Конспект урока по литературному чтению на тему «Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы)» 3 класс
Тема. Н. Некрасов. «Саша» (отрывок из поэмы);
Цель: Ознакомление с содержанием стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок из поэмы);
Задачи: Познакомить учащихся с творчеством русского поэта поэзии XIX века Н.А. Некрасова, вырабатывать навыки выразительного чтения, формировать у детей умение понимать настроение лирических героев; показать историю страны, проблемы, волновавшие людей того времени, отношения между людьми, вопросы морали, главные общечеловеческие ценности;
Развивать творческие способности детей, память, речь, внимание;
Воспитывать любовь к русской поэзии, патриотические чувства, любовь к природе, ее защиты.
Оборудование: портрет Н.А.Некрасова, репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети»,отрывок из поэмы Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» (электронный учебник).
Ход урока
Организация класса. Жужжащее чтение 5 мин.
Психологический настрой на урок
— Подарите друг другу улыбку. Улыбайтесь, и вы принесете радость себе и людям.
Работу всегда надо начинать с проверки осанки. Это прививает умение правильно сидеть во время чтения.
Разминка.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса.
— А теперь встаньте ровно, дышите свободно. Мы проведем дыхательную гимнастику.
Цветочный магазин.
Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте глубокий вдох носом и выдох (2 – 3 раза).
Сделайте, глубокий вдох на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка……(до полного выдоха).
Применяя на каждом уроке , через 2-3 урока воздуха хватит на большее количество Егорок.
Упражнения для развития четкости произношения.
Самолеты взлетают: у-у-у. Машины едут: ж-ж-ж. Лошадки поскакали: цок-цок-цок. Рядом ползет змея: ш-ш-ш. Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы познакомимся с великим русским поэтом Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Работа по теме (Сообщение 2 учеников)
Слово о поэте. (1821-1877) Николай Алексеевич Некрасов родился в 1821г в селе Грешнево на Волге. Он был третьим ребенком в семье. Мать — Елена Андреевна, дворянка. Отец — Алексей Сергеевич, был небогатым помещиком, бывшим армейским офицером. Он был человеком грубым и властным. От его характера страдали не только подвластные ему крестьяне, но и мать поэта, которая безмерно любила сына. Всю свою любовь и нежность Елена Андреевна отдавала детям. Она серьезно занималась их воспитанием, много читала им, играла для них на фортепьяно и пела. Маленький Коля был горячо привязан к своей матери, с ней проводил он долгие часы. Детские годы Николай Алексеевич Некрасов провёл в Ярославской губернии в родовом имении отца, которое находилось близ Волги. При усадьбе был старый, запущенный сад, обнесенный глухим забором. Мальчик проделал в заборе лазейку и в те часы, когда отца не было дома, зазывал к себе крестьянских детей. Но стоило няньке крикнуть: “Барин, барин идет!” — как они мгновенно исчезали. Первые свои стихи Некрасов посвятил маме в честь её именин, когда ему было 7 лет. Елена Андреевна поощряла его занятия литературой. Она мечтала, чтобы сын стал образованным человеком. От матери поэт научился чуткости к людским страданиям, а от отца он перенял твердость духа, силу характера. . С ранних лет мальчик увлекался охотой, а встречи с крестьянами на охоте знакомили его с жизнью и характером людей, способствовали сближению с народом. Поэта называли защитником обездоленных и бесправных людей.
Освоение содержания и анализ стихотворения.
— А сейчас послушайте стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.
Чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша» (отрывок). ( Электр. Учебник.см. диск).
Чтение продолжения стихотворения в хрестоматии.
Анализ стихотворения. Беседа по вопросам.
— О чем это произведение?
— Что заставило плакать Сашу? Почему она плакала? О каких качествах характера говорят слезы девочки? Почему ей жалко вырубленный лес?
Физминутка
Выразительное чтение стихотворения Н. Некрасова «Саша»
Выборочное чтение
— Найдите ответы в стихотворении: Как и зачем вырубают лес лесорубы? Что чувствуют деревья? С кем сравнивает их поэт? Словно подкошен, осинник валился /Стоном стонали верхушки осин, /Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. /Сучья ломались, скрипели, трещали, /Раненый стонет, зовет, проклинает.
— Какой прием использует поэт, чтобы показать лес как живое существо?
— Что вы почувствовали, когда читали стихотворение? Разделяете ли вы печаль Саши?
-Как реагируют на рубку леса животные? А как вы относитесь к такой деятельности человека?
— К чему приведет вырубка леса на нашей планете?
Творческая работа. Работа в группах .
Первая группа Дать положительную оценку деятельности лесорубов.
Вторая группа Дать отрицательную оценку деятельности лесорубов.
Работа с произведением.
Выразительное чтение. Упражнение “Буксир” выполняется совместно с учителем.
Детям предлагается самостоятельно дочитать текст, используя упражнение “Губы”.
Рефлексия.
— Какова основная идея стихотворения? Природа — живое существо. Она дарит жизнь и здоровье человеку. Любите природу, берегите природу! Только тогда мы сможем сохранить жизнь на Земле.
Задание на дом. Выучить отрывок наизусть.