Урок литературного чтения , 3 класс
Тема : К.Паустовский «Кот – ворюга»
Цель: знать содержание текста, понимать тему и идею, применять знания в работе, развивать умения работать с текстом, воспитывать доброе отношение к животным
Орг.класса. Речевая разминка.
Проверка домашнего задания( пересказ по вариантам, взаимопроверка и взаимооценка)
Систематическое повторение
Эпитет – ( проверка в группах)
Дополнит задание: найти эпитеты в тексте. Для сильных : придумать эпитеты к словам «шарик, осень)
Работа по теме
А) актуализация знаний учащихся. Работа с портретом Паустовского.
Задание «О чём расскажет нам портрет писателя?» (ответы детей)
Б) Чтение статьи о писателе и составление 3 – 4 вопросов по содержанию. Корректировка вопросов учителем
Кем был Паустовский?( русский писатель)
О чём он писал?( о природе родного края)
Почему его можно назвать знатоком природы?(знал «глухие уголки леса, все травы, кустарники, мхи, грибы, цветы)
О чём его рассказы(О ласковой, нежной заботе о лесных обитателях и расениях)
Как относятся герои его рассказов к животным( с большим сочувствием и заботой)
( пересказ сильными учащимися) Физминутка
В) знакомство с рассказом( выразительное чтение учителем)
— Чем поразил вас этот рассказ?
-Кто является главным персонажем рассказа? (кот)
— Найти и выписать в тетрадь при помощи каких слов автор знакомит нас с образом кота?
( Рыжий, ловко прятался, разорвано ухо, отрублен кусок хвоста, кот бродяга и бандит)
-Как назвал его автор? ( ВОРЮГА)Какое отношение автора к нему в начале рассказа?(презрительное)
— Как реагировали люди на проделки кота? Найти в тексте(работа в парах)и сделать пометки.
( были в отчаянии, не знали как поймать, ходили и ругались, потратили месяц, чтобы выследить)
-Какие проделки кота вас насмешили?(банка с червями, кукан с окунями, ливерная колбаса)
— Прочитайте, как вёл себя кот? Почему?( был голодный)
Кукан* — работа над значением слова
-Что явилось кульминацией в рассказе( кот в лазе)
Г) самостоятельная работа в парах
— Проследить поведение кота, когда его выслеживали? (стр 186)
вытащили | накормили | |
Хруст Хищное щёлканье Мёртвой хваткой(сильно) Отчаянно упирался(упорно) Не хотел выпускать рыбу | Зажмурил глаза Прижал уши Хвост подобрал под себя | Стр 186 |
— Почему так резко менялось его поведение
-В чём проявилось благородство кота?
-Что было смешного?(стр 187)
-Сравнить поведение кота в начале рассказа и в конце его.
Проделки Благородство
Прятался ходил как хозяин и сторож
Ворюга милиционер
голодный сытый
— Какова идея рассказа?(К животным надо относиться по доброму и они отлагодарят нас)
Рефлексия
Итог .Чему научил рассказ Паустовского
Дз. стр 184 -187, пересказ, вопр 4, рисунки