Технологическая карта урока по чтению во 2 классе
Задача: знакомство с русской народной сказкой « У страха глаза велики».
Тип урока: комбинированный
Цель урока: дидактические: познакомить учащихся с новым произведением; способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идеи произведения, формировать умение работать с текстом произведения; обеспечить осмысление; развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умен7ий и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдения интонации и придание голосу нужной эмоциональной окраски; воспитывающие: воспитывать у учащихся чувство юмора, прививать любовь к народному творчеству.
Формируемые УУД: Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели,
формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
составление плана и последовательности действий
Планируемые результаты урока:
Личностные:- проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок
Метапредметные:
Познавательные умения:
— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
— читать и инсценировать сказку по ролям;
— уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
— отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
— уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие по плану;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
— знать специфические особенности жанра литературной сказки;
— выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
— характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
— читать текст осознанно, выразительно и без ошибок;
— работать с содержанием текста сказки;
— читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Оборудование: презентация к уроку, учебник “Литературное чтение. 2 класс” (авторы Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А.) – Просвещение 2012 пословицы, компьютер, проектор.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия | |
I.Мотивация
| Настроение у нас отличное. А улыбки дело привычное. Пожелаем друг другу добра Ведь урок начинать нам пора! слайд 1 | Настраиваются на успешную работу. Слайд1
| Регулятивные УУД: —формировать умение принимать и сохранять учебную задачу. |
IIПроверка домашнего задания.
III. Физминутка
IV Организация восприятия и усвоения материала
V Физминутка
VI.Закрепление нового
VII. Подведение итога:
VIII Домашнее задание
IX Рефлексия: слайд11 | Сказки с детства нам в жизни нужны.
1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги. — Что значит слово зимовье? — Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»? — Как звери напугали волка? — Что волк рассказал о своих страхах? — Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки) 2.Чтение сказки по ролям: — Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)
1.Подготовка к восприятию. -Скажите, любите ли вы сказки? А какие? Сказки — это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка. 2.Первичное восприятие —Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»? cлайд 3.4 Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.слайд 5 Сядьте, как вам удобно слушать. Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками. Слайд 8 Проверка первичного восприятия: — Что вы почувствовали? -Скажите эта сказка смешная или грустная? -Как в ней названы бабушка, внучка, курочка и мышка.(бабушку зовут старушка, внучку – толстушка, курочку — клохтушка, мышку – норушка.) -Найдите абзац, в котором сказано как водоносы несут воду
Под музыку учащиеся изображают, как идут с ведрами герои сказки.
1.Чтение сказки по ролям: — Сделайте разметку текста и определите реплики героев. — Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них? — Как должен читать свои слова автор? 2. Вторичное восприятие: Вопросы после чтения: -Определите главную мысль сказки. — Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» — пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится. -Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки? -Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер….. — Что вы можете сказать о зайце? Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
— С каким произведением мы сегодня познакомились? — Какое по жанру это произведение? — Кто автор сказки? — А кто ее нам пересказал? Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусмотрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.
Выразительное чтение сказки по ролям.
Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)
|
Свободное владение прошлым материалом. Умение работать самостоятельно, по цепочке, в парах и группах с использованием ранее изученного материала и освоенного инструментария.
Отвечают, рассуждают.
Ответы обучаемых, рассуждения, уметь давать объективную оценку своей работе и работе товарищей.
.
.
| Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование учебной цели, формулирование проблемы, создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
|
|
Тема урока: Русская народная сказка « У страха глаза велики».
Цель урока:
— продолжить формировать представление о народной сказке, её особенностях и видах;
— ввести алгоритмы оценки рассказывания народной сказки; работы с содержанием текста народной сказки; формулирования вопросов по содержанию текста; составления плана текста (для пересказа); краткого пересказа текста;
— научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Формируемые УУД:
1.Познавательные УУД: формировать информационные умение воспринимать и анализировать художественный текст с использованием иллюстраций, умение выделять главную мысль произведения, умение характеризовать героев произведения на основе их поступков. 2.Регулятивные УУД: формировать умение принимать и сохранять учебную задачу, умения контролировать, корректировать, оценивать. 3.Коммуникативные УУД: формировать умение передавать свои мысли и чувства, умение формировать собственное мнение, умение договариваться и приходить к общему мнению, умение сотрудничать с учителем и одноклассниками.
4.Личностные УУД: умение оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие и плохие.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
— оценивать поступки героев произведения под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей;
— проявлять интерес к народной сказке и её героям, позитивное отношение к чтению народных сказок, желание создать (написать) собственную
сказку.
Метапредметные:
Познавательные умения:
— определять тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
— определять виды народных сказок и обосновывать своё мнение;
— определять особенности сказок и проводить их сравнение по плану;
— определять структуру сказки и обосновывать своё мнение;
— формулировать вопрос и адекватно на него отвечать;
— использовать приобретённые знания и умения при сочинении собственной сказки.
— читать и инсценировать сказку по ролям;
— уметь распределять роли при подготовке к инсценированию (драматизации);
— отбирать выразительные средства (интонацию, мимику, жесты, тон, темп);
— уметь выражать собственное отношение к герою в процессе чтения по ролям или инсценирования (драматизации).
Регулятивные умения:
— выполнять учебное действие по плану;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— осуществлять взаимопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.
Коммуникативные умения:
— излагать понятно для партнёра основное содержание сказки, используя иллюстрации или план;
— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
— адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.
— использовать речевые средства для представления результата деятельности.
Предметные:
— знать специфические особенности жанра литературной сказки;
— выделять главную мысль произведения под руководством учителя;
— характеризовать героев произведения на основе его намерений и поступков;
— читать текст сказки осознанно, выразительно и без ошибок;
— работать с содержанием текста сказки;
— читать сказку по ролям;
Основные понятия: жанр (сказка), виды сказок (сказка о животных, бытовая сказка, волшебная сказка), структура сказки, герой сказочного текста, собиратели русских народных сказок.
Оборудование: презентация к уроку, учебник “Литературное чтение. 2 класс” (авторы Климанова Л.Ф. Виноградская Л.А.) – Просвещение 2012 пословицы, компьютер, проектор.
Методы и приёмы: словесный (беседа, рассказ), наглядный (метод иллюстраций), практический (чтение детей); частично-поисковый, проблемный, аналитический.
Ход урока:
I.Орг. момент.
Настроение у нас отличное.
А улыбки дело привычное.
Пожелаем друг другу добра
Ведь урок начинать нам пора!
II. . Проверка д/з.
Сказки с детства нам в жизни нужны.
С интересом мы сказки читаем.
Сказки чудом и знаньем полны
Их волшебной страной называем.
И поверьте, лишь в этой стране
Мы сильнее становимся втрое,
В этой доброй, волшебной стране
Можно стать самым главным героем.
1.- К какой сказке подходят пословицы: Дружба заботой да подмогой крепка.. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
— Что значит слово зимовье?
— Как вы понимаете выражение «пустились наутёк»?
— Как звери напугали волка? — Что волк рассказал о своих страхах? — Перечислите героев сказки «Зимовье»? (бык, баран, свинья, кот, петух, волки)
2.Чтение сказки по ролям:
— Послушаем, как вы дома потренировались выразительно читать сказку. Не забывайте использовать выразительные интонации, которые соответствуют характеру героя. (оценочные суждения)
III. . Физминутка
IV. Знакомство с новым материалом.
1.Подготовка к восприятию.
-Скажите, любите ли вы сказки? А какие?
Сказки — это произведения, которые любят слушать все. Бабушка или мама или артист со сцены рассказывают вам сказку вслух, а вы сидите смирно ничего не говорите и слушаете. Сегодня мы познакомимся с русской народной сказкой «У страха глаза велики». Один человек придумал сказку, второй добавил, третий продолжил, и получилась сказка.
2.Первичное восприятие —Как вы понимаете название этой сказки «У страха глаза велики»?
— Ребята, сейчас вы впервые услышите это произведение. В тексте вам встретятся незнакомые слова
Колодец – укрепленная срубом, узкая, глубокая яма для получения воды.
Колода – род деревянного корыта – бревно с выдолбленной серединой
Наперсток – колпачок, надеваемый на палец при шитье.
Сядьте, как вам удобно слушать.
Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.
Проверка первичного восприятия:
— Что вы почувствовали?
-Скажите эта сказка смешная или грустная? V. Групповая работа
1.Чтение сказки по ролям:
— Сделайте разметку текста и определите реплики героев.
— Подумайте, с какой интонацией надо читать слова каждого из них?
— Как должен читать свои слова автор?
2. Вторичное восприятие:
Вопросы после чтения:
-Определите главную мысль сказки.
— Название нашей сказки взято из пословицы. «У страха глаза велики» — пословица о том, кто раз испугавшись, всего боится.
-Для чего наши герои носили воду?
-Что ещё может расти в саду и огороде кроме яблоньки?
-Возможно, заяц пришел в огород за капустой или морковкой. И вдруг налетел ветер…..
— Что вы можете сказать о зайце?
— За что народ высмеивает действующие лица в сказке?
— Что водоносов заставило подумать, что это был вовсе не зайчик?
— Что показалось каждому со страху?
Бабушке-медвежище, внучке-волк,курочке – лиса, мышке-котище.
— Какие люди в народе ценятся больше всего?
/ Храбрые, мудрые, смелые, которые сохраняют самообладание в трудных и страшных ситуациях/.
— Какие люди осуждаются, высмеиваются?
/ Трусливые, избегающие проблем, глупые/.
VI.. Подведение итога:
— С каким произведением мы сегодня познакомились?
— Какое по жанру это произведение?
— Кто автор сказки?
— А кто ее нам пересказал?
Основная мысль сказки – осмеять, осудить трусливых людей. Сказка учит нас не поддаваться своим страхам, быть разумными и предусматрительными. Ведь не зря говорится: Смелость(отвага) города берёт. Волков бояться в лес не ходить.
VII. Домашнее задание – выразительное чтение сказки;
VIII. Рефлексия:
Ребята, перед вами лежат пушистики. У каждого из них своё настроение. Раскрасьте того пушистика, у которого такое же настроение как и у вас после урока. (Дети раскрашивают)
— Покажите своих пушистиков.Я очень рада, что вы уходите с урока с хорошим настроением.