Конспект урока для 3 класса «К. Паустовский «Мой дом»

Пояснительная записка.


Автор: Кондрова Татьяна Васильевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение: МКОУ СОШ № 3, г Аша Ашинского муниципального района Челябинской области

Класс 3

Программа: Школа 2100

Название материала:

Урок литературного чтения К.Г.Паустовский «Мой дом»

Предназначение: для проведения урока литературного чтения

Оборудование:мультимедиапроектор, экран, компьютер, книги К.Г. Паустовского

Форма использования: проецирование на экран при фронтальной, индивидуальной работе с классом

Авторский медиапродукт: презентация.



Литературное чтение 3 класс

Тема: К. Паустовский «Мой дом»

Цель: 1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить анализировать текст, составлять план рассказа, понимать красоту речи в произведении, выявлять авторскую точку зрения, находить в тексте выразительные средства языка: эпитеты, олицетворения, расширять словарный запас, работать над выразительностью чтения.

2.Развивать внимание к слову, творческое воображение, мышление.

3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе.

Оборудование: книги К. Паустовского, презентация к уроку, осенние листики у каждого ребёнка на парте, мультимедиапроектор, экран, компьютер



План — конспект урока

I. Организация учащихся на урок.

СЛАЙД 1

II. Проверка домашнего задания (чтение стихотворений об осени А.Пушкина, К.Бальмонта, Ф. Тютчева наизусть)

III. Актуализация знаний. Постановка цели урока.

— О чём эти стихи? Пушкин, Тютчев, Бальмонт написали стихи, в которых описали осеннюю природу. Только ли стихами можно описывать природу?

1. Чтение авторского тектса на стр. 178

— Что мы относим к прозе?

-Сегодня мы будем читать рассказ уже известного вам писателя К. Д. Паустовского «Мой дом». На уроке мы будем учиться вдумчивому осознанному чтению, чтобы не пропустить ни одной мысли, которую Паустовский хотел донести до читателя, будем находить в тексте те языковые средства, с помощью которых писатель нарисовал картины природы. Ведь в нашей литературе К.Д. Паустовского называют настоящим художником слова. Он умел тонко и поэтично рассказать о самых обычных природных явлениях. Сообщение о писателе подготовила ученица…(биографические сведения о писателе)

СЛАЙД 2

— Чем увлекался писатель? (путешествиями)

Всё, что интересного находил писатель в окружающей действительности он описывал в своих рассказах, повестях, сказках. У меня в руках книга «Во глубине России». Здесь собраны рассказы и повести Паустовского. Вспомните, какие из его рассказов мы уже изучили?

СЛАЙД 3

IV. Работа над новой темой

  1. Словарная работа

— Сейчас мы будем читать произведение “Мой дом”. Я хочу обратить ваше внимание на ключевые слова, которые встретятся в тексте, некоторые из них могут быть для вас непонятными и затруднить понимание текста.

СЛАЙД 4, 5, 6, 7

2.Первичное чтение 1 части учителем

— От чьего имени ведётся рассказ?

— Какие герои появились в рассказе?

— Прочитаем ещё раз, чтобы попытаться найти главный смысл этого рассказа.

3. Чтение учениками по цепочке с комментированием по абзацам.

а) После 1 абз:

— Каким вы представили дом?

— Какими словами писатель характеризует местных котов? Как вы думаете писатель считает котов своими друзьями или врагами?

б) После 2 абз:

— Каким словом писатель характеризует кота?

— Что значит наглый? (бессовестный, бесстыдный). Вот ещё одно подтверждение тому, что коты для писателя не друзья, а враги. Тогда, почему он о них пишет так, что мы улыбаемся? (Может быть ему их жалко, коты-воры его забавляют).

в) 3-4 абз читает вызванный ученик:

— Как вы считаете, зачем Паустовский приезжает в этот дом?

— Озаглавим 1 часть.

СЛАЙД 8

— Какие звуки услышали, какие запахи уловили в этой части?

-А теперь ещё ярче представить всё это нам поможет музыка Чайковского. Такой видит осень знаменитый композитор.

ФИЗМИНУТКА (релаксация)

СЛАЙДЫ 9- 16

4. Работа над 2-й частью рассказа.

5. Самостоятельное чтение 2 части учащимися с заданием: «Разбейте эту часть на картины»

СЛАЙД 17

После чтения:

-Какие картины нарисовал писатель? Прочитаем внимательно 2 часть, постараемся увидеть все картины, составим план.

6. Повторное чтение учениками по вызову учителя, анализ по вопросам.

а) после 1 абз:

— О какой любимой части дома поведал нам автор? (о беседке) Озаглавим эту картину. (Беседка в глубине сада)

СЛАЙД 18

— Чем беседка заросла? (виноградом) В какие цвета раскрасил писатель листья винограда? Что значит пурпурная, лиловая?

СЛАЙД 19

б) после 2 абз

Как шумит дождь? Как в литературе мы называем такой приём? (олицетворение). Послушаем музыку дождя.

СЛАЙД 20

в) Самостоятельное чтение на фоне дождя 3 абз.

-Озаглавим эту картину.(Ночной осенний дождь) Чем занимает себя писатель в тихие осенние ночи?

СЛАЙД 18

— Какое настроение у этого отрывка? Найдите необходимые слова в словаре настроений.

СЛАЙД 21

г) после 4 абз:

— Что узнали о Паустовском, как о человеке? (закаленный – принимает холодный душ)

— Предложение с —— как будем читать? (упражнение в чтении). Озаглавим . (Туманный рассвет и бодрящий душ).

СЛАЙД 18

д) после 5 абзаца:

— Озаглавьте картину. (Песня сверчка)

е) 6 абзац читает 1 вариант – 2 варианту в полголоса. После чтения:

— Как зовут пса? Дивный любит своего хозяина? Подтвердите словами из текста. Почему он так спокойно прореагировал на уход хозяина?

— Озаглавим (Уход на рассвете)

ж) 7 абзац читает 2 вариант – 1 варианту вполголоса: внимание на предложения с —-.

— Сравните своё чтение с моим. ( учитель читает вслух, даёт образец чтения) О какой затерянности говорит писатель? Озаглавьте. (Затерянность в огромном мире)

— Мы познакомились с рассказом « Мой дом» . О чём этот рассказ? Только ли о природе? Как вы считаете, что вкладывает К.Паустовский в это название?

СЛАЙД 22

V. Итог урока

7. Работа в группах:обсудить ответы на вопрос

1 группа В чём секрет счастья Паустовского?

2 группа Почему писатель любит бродить по лесу?

СЛАЙД 23 (1-2 минуты на обсуждение)

Как итог для ответов 1 группы СЛАЙД 24

VI. Домашнее задание. Пересказ 2-й части по плану. В рабочей тетради выполнить задание 4 стр 29

СЛАЙД 25

— Поднимите листики те ребята, которым на уроке было очень интересно.

А теперь те, кто считает, что о красоте природы можно писать и прозой.





































Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Бесконечная загадка" 10-11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: