Открытый урок по литературному чтению в 3 классе. УМК «Перспективная начальная школа»
Урок разработала учитель высшей категории МБОУ «Погорельская СОШ»Черкунова Е. Б.
Тема урока. Н. Тэффи «Преступник»
Цель деятельности педагога: с помощью системы вопросов побудить детей неоднократно внимательно перечитывать и просматривать текст по разным основаниям: для подтверждения своего ответа, для обнаружения нужного фрагмента; учить исследовать текст (сравнивать, обобщать, обнаруживать в тексте контраст и объяснять смысл его использования).
Задачи:
-развивать устную речь, творческое воображение, мышление, внимание память;
-способствовать воспитанию интереса к предмету, духовно-нравственному воспитанию, принятию нравственно-этических норм и проявлению их в жизненных ситуациях.
Планируемые результаты:
личностные УУД:
— проявление устойчивого познавательного интереса к чтению литературных произведений ;
-работать над адекватной самооценкой; учиться проявлять самостоятельность.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-самостоятельно ставить перед собой цели,
-контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Коммуникативные УУД :
-развивать умение сотрудничать с учителем и со сверстниками при работе в паре и в группе. участвовать в диалоге на уроке;
-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при анализе прозаических текстов.
Оборудование: компьютер, мультимедийные презентации, учебник, тетрадь на печатной основе, учебник Русский язык ч.2, сигнальные карточки – светофорчики, солнце и его лучики , конверт с письмом.
Ход урока
Мотивирование к учебной деятельности. Оргмомент.
Цель: Включение обучающихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
— Ребята, у меня в руках письмо от Анишит – Йокоповны.
(зачитываю)
Прозвенел у вас звонок, начинается урок.
На урок пойдете, в страну рассказа попадете.
Слушайте, думайте, анализируйте, отвечайте.
Надо вам, друзья, трудиться…
Вам нельзя лениться!
— Сегодня у нас гости.
— Создадим хорошее настроение. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Пусть наше солнце светит весь урок!
-Приступая к работе, спланируйте, какой огонек светофора вам хочется зажечь в конце урока.
— Консультанты доложите о выполнении учениками домашнего задания.
Подготовка к восприятию. Постановка учебных задач.
Цель:формировать и развивать умение определять тему и цель для изучения в совместной деятельности нового материала.
—Вспомните название темы, которую мы изучаем. Что нам в этом поможет? (содержание)
Определите тему урока. Слайд 1
— Поставьте цели.
Цель:
1.знакомство с творчеством автора;
2. чтение и анализ произведения;
3.сравнение с другими произведениями этого раздела. Слайд 2
— Как надо работать, чтобы достичь цели? Вспомните о чём нас просила Анишит –Йокоповна.
-Работаем по теме урока.
-Знакомы ли мы этой писательницей? Хотите о ней узнать?
-По моей просьбе Асатрян Нвард подготовила к уроку выступление.
Посмотрите презентацию.
-Оцените работу докладчика.
— Что значит слово псевдоним? Узнаем из толкового словаря Ожегова.
— Предоставим слово старосте класса.
Презентация» «Книги ТЭФФИ для детей». Оцените работу докладчика.
III.Работа по теме урока. Первичное усвоение знаний.
Цель: развивать умения и навыки чтения, слушания и говорения;
формировать эмоционально-ценностное отношение к художественному объекту.
-Работаем с произведением.
-Обратите внимание на название. Что заметили? (*)
1.Словарная работа. Слайд 3
-Ребята, в тексте есть такие слова, значение которых требует объяснения.
-Где можно узнать значение слов?
— Откройте толковый словарь. Объясните значение трудных слов.
Преступник-человек, который совершил преступление, нарушил закон.
Преступление — опасное действие, нарушающее закон и подлежащее
наказанию.
Преступный — содержащий в себе преступление
Надобности — необходимость, потребность, дело
Порядочный (человек ) — честный, заслуживающий уважения, неспособный совершить подлость
Легальный – не нарушающий закона
Пазуха-место между грудью и прилегающей одеждой
Выгореть— то же , что и удастся
Тактика — сочетание средств и приемов для достижения намеченной цели
Мораль – общепринятые правила поведения и внутренние духовные качества человека. ( Правила морали будем изучать в 4 классе на уроке ОРКСЭ)
— Познакомимся с содержанием рассказа.
2.Чтение 1 части (комбинированно). Обмен впечатлениями.
– Кого заинтересовало произведение? Просигнальте светофорами.
3.Самостоятельное чтение. (1 абзац)
-Прочитайте 1 абзац. (…….) и подумайте,
— Из этого отрывка понятно, о каком предмете идет речь?
-Что значит «страсти»? (Страсти – это увлечения, чувства)
— Какой предмет возбуждал страсть Вовки? Закройте глаза и представьте.
— Такой? (показать карандаш).
IV.Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление.
Цель: организовать повторение учебного содержания, необходимого для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности; систематизация чувственного и этического опыта учеников.
Исследуем текст. Поработаем в группах.
Работа в группах.
1группа. Обсудите. Почему карандаш вызывает восторг у мальчика? (Перечитайте описание карандаша с. 58)
Найдите в тексте сравнения.
2группа. Вспомните, что такое контраст? Найдите в тексте контраст, который усиливает впечатление красоты карандаша.
3группа. Обсудите действия мальчика. Какие пути он испробовал, чтобы заполучить карандаш?
4группа. Обсудите, понимал ли Вовка, что совершил преступление? Как он себя вёл? (с. 60).
У меня возник вопрос:
-Зачем нужен карандаш вам? Понимал ли Вовка настоящее назначение карандаша.(с. 60)Докажите.
— Я считаю, что в рассказе развиваются серьёзные события. Просигнальте свое мнение. Какую тему мы изучаем?
— Просмотрите текст. Есть ли моменты, которые вызывают улыбку? Найдите.
Работа консультантов. Кому нужна помощь?
— Сверьте свои мысли с образцом..
Прочитайте. Слайд 4
1.Предмет, возбуждающий его страсть вертелся под самым носом.
2.Карандаш — единственная радость мира.
3.Вовка нахмурил те места, где у взрослых бывают брови.
4. На другой день он переменил тактику.
5. Маленький, а отвечает басом.
-Есть что дополнить?
-Теперь догадались, почему произведение помещено в этом разделе?
— Это серьёзное произведение или смешное?
— Можно о серьезных вещах писать с усмешкой? Покажите свое настроение.
— Вы хорошо потрудились. Отдохнём. ( проводит ученица)
Ф И З М И Н У Т К А
Потрудились – отдохнем!
В руки карандаш возьмём.
Будем дружно рисовать
И друг другу помогать.
Глубоко вздохнем (три раза)
Три наклона – раз, два, три.
Прямо встать –
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили – всем улыбки подарили!
IV.Продолжение работы по теме урока. Обобщение и выводы.
Цель: связать материал урока с ранее изученным и жизненным опытом учащихся.
-Как вы думаете, мама догадывалась о том, что Вовка у одноклассников берет без спроса карандаши?
— Вы осуждаете поступок Вовки?
Работа в парах. Слайд 5
— Найдите фрагмент текста, выделенный рамочкой. Что автор хотел сказать с помощью пословицы? Обсудите с соседом по парте.
— Выскажите свою точку зрения.
— Бывают в жизни похожие ситуации?
— Как называется рассказ? Н. Тэффи всерьёз дала ему такое название или с доброй усмешкой?
— Откуда появится второй карандаш? Предположите, как дальше будут развиваться события?
— Прочитайте строки: Слайд 6
Утром, когда дети шли в школу, Буба заметила на тротуаре двойную булавку.
— Смотри, Вовка, кто-то булавку потерял.
— Не смей трогать! — прогремел Вовка басом. Это чужая собственность…Буба отдёрнула свою преступную руку, уже готовую было завладеть чужим добром, и с уважением посмотрела на человека, ступившего на честный путь…
— Эти строки вы прочитаете в конце произведения. По ним можно предположить, что Вовка осознал свою вину?
VI. Домашнее задание:
Цель: организовать обсуждение и запись домашнего задания.
1.Дочитать с. 61 – 69.
2. По выбору:
а) нарисовать, каким вы себе представляете Вовку;
б) Нарисовать предметы Вовкиной страсти.
V .Подведение итогов урока. Рефлексия.
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.
-Возьмите сфетофорчики и просигнальте. Кому понравился урок?
-Вспомните, какие цели мы поставили вначале урока?
-Все ли цели достигнуты?
— Кто доволен своей работой на уроке? Какой сигнал светофора вам хочется зажечь?
-Как вы думаете, кто на уроке был самым активным? Оцените работу одноклассников.
— Какое у вас настроение после урока?
-Прикрепите свои лучики к нашему солнышку, пусть светит ещё ярче.
— Спасибо за урок. (Прикрепляю свой лучик).
На память об уроке я хочу каждому из вас подарить предмет Вовкиной страсти – красный карандаш.