Закрепление по теме «Были и небылицы»
Цель урока: обобщить знания детей по пройденному разделу
«Были-небылицы.»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Путешествие первое
1. Речевая разминка.
Быстро и грамотно произнести скороговорку.
Пошел Ипат
Лопаты покупать.
Купил Ипат
Пять лопат.
Шел через пруд,
Зацепился за прут.
Упал в пруд Ипат,
Пропали пять лопат.
— Прочитайте «птичьим базаром».
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте, начиная тихим голосом, затем все громче.
— Сейчас наоборот: начиная громко, затем снижая силу голоса до шепота.
— С вопросительной интонацией.
— С восклицательной.
— С сердитой.
— С веселой.
— А теперь скороговоркой.
Конкурс: кто быстрее произнесет скороговорку.
2. Сочинение историй учащимися.
— Ребята, вы и не заметили, как мы с вами оказались в пруду вместе с Ипатом.
Сочините историю, что бы с вами могло произойти в пруду.
Сочините историю о том, как вы оказались в пруду.
3. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.
— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова
«… Ползет, не торопясь, алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые лангусты. Боком-боком двигается краб, везде на камнях … , рассеяны актинии и всюду множество всяких любопытных штук.»
(М.Горький «Случай с Евсейкой». Вставить слова: «точно курные вишни».)
III. Путешествие второе
«На дне рождения у слона».
— Выбравшись из пруда, попадаем на День рождения к слону. Мы там, оказывается, не одни. Мы могли бы прочитать. Кто еще был у слона, но…
Слоги в словах перепутались.
Итак, Начинаем склейку слов
Из рассыпанных слогов.
Изучите эти строчки,
Сложите правильно кусочки.
У слона на дне рождения
Это было в воскресенье
У слона на дне рождения.
Гости пели, веселились,
Так кружились, так вертелись,
Что на части разлетелись.
Раз, два, три, четыре, пять,
Помоги гостей собрать:
Ан-ло-ти-па-ди-ко-дил,
Ко-кро-шим-зе-пан-ко-ри-рил,
Ена-мот-ге-бе-раф-ги,
Мур-го-ла-ле-бра-браз-жи!
( Ответ: к слону пришли антилопа, крокодил, дикобраз, шимпанзе, бегемот, горилла, жираф, лемур, кобра, гиена.)
— Молодцы, собрали всех гостей. Посмотрите, кто пришел Да ведь это же немец, хозяин зверинца. Он рассказывает какую-то удивительную историю. Кто нам поведает, что он рассказывает? (Дети рассказывают историю про слона от имени хозяина зверинца.)
2.Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.
— Назовите автора этого произведения, найдите и вставьте нужные слова (с.43 учебника)
«Слон оказывается больше. Чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке. Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в длину занимает половину столовой. Кожа на нем грубая, в тяжелых складках. Ноги… . Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках. Уши … и висят вниз. Глаза совсем крошечные, но умные и добрые. Клыки обрезаны. Хобот — …».
(И.А.Куприн. «Слон». Вставить: 1.»Ноги толстые, как столбы». 2. «Уши большие, как лопухи». 3. «Хобот – точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец).
IV. Путешествие третье
— Вспомните, чьи это слова, откуда они и о чем идет речь.
Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо … (острова Буяна)
В царство славного Салтана.
(Это из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…».)
— Мы проплыли мимо острова и попали на другой. Давайте на нем отдохнем. (Слайд №26) Дети танцуют под музыку.
V. Путешествие четвертое
1. Работа с отрывком из ранее прочитанного текста.
— Вспомните автора произведения. Найдите и вставьте нужные слова.
« — От … смеются, — ответила мама, — а от … плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка. Тихо было в мире, и … снег, что падал и падал с неба, все прибавлял тишины. И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей … сны и сказки».
(К.Г.Паустовский. «Растрепанный воробей». Вставить: 1. «От маленькой радости смеются…» 2. «а от большой – плачут». 3. «и крупный снег …». 4. «счастливые сны …»)
2. Выразительное чтение отрывков.
— Прочитайте выразительно отрывок из этого рассказа, который вам больше всего понравился.
VI. Путешествие пятое.
1. Беседа.
— Пора нам возвращаться домой. Жаль расставаться со старыми друзьями. Как вы думаете, почему они попали а раздел «Были-небылицы»?
2. Рассматривание рисунков.
— Откройте с.44. Рассмотрите рисунки. Кто из героев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей.)
— Книг на свете очень много. Удивительные приключения случались с этими героями. Вы можете прочитать о них.
3. «Веселая путаница».
— Ребята, дается три минуты вам,
Чтоб всех расставить по местам!
— Ну, ребята, как делишки?
— Хорошо! – кричат мальчишки.
— Есть ли новости у вас?
— Есть ! – и начали рассказ …
— Ходил я в цирк не так давно.
— А я на речке был.
— Как было весело, смешно!
— Разделся и поплыл.
— Как было весело, смешно!
— Разделся и поплыл.
— Нахохотался я до слез.
— И вдруг пошел ко дну.
— Там пес кота в повозке вез.
— Закричал: «Тону!»
— Там клоун был без головы.
— А тут ребята шли.
— Играли в мяч морские львы.
— Они меня спасли.
— Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я …
Повторите все до точки,
Только – чур! – поодиночке …
— Отчего произошла путаница?
— Расставьте все по местам.
VII. Возвращение домой.
Итог урока
— Вот мы с вами и дома, среди привычных вещей. Какие истории вы о них придумали? Расскажите. (Рассказы детей, составленные дома.)