План урока литературного чтения в 3-м классе.
Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»
Хохлова Татьяна Александровна, учитель начальных классов
Цели урока:
Способствовать развитию речи; формированию навыков чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное.
Эмоционально откликаться на прочитанное; учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
Воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе; развивать эстетический вкус.
Оборудование: запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского, запись стихотворения «Весенняя гроза», компьютер, рисунок в учебнике, портрет Ф. И. Тютчева.
Ход урока
I. Речевая разминка.
Ехал Грека через реку.
Видит Грека: в реке рак,
Сунул Грека руку в реку —
Рак за руку Грека — цап!
II. Организационный момент.
(Звучит запись пьесы «Весна» П.И. Чайковского)
1. Беседа эмоционально-оценочного характера.
Что вы услышали в музыке?
Что почувствовали?
Что представили?
2. Выделение темы, идеи стихотворения.
Как вы думаете, о каком времени года пойдёт на уроке разговор?
Какие весенние месяцы вы знаете?
3. Обращение к названию стихотворения, выделение голосом ключевого слова.
Давайте попробуем предположить, глядя на рисунок в учебнике, о чём это стихотворение, о чём хотел нам рассказать художник?
Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
Стихотворение «Весенняя гроза» удивительного поэта, поэта любящего и понимающего природу, умеющего видеть в природе необыкновенные картины, поэта, который о природных явлениях говорит как о живых существах, — Фёдора Ивановича Тютчева (портрет).
Слышали ли вы, как гремит гром? (запись грома)
Какие чувства испытываете при приближении грозы?
А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
III. Чтение стихотворения про себя. Проверка первичного восприятия.
Проверить, как дети восприняли содержание стихотворения.
Какое настроение создаёт стихотворение?
Нарисуйте картины, возникшие у вас при чтении.
Какие краски вы используете? Почему?
Давайте попробуем ответить, о чём говорит нам поэт?
Теперь возьмите карандаши и, отмечая непонятные вам слова, читайте стихотворение вполголоса. Повторное чтение. Совершенствовать навык чтения.
IV. Физкультминутка.
V. Словарная работа.
Расширить словарный запас детей, активизировать имеющийся.
Какие слова вам показались непонятными? (Идёт объяснение, прибегая к помощи самих детей)
Перлы — жемчуг, нить жемчужная, в данном случае роса на растениях.
Гам — гул, гудение, крик птиц.
Шум нагорный — гул, шум воды в горах.
VI. Анализ произведения.
Учить видеть красоту; находить изобразительные средства языка, рисовать картины природы.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром.
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гром — явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать? (дети).
А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Да, гром становится героем стихотворения.
А почему небо во время грозы голубое? (гроза короткая, мимолетная, небо не успело потемнеть…).
Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Какие слова об этом говорят? (раскаты молодые)
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
А что значит молодые раскаты? (несильные, короткие).
Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская? (дождь, солнце).
Какие картины вы себе представили?
Перлы — старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.
Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
Получается? (нет)
Почему? (слово «перлы » создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)- Прочитайте четвёртую строку «и солнце нити золотит». О каких нитях говорит поэт? (нити — это лучи солнца, это метафора)
3. Прочитаем третью строфу.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесой и шум нагорным
Всё вторит весело громам.
Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается? (…..)
Как вы догадались? {…..)
Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный? (поток)
Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить? (весело).
Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Что значит «Гам лесной» (крики птиц, шум воды, шум листвы…).
Ребята, какое настроение у вас создалось после чтения стихотворения?
VII. Подготовка к выразительному чтению.
Учить вчитываться в каждую строчку.
Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
Выразительное чтение осуществляется детьми с одновременным анализом: что получилось, что нет и почему?
Пробуйте красками передать картину природы, изображающую весенний гром, (дети рисуют).
VIII. Итог урока.
Какие открытия сделали?
Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
IX. Домашнее задание.
Прочитать родителям выразительно стихотворение, выучить наизусть (по желанию), закончить рисунок.