Литературное чтение
Тема урока: О. Уайльд. Великан — Эгоист.
Цель: Способствовать активному восприятию нового материала, развивать читательский интерес, воображение, наблюдательность. Создавать на уроке условия для формирования у ребят проявления активности в процессе чтения и анализа текста , повышать уровень оценочных суждений о теме и идее сказки. Воспитывать чувство коллективизма, взаимовыручки.
Оборудование: портрет писателя, выставка книг, рисунки детей, карточки с планом сказки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
— Какое задание было задано на дом?
— Прочитав сказку, каким вы представляете человека, который написал эту сказку? Автора?
III. Введение в новую тему.
Рассказ о писателе Оскаре Уайльда.
Родился 16 октября 1854 году. Английский философ писатель, эстет. Родители были очень интеллигентными люди папа-врач, мама — поэтесса.
В 9 лет знал родной английский, а так же французский и немецкий языки.
Оскар Уайльд стремился к изысканности во всем. «Хорошо завязанный галстук – первый в жизни серьезный шаг. Надевал бархатный пиджак, черные чулки, свободная рубашка, бант и цветок в руки, кудри до плеч.
«Его сказки это произведения для души» – как вы понимаете эти слова? (Трогательные, заставляющие переживать)
— Согласны? Почему?
— Сказка Великан – Эгоист является трогательной? Почему вы так считаете?
2. Осмысление.
— У вас на партах листочки, на которых план рассказа составлен не по порядку. Расставьте все события в нужном порядке. Я предлагаю вам работать в паре и на работу у вас 3 – 5 минут.
Примерный вариант:
1. Дети в прекрасном саду.
2. Возвращение Великана. «Посторонним вход запрещен».
3. Детям стало негде играть.
4. Пришла весна, но в саду Великана была зима.
5. Весенняя песня коноплянки. Дети опять в саду.
6. Маленький мальчик в углу сада.
7. И Великану стало стыдно… «Теперь это ваш сад!»
8.»А где же ваш маленький приятель?»- спросили дети.
9. Дни шли за днями, и Великан стал старым.
10. Появление мальчика в зимнем саду.
Проверка сделанной ребятами работы. Учитель на доске выстраивает верный план.
— Молодцы! Вы хорошо поработали! Это моя оценка вам , но сегодня вы сами будете друг друга оценивать. Для этого каждый из вас получил листок с именами ваших одноклассников. Вы сможете оценить, насколько красив и полон ответ товарища. Будьте внимательными, искренними и справедливыми.
Пересказ по плану (7 – 12 минут)
— Вы выслушали рассказы своих товарищей, прокомментируйте ваши оценки.
— Какие вы увидели признаки сказки? (Зачитать)
— Как автор относится к главному герою?
— Что же все — таки главного героя заставило стать добрым?
— Какие слова в сказке самые главные?
— Почему?
— Что в сказке удивило? (Прочитать)
— Что развеселило? (Иллюстрации)
— Что тронуло?
— Что заставило задуматься?
— Кому посоветовали бы прочитать эту сказку?
— Нравится ли вам конец этой сказки?
— Что означает многоточие? (Сказка не окончена)
Как вы оценили ответы товарищей?
3. Вызов.
— Хотите быть соавторами?
Соавтор – человек, который участвует в создании произведения.
— Давайте станем соавторами Оскара Уайльда и допишем свой конец сказки таким, каким вы хотите его видеть.
Детям раздаются листочки, на которых каждый пишет свою версию окончания сказки.
4. Рефлексия.
Работы вывешиваются по классу, и проходит «тур по галерее»
В процессе чтения оцените работы своих товарищей.
— Кто из ребят стал лучшим соавтором?
Домашнее задание.
Создать слайд к диафильму Великан – Эгоист.