Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: И.А.Крылов «Зеркало и Обезьяна»
Цели урока: познакомить учащихся с басней, учить читать по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: обучающиеся должны уметь различать басню от стихотворения, знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А.Крылова, его книги, аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна», карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока:
Организационный момент:
С добрым утром!
Начат день.
Первым делом
Гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Речевая разминка.
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Задание:
-Прочитайте медленно. Откуда эти строчки?
-Прочитайте с ускорением.
-Прочитайте быстро, замедляя темп.
-Прочитайте скороговоркой.
-Прочитайте выразительно.
-Какие ещё басни И.А.Крылова знаете?
Проверка домашнего задания.
(Чтение басни наизусть).
Введение в тему.
А) Беседа.
-Что вы узнали об И.А.Крылове на прошлом уроке?
-Работа по учебнику (с.133). Рассматривание иллюстрации. Что вы видите?
Памятник И.А.Крылову.
Когда в 1844 году умер И.А.Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора в деньгах отказало, и тогда решили всем миром собрать средства на создание памятника. Два года шёл сбор денег.
В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем признан Пётр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту. Памятник решили поставить в Летнем саду.
Клодт был ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочёл все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны войти в скульптурную композицию монумента. Лепить животных мастер предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осёл, кот, собака. Волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из них жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Старания мастера оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят естественно и правдоподобно.
Физминутка.
Работа по теме урока.
А) Басня «Зеркало и Обезьяна». Беседа.
— Прочитай название басни. Как вы думаете, о чём пойдёт в ней речь?
-Прежде чем прочитать басню, выясним значение некоторых слов.
Образ-вид, облик.
Кум- крёстный отец по отношению к родителям крестника и крёстной.
Ужимки- гримасы, неестественные телодвижения.
Сатира- обличающее, бичующее осмеяние.
На руку нечист- нечестен, может своровать.
Б) Чтение басни учителем.
-Оправдались ли наши предположения? О чём эта басня?
— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из басни «Мартышка и Очки»?
-Понравилось ли Обезьяне её отражение в зеркале? Узнала ли она себя в нём?
-Прочитайте четвёртый вопрос на с.137 учебника. Ответьте на него.
-Рассмотрите иллюстрацию к басне и найдите соответствующие строки к ней.
-Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?
-Какие строки из басни стали крылатым выражением? Запишите эти слова в рабочую тетрадь.
Работа в парах. (Подготовка к выразительному чтению. Чтение басни в лицах)
Выразительное чтение басни в лицах.
Инсценирование басни.
Рефлексия.
Подведение итогов урока.
-Чем занимались на уроке?
-Что вам известно о памятнике И.А.Крылова?
-С какой басней познакомились?
-Чему учит эта басня?
Домашнее задание- выучить басню.