакомимся. (слайд 3)

— К какому жанру относится это произведение?

— Кто сможет объяснить, что такое сказка?

— Где мы можем найти ответ на этот вопрос?

— Прочитайте определение понятия «СКАЗКА».

— Попробуйте самостоятельно дать определение этому слову. (слайд 4)

— Назовите автора сказки. (слайд 5)

— Кто герой сказки?

— Как вы определили?

— Что вы можете сказать о герое по названию произведения?

— Как вы узнали?

— Как к нему будут относиться другие герои сказки?

— Как вы думаете, заяц-хваста положительный или отрицательный герой? Почему?


— Как это выяснить?


Отвечают на вопросы.



















Отгадывают загадку.











Читают название произведения.

Отвечают на вопросы.


Ищут ответ на вопрос в справочнике в конце учебника.

Дают устное определение своими словами понятия «СКАЗКА».


Отвечают на вопросы.









Высказывают мнения.





Ставят цель для себя.


3

Решение учебной задачи.


Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому материалу


— Вы прочитаете сказку самостоятельно, а потом поделитесь своими впечатлениями и мнением об хвастунишке зайце.


— Кто герои сказки?

— Поделитесь своим мнением о главном герое — зайце.

— Действительно он хваста?

— Давайте перечитаем сказку ещё раз и разберёмся, кто прав в нашем споре.

Прежде чем читать, скажите, все ли слова вам понятны в тексте?

— Какие слова вы можете объяснить самостоятельно?

(слайд 6)

Крестьянин– сельский житель.

Гумно– площадка для молотьбы сжатого хлеба.

Кокорина – нижняя часть ствола хвойного дерева.


(слайд 7)

1 часть до слов «Пошёл зайчик…»

— Что вы узнали о герое сказки?

— Как жилось зайцу в лесу?

— Почему?

Как вы думаете, почему заяц начал хвастать?

— Почему вы так решили, ведь в сказке об этом не говорится?

— Чем хвастал заяц перед другими зайцами? Прочитайте из текста.

— Почему он говорил «УСИЩИ», ЛАПИЩИ», «ЗУБИЩИ».

— Как вы думаете, а каким голосом он это говорил? Почему?


2 часть до слов «Вот сидела…»

— Как к хвастовству зайца отнеслись другие зайцы?

— Боялись они его или нет? Докажете.

— Почему зайцы рассказали вороне о хвастуне?

— Что спросила ворона у зайца?

— Что он ей ответил?

— Как вы думаете, тон голоса у зайца был такой же или другой? Почему?

— Что сказала ворона зайцу на прощание? Каким голосом?

— Почему ворона не наказала зайца?

— Что вы можете сказать о ней? Какая она?

— Чего испугался заяц?

— Что он пообещал вороне?


3 часть до конца.

— Какая история приключилась с вороной? Расскажите.

— Кто ей помог?

— Что вы можете сказать о поступке зайца?

— Можно ли его назвать героем? Почему?

— Что сказала ворона зайцу при второй встрече?

— Это похвала или упрёк? Докажите.

— Как вы думаете, каким голосом сказала ворона на этот раз?

— Какие качества зайца мы видим в конце сказки?

— Сравните, каким заяц был в начале сказки, а каким показан в конце?


? — Как вы думаете, заяц-хваста всё таки положительный или отрицательный герой?


— Для чего в сказке несколько раз повторяются слова похвальбы зайца?


— В чём заключается поучение в этой сказке?

— Для чего её написал русский народ? Чему он хотел научить?

— Не зря часто говорят – Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.


— Действительно, хвастовство никогда до добра не доводит, а если ты и хвастаешь, как наш заяц, то должен уметь доказать свою похвальбу на деле.


— Можно ли эту сказку поставить на сцене театра?

— Что для этого надо сделать?

— Кто из героев будет у нас участвовать в спектакле? (заяц и ворона)

— Кто ещё понадобится для участия в спектакле? (автор)

— В чём заключается роль автора?

— Кто ещё есть в театре, руководящий артистами? (режиссёр)

— В чём заключается его роль?

— Я предлагаю самостоятельно, работая в группах по 4 человека, разметить текст для подготовки спектакля, распределить роли.


— Внимание! Внимание!

Объявляется конкурс театров на лучшую постановку сказки «Заяц – хваста»

— Чтобы выяснить, какой театр лучше всех подготовил свой спектакль, жюри, а это все слушатели, должно определить критерии по которым мы будем оценивать группы.


Критерии для оценки чтения по ролям.

1. Чтение без ошибок.

2. Чтение в соответствии со своим местом по тексту.

3. Передача характера и состояния героев (интонирование).



Читают сказку сказки самостоятельно и отмечают трудные и непонятные слова в тексте.












Работают с трудными словами.






Читают сказку по частям и анализируют по вопросам.












































Высказывают мнения.








Определяют поучение в сказке.











Высказывают мнения.









Работаю в группах, размечают текст по ролям.

Читают самостоятельно по ролям в группе.




Определяют критерии оценки чтения по ролям.










Чтение по ролям и взаимооценка.

4

Рефлексия

Обеспечить более глубокое целостное восприятие материала

Самоанализ своей деятельности

— Какое качество человека высмеивается в этой сказке?

— Что такое хвастовство? Подберите слова синонимы.

— Как вы считаете, это хорошее качество или плохое? Почему?

— Кто помог нам показать это качество?


Отвечают на вопросы.


5

Выход за рамки урока


Подготовить выразительное чтение по ролям (конкурс продолжается).

Нарисовать рисунки к сказке, передать в рисунках характеры героев.



Свежие документы:  Контрольный опрос по литературе в 11 классе


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: