Дедкова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Цель: создание условий, для формирования литературных понятий: художественный и научно-популярный рассказ.
Задачи:
содержательная:
с помощью практических заданий обеспечить понимание обучающимися признаков художественных и научно-популярных рассказов;
деятельностная (формирование умений новых способов деятельности):
— формировать у обучающихся умение работать с различными по стилю рассказами;
— формировать у обучающихся навыки беглого чтения молча;
развивающая (формирование ключевых компетенций обучающихся):
— информационную;
— проблемную и коммуникативную.
Тип урока: решение частных проблем.
Содержание учебного материала: рассказы Л.Н.Толстого «Лебедь», «Зайцы».
Планируемые результаты:
Метапредметные | Предметные | |
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
| Регулятивные УУД:
| На данном уроке обучающиеся получат возможность:
|
Познавательные УУД:
| ||
Коммуникативные УУД:
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и технология продуктивного чтения. |
Технологии обучения: технология деятельностного метода, технология проблемно-диалогического обучения, технология оценки образовательных достижений.
Учебно-методическое обеспечение и ресурсы:
компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
Список литературы:
Ефросинина, «Литературное чтение» учебник 3 класс, часть 1, Москва, «Вентана-Граф», 2013г.
Методическое пособие,
Сценарий урока.
Деятельность учителя
| Деятельность учащихся | Результат | |
1. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний.
| Организует игру «Узнай и назови». Приложение 1. Слайд 1-4 (использована функция гиперссылки)
| Читают отрывки из произведений Л.Н.Толстого. Называют произведение и автора.
| Включение учащихся в деятельность путем активного чтения. Актуализация знаний произведений Л.Н.Толстого, сведений его биографии. |
2. Рефлексия. | Организует рефлексию по изучаемой теме, с помощью анализа схемы произведений Л.Н.Толстого. Приложение 1 (слайд 5-7 ) | Определяют жанры. Фиксируют затруднение.
| Определение и фиксация затруднений. |
3. Определение темы, цели, задач урока. | Подводящий диалог на основе рефлексии.
| Определение темы, цели, задач.
Задачи фиксируют на доске. | Формулирование темы, цели, задач. |
4. Проектирование урока.
| Организует совместное планирование деятельности. Использование технологии подводящего диалога. | Высказывают свое мнение. Составляют план деятельности. Фиксируют на доске. Определение форм деятельности.
| Составление плана работы урока. |
5. Реализация проекта.
| Организация деятельности по совместно составленному плану. | ||
а) Читает рассказ «Лебеди» Приложение 1. (Слайд 8)
б) Проводит обсуждение услышанного, выявляет уровень первичного восприятия.
в) Мотивирует на повторное прочтение произведения.
Организует физминутку. г) Организует работу с текстом.
д) Составление кластера. Приложение 1 (слайд 9). Выявление особенностей произведения. Знакомство с понятием художественного рассказа.
« Лебеди»
е) Организация самостоятельного чтения.
ж) Организует обмен мнениями.
з) Организует работу по сравнению рассказов. Составление кластера. Приложение 1 (слайд 9). Знакомство с понятием научно-популярного рассказа. « Лебеди» «Зайцы» Сопереживание Факты Сочувствие События Желание поддержать Информация
| Слушание. Эмоциональное переживание.
Высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы.
Высказывают свою точку зрения, отвечая на вопросы.
Чтение молча.
Выполняют разминку. Снимают статическое напряжение. Отвечают на вопросы, подтверждая слова цитатами из текста.
Выявляют особенности художественного рассказа. Знакомятся с новым литературным понятием.
Самостоятельное чтение молча.
Отвечают на вопросы.
Выявляют особенности научно-познавательного рассказа. Знакомятся с новым литературным понятием.
| Умение извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, модель, схема),
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Повышение уровня читательского умения.
Снятие мышечного, глазного напряжения. Развитие навыка работы с текстом (ориентация в тексте) Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста
Знакомство с новым литературным понятием.
Повышение уровня читательского умения.
Выявлен уровень восприятия.
Знакомство с новым литературным понятием. Умение сравнивать. | |
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Организует рефлексию на основе анализа выполнения поставленных задач, планирование работы на следующие уроки блока. Приложение 1 (слайд 5 )
— Какую цель ставили на уроке? — Удалось ли ее достигнуть? — Каким способом? — Что на уроке хорошо получилось? — Над чем еще нужно поработать?
|
Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка своей деятельности и всего класса.
|
Умение оценивать свои достижения. Совершается рефлексия. Фиксируется и обосновывается результат работы на уроке.
|
7.Домашнее задание | Организует выбор домашнего задания. Приложение 1 (слайд 10 .) | Определяются с выбором домашнего задания. |
|
8. Итог урока. | Вовлекает детей в активную мыслительную деятельность, с помощью игры «Журналисты»
| Задают вопросы одноклассникам по теме урока. | Активизация мыслительной деятельности. Обобщение полученных знаний на уроке. |