И.М.Московских,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №12
г. Новый Уренгой
А.С.Пушкин в литературе. « Зимний вечер»
Урок литературного чтения в 3-м классе
______________________________________________________________________________
Использование в структуре урока работы в паре в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу обучающихся деятельностно включится в учебный
процесс, проявить коммуникативные и мыслительные способности. Такая организация
занятия направлена на достижение не только предметных, но и личностных, и метапред-
метных результатов обучения. Посредством организации работы обучающихся в парах и
группах на уроках литературного чтения при изучении стихотворных произведений фор-
мировать у них коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Тип урока: изучение нового материала.
Литература:
— Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х. Москва «Просвещение»,2013(сис-
тема УМК «Перспектива»)
— Литвинская И.Г. Использование методики Ривина при изучении стихов. Коллективный
способ обучения. 1995.№1
Цели урока:
— познакомить обучающихся с красотой поэзии А.С.Пушкина;
— помочь почувствовать состояние души поэта.
Задачи урока:
— личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;
— метапредметные:
— познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска
информации ( учебник, справочник- словарь);
— коммуникативные – формирование у обучающихся:
— навыков сотрудничества со сверстниками;
— умений: выявлять истину в дискуссии; выполнять различные роли в паре; сотрудничать
В совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила
речевого этикета; принимать точку зрения собеседника;
— предметные:
— формирование у обучающихся правильной читательской деятельности;
— расширение знаний детей о творчестве А.С.Пушкина;
— развитие у школьников устной речи, умения работать со стихотворным произведени —
ем;
— регулятивные: формирование у детей умения определять цель учебной деятельности с
помощью учителя и самостоятельно.
Оборудование:
— текст стихотворения А.А.Блока «Пушкинскому дому»
— портрет А.С.Пушкина и А.А.Блока;
— аудиопроигрыватель;
— аудиозаписи: стихотворение «Зимний вечер» А.С.Пушкина ;
— карточки с заданиями.
Ход урока.
1. Организационный момент
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
… Пушкин! Звук понятный и знакомый,
Не пустой для сердца звук.
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас всегда?…
Вот зачем такой знакомый
И родной для сердца звук…
-Ребята, как вы думаете, кому будет сегодня посвящён урок?(Дети отвечают)
— Верно, сегодня у нас встреча с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушки-
ным.
2. Введение в тему урока.
Прочтите строки из стихотворения Александра Александровича Блока, написанные на доске. Почему поэт считает, что имя Пушкина – это слово, близкое сердцу каждого русско-
Го человека? Вам предстоит работа в группе. Возьмите карточку №1.
Карточка №1
Вам предлагаются слова из стихотворения А.А.Блока «Пушкинскому дому»,кото –
рые он посвятил А.С.Пушкину.
1. Вчитайтесь в эти слова:
Пушкин!…
Звук понятный, знакомый,
Не пустой для сердца звук …
А.А.Блок
2. В группе обсудите эти вопросы. Подумайте и скажите, о чём говорят эти слова? По-
чему понятный, знакомый, почему не пустой для сердца звук? Поделитесь своими мысля-
ми с товарищами.
3. Актуализация знаний.
-Каждый из нас знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина с самого раннего
детства. Хотя Пушкин родился очень давно (в 1799г.), его произведения любят и читают до сих пор.
— Сегодня мы с вами познакомимся с прекрасным стихотворением Александра Сергееви-
ча Пушкина.
— Откройте учебники , прочитайте название стихотворения.
(Пушкин написал «Зимний вечер» в ссылке, в селе Михайловском, где жил два года,с 1824
По 1826 гг., не имея права выезжать.
— Подумайте, как мы могли бы назвать тему нашего сегодняшнего урока?
(Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»)
4. Физкультминутка.
5. Работа по теме урока.
1. Первичное восприятие (аудиозапись).
— Послушайте и скажите какие картины возникли в вашем воображении?
— Что вы увидели, когда слушали это стихотворение?
6.Словарная работа.
Веретено –ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым кольцом.
Кроет – покрывает.
Лачужка – небольшая старенькая избушка.
Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша.
7. Организация парной работы обучающихся над содержанием прослушанного стихот-
ворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»
— Чтобы лучше понять, какие чувства и эмоции Пушкин хотел передать этим произведе-
нием, попробуйте помочь друг другу вникнуть в смысл слов и строчек стихотворения, за-
помнить проработанные строфы. Сколько строф, частей в стихотворении? 4 строфы.
— Сколько человек будут работать с вами вместе, чтобы изучить стихотворение? 4.
Карточка №2
1. Вчитайтесь в первую часть стихотворения.
2. Какое настроение создаёт описание природы и погоды в начале стихотворения?
3. Как лирический герой пытается изменить ситуацию?
4. Как Александр Сергеевич Пушкин пишет о няне? Можно ли сказать, что он хорошо
помнит своё общение с няней с детства? За что он благодарен ей?
5. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит А.С.Пушкин,
чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?
8. Выразительное чтение стихотворения.
9. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
На сегодняшнем уроке я узнал …
На этом уроке я похвалил бы себя за …
После урока мне захотелось …
Сегодня я сумел …
10. Подведение итогов урока.
— Чем занимались на уроке?
11. Домашнее задание.