Автор составитель урока: Саяпова Рамиля Закиевна
Предмет: литературное чтение
Класс: III
Учебник: книга для чтения в третьем классе башкирской школы
Автор учебника: Азнабаева Ф.Ф.
Страница с 63 по 65
Тема урока: Джанни Родари « Старые пословицы»
Оборудование: Портрет Джанни Родари, альбом пословиц, маска Чипполино,
книги писателя «Приключения Чипполино», «Экиятлэр»,»Чипполино мажаралары», схема- фольклор, книжка-самоделка
Цели: познакомить учащихся жизнью и творчеством итальянского писателя
Джанни Родари, и на основе сказки Д. Родари «Старые сказки» поглубже познакомить с одним из жанров устного народного творчества -пословицей,
раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц,
развивать речь, мышление, памяти и обогащение языка пословицей, совер-
шенствовать технику чтения, навыки ролевого чтения.
ХОД УРОКА.
Оргмомент.
У. Прозвенел звонок, начинается урок! Здравствуйте, дети!
Поприветствуем друг друга приветливой улыбкой. Вот мы улыбнулись, и жизнь стала радостнее и интереснее. Думаю, урок наш сегодня пройдет интересно, слаженно, с пользой для всех.
Выяснение цели урока.
У. Ребята, мы путешествуем по странам устного народного творчества, или по фольклору, что в переводе с английского языка означает «народная мудрость». На прошлом уроке мы закончили путешествие «в мир сказок». А сегодня в какую страну устного народного творчества посетим, угадывайте сами. На доске предстоит вам соединить авторов с их произведениями. Пожалуйста, приступаем.
Д.
«Аленький цветочек » «Добрая хозяйка» «Сказка о рыбке и рыбаке» «Старые пословицы» |
У. Угадали о ком или о чём мы будем говорить на уроке. Как угадали?
Д. (О Джанни Родари, фамилия необычная, ещё сказку «Старые пословицы» не читали.
III. Знакомство с новой темой урока, жизнью и творчеством писателя.
У. Молодцы, угадали ребята,вы справились заданием. Сегодня мы
открываем новую страну устного народного творчества. Как называется она?
Д. Пословица.
У. Ребята, а вы знаете, пословица- это тоже один из жанров фольклора.
А вы можете точно объяснить, что такое пословица. Да, мы встреча-
лись с пословицами на уроке, а сегодня целый урок посвящается этой
теме и стараемся разъяснить смысл пословиц, обогатить свою речь,
ещё изучим жизнь и творчество итальянского писателя Джанни Родари.
На уроке читаем сказку «Старые пословицы» этого писателя. Прежде
всего хочу вам объяснить, что же это такое пословица.
ПОСЛОВИЦА- это краткое, образное изложение мысли, заключающее в себе какое-то поучение. Пословица советует, учит, наставляет,
предупреждает. Люди с уважением относятся к пословицам, часто употребляют их в своей речи. От этого речь становится яркой, образной, красочной.
У. Все успокоились. Расскажу немного о писателе.
Итальянский писатель Джанни Родари жил и творил в 1980 и 1980 гг.
его стихи, повести, сказки пользуются заслуженной популярностью
детского читателя в Италии и завоевали признание во всем мире. Он на-
гражден медалью Г.Х.Андерсена за свои известные произведения. Вот в
нашей стране его стихи и сказки переведены на русский, татарский, баш-
кирский языки. Ребята, вот в нашей библиотеке нашли книги писателя.
Давайте вместе прочитаем их названия.
-«Приключения Чипполино»
-«Джанни Родари.Экиэтлэр.»
— «Чипполино мажаралары».
Пожалуйста, читайте, я думаю, они вас заинтересуют.
IV. Физкультминутка. «Буратино». А сейчас отдохнём перед серьезной
работой.
V. Работа над текстом.
У. Сначала , ребята ,выясняем непонятные слова из текста. Кто знает-руку поднимает, если непонятно — тихо сидим.
Приют-
Заявляет-
Возражает-
Прилежно-
Валерьянка —
Король-
Налоги-
Вот и разбирались, молодцы, Ребята, сначала я прочту сказку, а вы следите за моим чтением и подготовьте ответ на вопросы «Почему текст называется «Старые пословицы» и ещё сказкой?»
После чтения дети отвечают (потому что о старых пословицах, которых придумали люди давным — давно, и ещё пословицы ,как люди живые, они разговаривают, спорят, возражают )
У. А сейчас самостоятельно прочитайте сказку про себя.
Дальше читаем сказку по ролям, выделяем пословицы.
Теперь все активно работаем над содержанием сказки.
У. Ребята, как вы поняли строки 3,4,5? Давайте поясняем.
Д. «отдыхают- значит они уже отработали свой срок, а теперь вот постарели, их уже никто не употребляют в речи, поэтому отдыхают.
У. «Они тоже когда-то были молодыми и полными сил»-как объяснить это?
Д. Когда-то их давным-давно люди использовали в своей речи,времена уже изменились, и они стали придумывать новых пословиц, а
старые уже стали забываться.
У . В тексте сказано, что старые пословицы отдыхают. Как Джанни Родари уточняет жизнь старых пословиц в приюте. Отдыхают ли только?
Д. Не только отдыхают, но и болтают и без конца спорят, особенно когда критикуют друг друга.
У. А какая главная задача пословиц?
Д. Главная задача— возразить, непременно сказать против тому, что
только сказано.
У. Почему автору жаль пословиц ?
Д. Потому что мир меняется, время идёт вперед, люди придумывают
новые машины, летят в космос, а старые пословицы не меняются, они
остались в своём старом мире, их не используют, пользы от них мало,современные люди придумывают новые пословицы для нынешнего времени.
У. Но все таки, нужны ли в нашей речи старые пословицы ? Можно их
использовать в настоящее время?
Д. Да, можно использовать, например, «В единстве наша сила», «Если очень захотеть, можно всего добиться», когда они говорят «умные вещи» да ?
У. Найдите, ребята, строки, где выражена главная мысль автора. Это последние строки сказки обращена вам, ребята. Читаем.
У. Какими вы должны быть, ребята, чтобы жизнь наша была богатой,
красивый, счастливой, мирной?
Д. Молодые, смелые, сильные, умелые, умные, здоровые, хоть и старые, но молодые и душой и сердцем.
У. Да, вы должны хорошо учиться, быть добрыми и помогать друг другу, заниматься спортом, значит, быть здоровым, быть смелым, находчивым, любить свою землю, работать и творить.
У. Какие пословицы вы запомнили, ребята, из сказки? Их очень много в сказке, всего 14 пословиц, и ещё вам трудно объяснить значение этих ста-рых пословиц. Поэтому вам дала задание, разбирать дома с родителями смысл хоть одной пословицы. Вы готовы? Первую пословицу,пожалуйста, кто подготовил. Давайте ее слушаем. Или есть желающие?
Выступают ребята.
1.Ослом родился — ослом и умрёшь. (Эту пословицу можно понять так, каким родился, таким и умрёшь, или глупый человек никогда не станет умным, скупой человек никогда не будет щедрым)
2. Если очень захотеть — можно всего добиться. (Значит, если хочешь получит «5», нужно хорошо учить уроки, выполнять письменные и устные задания, выучит правила. Чтобы довести дело до конца, нужно прилагать много усилий)
3. Счастлив тот, кто доволен малым (Это пословица говорит. Что человек должен жить только сегодняшним днём, работает,чтобы прокормит только себя, учиться кое-как, о будущем не думают. Они даже дом не построили бы, жили бы на деревьях, как обезьяны.)
4 Тот,кто делает для себя, работает за троих. (Люди для себя стараются делать работу лучше, поэтому они работают за троих, стараются быть богатым, красивым по сравнению с другими )
5. В единстве сила. (Один воин врагов победит не может, тяжёлую работу один человек не может выполнить один, только вместе, сообщаони выполняют тяжёлую работу,так легче и веселее жить.)
У. Вот,например, вы такой красивый дом строите, кто вам помогает? Или картошку выкопали? Только мама в огороде работала? Кто помог ей? И ты, и брат, и папа -все вместе, дружно выкопали картошку.
6. Кто хочет мира, готовиться к войне. (то есть эта пословица говорит,что только сильная страна, сильная армия, где много танков, ракет, бомб, может защитить свою страну, свои земли, а другие страны побояться напасть на такую могучую страну.)
У. А вот другая пословица не согласна таким суждением. Кто хочет мира, должен готовит мир, а не бомбы, чтобы жить спокойно— нужно уметь дружить и дорожить ею, помогать друг другу, не дразнить, не ссориться, не драться.
7. В своем доме каждый сам себе король. (Король- глава государства, он не платит налоги. Лучше сказать в своем доме каждый сам себе хозяин, он должен зарабатывать деньги, должен знать, когда и сколько платить за газ, за свет,что купить и продать.)
8. Самое трудное -в конце. (Когда работаешь,в конце уже устаешь, не хочется работать , сил не хватает — но дело нужно завершить,хотя трудно.)
9.Самое сладкое -в конце. (Это значит, когда завершается работа, ты чувствуешь удовольствие, победу, за работу хорошую тебя могут наградить сладостями или подарками.)…….
У. Молодцы, ребята, вы очень старались, разобрали смысл пословиц с родителями, оформили красочно, рисовали ещё. Давайте из ваших листочков делаем маленькую очереднюю книжку-самоделку про старых пословиц. Несите сюда листочки и помещаем книжку в наш классный уголок.
VI. Физкультминутка.
VII. Знакомство с новыми пословицами.
У. Ребята, а какие новые пословицы вы знаете?
Д. называют.
У. И у меня на руке альбом пословиц. Здесь живут разные пословицы по темам. Определите тему I страницы- о чём эти пословицы.
Д. -читают по цепочке и определяют тему
— по рядам
-мальчики, а потом девочки
— на букву А, с которой начинаются имена
У. Молодцы, ребята, этот альбом пословиц поможет нам на следующих уроках чтения и русского языка.
VIII У. А теперь немного отдохнём, закрыли глазки, послушаем звуки.
Входит Ч и п о л л и н о (подготовленный ученик надевает маску)
У. Открываем глазки, кто к нам в гости пожаловал?
Д. Чиполлино!
Ч. Здравствуйте, дети! Узнали меня ? Я мальчик- луковка из сказки «При-ключения Чиполлино» Джанни Родари. Я вам предлагаю только два слова из пословицы, а вы вспомните всю пословицу целиком.
1. свет-тьма
2. дело -мастер
3. труд — пруд
4. зима — лето
Ч. Спасибо вам ,ребята. Желаю удачи.
IX. Итог.
У. Вот и урок наш подходит концу. Понравился урок?
-С каким писателем мы познакомились?
-Зачем нам нужно пословицы?
Ребята, используйте в своей речи пословицы, от этого она становится богаче, ярче и читайте сказки Джанни Родари , набирайте ума.
-Ребята, скоро 28 ноября -какой это праздник? Праздник мам. Я объяв-ляю конкурс «Кто больше?». Нужно собрать больше пословиц о маме. И ещё- выберите наиболее понравившуюся пословицу и напишите рассказ о своей любимой маме.
Оценки.
-Спасибо всем. Кончил дело — гуляй смело!