Тема: Особый почерк автора.
Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»
Цель: при изучении сказки Д. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка» отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.
Задачи:
1.Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета.
2.Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические.
3.Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам.
Формирование универсальных учебных действий.
1.Регулятивные УУД:
-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;
— соотносить внешнюю оценку и самооценку.
2.Познавательные УУД:
— применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;
— уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.
3.Коммуникативные УУД:
— выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;
— участвовать в учебном диалоге.
4.Личностные УУД:
— основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение в тему.
(работа с лентой времени)
? «Сказка о храбром зайце…»
100 лет назад | К. Паустовский «Стальное колечко»
50 лет назад |
— Ребята, вспомните, кто написал «Сказку о храбром зайце…»? (Д. Мамин — Сибиряк)
— Сегодня мы познакомимся с биографией писателя: Настоящая фамилия Мамин; 1852-1912 — прозаик, драматург. В литературном наследстве — 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин — Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник «Аленушкины сказки» (1896 г.), созданный им для любимой дочери.
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина — Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.
1. вёрст
10. хлопотали
5. нянчится
3. чернозобики
6. черныши
8. зуйки
2. отмели
7. селезень
9. выводок
4. калека
— Расставьте подчеркнутые буквы в нужном порядке, и узнаете название произведения.
— Назовите тему урока. (Д. Мамин — Сибиряк «Серая Шейка»)
III. Изучение нового материала.
1. Первичное чтение первой части рассказа учителем.
IV. Физминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке. (На носочках ходьба на месте)
Посмотрел он вправо, влево, (повороты туловища)
Пощипал немного перья. (Наклоны туловища)
Оглянулся он вокруг
И с разбега в воду плюх! (Прыжок двумя ногами)
2. Повторное чтение учениками, работа с текстом.
1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери: смело бросилась на лису и отбила у нее Серую Шейку, хотя одно крылышко утенка оказалось сломанным. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)
2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)
3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)
На доске оформляется характеристика (учащиеся распределяют таблички со словами в соответствующие столбики)
утка селезень
(самоотверженность, эгоизм, равнодушие, забота, обыватель, любовь, сочувствие)
4) Какая из позиций ближе каждому из вас?
5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, но заниматься исключительно разговорами о том, что целесообразно делать, а что нет (ведь волноваться за других и жертвовать собой всегда нецелесообразно!), философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем.) (Обыватель — это человек, который относится к окружающий сквозь призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не целесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Обыватель руководствуется формальными правилами: выражение внешнего сочувствия, внешней заинтересованности в жизни других, — он никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Обыватель всегда старается сохранить внутреннее равновесие и быть предельно вежливым с окружающими, но за этой подчеркнутой вежливостью — эгоизм и равнодушие, неспособность чувствовать чужую радость и боль.)
IV. Итог.
— Можно ли сказать, что автор — тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом)
Рефлексия:
— Как бы вы оценили свою работу на уроке?
V. Домашнее задание.
Написать сочинение-описание (по выбору) — Утка, Селезень.