Ведрова Т.М. учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
ГКОУСО «Буткинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
Урок чтения в 3 классе
Тема урока. Деление на части по плану рассказ Е.Пермяка « Смородинка».
Цели:
создать условия для совершенствования и развития навыков сознательного, правильного чтения.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
формирование у учащихся представления о жизни и творчестве писателя Е.А. Пермяка через ознакомление с рассказом «Смородинка»;
формирование у учащихся умения работать с произведениями разных жанров;
формирование у учащихся умения анализировать произведение, выделять главную мысль;
формировать умение делить рассказ на части, навык связного высказывания. формирование целостного представления о художественном произведении, подвести детей к пониманию необходимости труда.
Коррекционно-развивающие:
коррекция и развитие связной устной речи, расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся;
коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти при работе с иллюстрациями и произведением, прослушивании рассказов;
Коррекционно-воспитательные:
способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся; воспитывать экологическое сознание, бережное отношение к природе;
воспитывать нравственные качества учащихся;
формировать познавательный интерес к литературе, произведениям Е.А.Пермяка
формировать положительную мотивацию учащихся к обучению, познавательный интерес к учебным предметам.
Оборудование:
Учебники у учащихся. Карточки со словарными словами. Выставка книг Е.А.Пермяка.
Организационная часть.
При помощи рукопожатия, улыбнувшись, поприветствуем друг друга!
Садитесь, сидим правильно, отвечаем громко, чётко.
Открываем календарь! Послушаем отчет дежурного.
Какой урок? (Ответы детей)
Который по счету? (Ответы детей)
Чему учимся на уроках чтения? (Ответы детей)
Дыхательная гимнастика.
1) Дыхательные упражнения:
Вдох, выдох
Вдох с задержкой дыхания, выдох. «Аромат цветка»
2) Артикуляционная гимнастика:
Чтение слогов.
Чтение слов со стечением согласных на конце.
Проверка домашнего задания.
— Что готовили к уроку? (Ответы детей)
— Прочитайте выразительно стихотворение С.Михалкова «Важные дела». (дифференцированно)
— Почему так названо стихотворение?
Итог.
Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке будем читать произведение Е.А.Пермяка
Прочитайте его название на экране. (Дети читают) Слайд №
О чем может быть это произведение?
Мы продолжим чтение произведений о детях, как они учатся трудиться и
сегодня будем читать рассказ Евгения Пермяка «Смородинка», попробуем разделить текст на части.
Рассказ о биографии писателя
( на доске Евгений Андреевич Пермяк (1902—1982).
На зкране фотография Е.А.Пермяка
Евгений Андреевич Пермяк родился 31 октября 1902 года в Перми. Ему не нужно было выдумывать героев. Почти все книги писателя — о людях-тружениках, мастерах своего дела, об их таланте, духовном богатстве. Евгений Андреевич Пермяк написал для детей и юношества сотни рассказов и сказок, несколько научно-популярных книг, в которых утверждается великое значение труда.
Вот на выставке некоторые книги Евгения Андреевича Пермяка. После урока вы посмотрите их.
Когда и где родился Е.А.Пермяк? (Ответы детей ).
Кто понял, о чем он писал? (Ответы детей)
Правильно, дети. Е.А.Пермяк много писал о необходимости труда, о людях тружениках.
Итак, Н. И. Сладков писал произведения о природе.
Работа над текстом.
Послушайте рассказ Евгения Пермяка «Смородинка» и ответьте на мой вопрос.
Почему так названо произведение?
Я читаю, вы слушаете.
Чтение учителем текста произведения.
Работа по первичному впечатлению и пониманию смысла рассказа
Понравился ли рассказ?
Почему так названо произведение?
Назовите главного героя произведения. (Ответы детей)
С чего все началось? (Ответы детей)
Чем все закончилось? (Ответы детей)
Работа над текстом сказки, словарная работа
Открываем учебники на стр.
Прочитайте рассказ, отметьте непонятные слова, подготовьтесь читать вслух. Не забываем, что читаем внимательно, стараемся правильно произносить все буквы.
(Дети читают: 3группа – 2 абзаца, 2 группа – 3 абзаца)
Какие слова вам не понятны? (Ответы детей) (На доске слова на карточках)
Что за зеленые прутики принес домой Танин папа?
Объясните, что такое — смородиновые черенки, палисадник, проклюнулись, дёрн, Калиниковы?
Чтение словарных слов.
Чтение трудных слов.
верилось- не верилось, проверять, вырастить – вырастила, репейники, цепкие, полоть – выполоть – выполешь – выдергивать, мягкая, долгожданный.
Физминутка для глаз.
Читаем рассказ вслух цепочкой.
Беседа на актуализацию знаний учащихся о кустарниках.
Расскажите о смородине. Что это дерево или кустарник? Где растет? За чем его выращивают в саду? (Ответы детей)
Физминутка
Чтение учащимися рассказа цепочкой.
Беседа по содержанию рассказа.
Что принес однажды отец?
Почему Таня решила вырастить смородинку?
Что для этого она сделала? Прочитайте.
повыдергивала лопухи, землю вскопала, дерн сняла, комья разбила, разметила шнуром и колышками, посадила рядками черенки;
Кто помогал девочке?
Какой была Таня? (Таня была работящей, трудолюбивой девочкой).
Какие слова говорят о добром отношении к девочке автора рассказа?
Автор пишет о том, что люди радовались, глядя на девочку, говорили о ней, что она настойчивая, работящая. Называли ее «смородинка».
Деление текста на части и составление плана пересказа.
1. Смородиновые черенки.
2. Таня решила вырастить смородинку.
3. Подготовка грядки.
4. Посадка черенков.
5. Долгожданный день.
6. Отношение людей к Тане.
Работа с пословицей
Прочтение пословицы учителем
В труде рождаются герои.
Объясните смысл пословицы.
Чтение пословицы хором и отдельными учениками
В пословицах заключается мудрость, их надо знать, помнить. Они помогают честно и правильно жить.
Выразительное чтение рассказа.
Покажите образец выразительного чтения по частям.
Оценка деятельности детей.
Домашнее задание
Дома научиться читать рассказ. Подготовить пересказ текста по плану.
Итог урока
Чему научились на уроке? (Ответы детей)
О творчестве какого писателя вы узнали?
Что же в жизни самое главное?
Вот так говорил Е.А. Пермяк: «Только труд делает маленького человека большим. Труд приходит к детям радостным и счастливым, потому что труд становится и обязательно станет радостью человека».
Рекомендую вам почитать и другие Е.А.Пермяка.
Понравился ли вам урок?
Поднимите смайлик с улыбкой, если урок понравился и настроение хорошее. Поднимите смайлик со слезой, если настроение плохое и урок не понравился.
Спасибо за старание! Урок окончен.