Урок литературного чтения в 3 классе.
Тема: П. Бажов « Серебряное копытце»
Цель урока: создать условия для общего восприятия литературного жанра сказа через художественное произведение П. П. Бажова “Серебряное копытце”
Задачи урока:
продолжить работу над изучением сказа П. Бажова «Серебряное Копытце»;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
способствовать формированию навыка выразительного осознанного беглого чтения и умению работать с текстом;
учить составлению портретной характеристики героев;
развивать воображение учащихся, способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
совершенствовать умение общаться друг с другом, находить общее решение, доказывать собственное мнение.
воспитывать нравственные качества на примере главных героев произведения.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Организация класса, психологический настрой
| Создает доброжелательную атмосферу в классе Прозвенел и смолк звонок. Он позвал нас на урок. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели за свой стол. Урок литературного чтения начнём. | Получают позитивный настрой |
2. Постановка цели урока | -Перед вами, ребята, волшебная шкатулка. Что такое шкатулка? Для чего она нужна? В старину в ней хранили дорогие для памяти письма, бумаги, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили, они составляли семейную ценность. А в нашей шкатулке находятся сказки. С давних времён сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки любили. Её любят и сегодня! В народном творчестве сказки — самое большое чудо. Сказки — это драгоценность, и шкатулкой для них становится наша память. В такой шкатулке у нас хранятся задания.
| Отвечают на вопросы, опираясь на имеющиеся знания по данной теме. |
3.Знакомство с текстом произведения | Вступительное слово об авторе и комбинированное чтение. | Просмотр презентации об авторе, чтение текста. |
4. Проверка восприятия. | Каждый ученик получает тест 1. Как звали отца Дарёнки? А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце? А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой 3.Кошка Мурёнка была… А) серой Б) белой В) бурой 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке? А) 1 Б) 2 В) 3 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета? А) голубого Б) розового В) зелёного.
| Индивидуальная работа с тестом. |
5. Деление класса на группы | Проводит деление по уровню подготовленности детей | Класс разделен на две группы |
6. Характеристика главных героев | — Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Опишите их по плану. План.
| При подготовке к ответу составляют лист-подсказку, которым будет пользоваться спикер группы во время ответа. Одна группа готовит описание Дарёнки, другая Коковани. |
7.Составление кластера. | Дает группам наборы слов, характеризующие героев. (Летом промывал пески махонькая носишко пуговкой 6 лет добывал золото зимой охотился ласковая хозяйственная похлёбку да кашу варила совершает добрый поступок смелая и весёлая вежливый мудрый внимательный любит кошку сиротка в избе прибирала)
| Выбирают карточки соответствующие их герою, приклеивают на плакат с рисунком. |
8.Восстановить текст. | Дает группе карточку с текстом в котором отсутствуют ключевые слова. Так и стали жить вместе, дед _____________ , ________________ Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили ____________ , добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на _____________ уходил, Дарёнка в избе_______________, похлёбку да ______________ варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ____________ К вечеру соберутся, и ______________________ им.
| Обсуждение группой, ответ одного ученика |
9. Легенда о козлике. | — А знаете ли вы, какая легенда лежит в основе этого произведения? | Сообщение ученика Серый лесной уральский «козлик» — это обыкновенная косуля, и сейчас еще встречающаяся в тех местах, где дедушка Кокованя увидел оленя Серебряное Копытце. Этот олень – самый поэтичный образ из сказов Бажова. Существует древнеславянская легенда о золоторогом олене с серебряным копытом, который якобы дважды является на землю: предвещая весну и предвещая зиму.
|
10. Описание козлика. | -А теперь вы попробуйте описать козлика. Тот козёл особенный . У него на правой передней ноге серебряное копытце. Ростом козёл не выше стола , ножки тоненькие , голова лёгонькая . Рожки у простых козлов на две веточки, а у него на пять веточек . Шёрстка у него летом буренькая , а зимой серенькая. Кормится травой да листиком , а зимой сено в стожках подъедает.
| Все заполняют карточки, проверка по слайду. |
11.Корзина идей | -Почему всё-таки произошло чудо с Дарёнкой и Кокованей? | Они награждены за доброту, за любовь, за душевность и ласку. |
12.Рефлексия | —А вы верите в чудеса? Герои сказки заслужили это чудо. Они говорили добрые слова, совершали добрые дела. Каждое доброе дело и слово, как драгоценный камень. Поэтому и была усыпана избушка драгоценными камнями. Мы тоже можем совершить чудо. Хотите? — Украсим наш домик драгоценными камнями. У вас в шкатулке есть волшебный камешек, а чтобы он стал драгоценным, он должен засверкать добрыми делами. Напишите те добрые дела, которые вы уже совершали или которое хотите совершить.
| Дети работают с «драгоценными камнями» и прикрепляют их на крышу домика. |
12. Итог урока, оценивание работы групп. | Подводит итог работы, дает оценку работе групп | Высказывают мнение о работе в группе |