Конспект урока для 3 класса «Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

3 класс Литературное чтение

Урок № 12 Русская народная сказка «Иван-царевич и Серый Волк» ( 1 урок)

Цели:

  1. Обучающие: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Иван-царевич и Серый Волк» и новым видом сказок (волшебной); учить делить текст на части; обогащать словарный запас учащихся, от­рабатывать навыки выразительного чтения.

  2. Развивающие: способствовать развитию речи, мыслительных процессов, внимания, памяти, творческих способностей.

  3. Воспитательные: воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес к урокам литературного чтения, народного творчества, создание благоприятной психологической обстановки для возможности раскрытия потенциала каждого ученика

  4. Универсальные учебные действия: развивать умение контролировать и оценивать свою работу и ее результат, планировать свою работу, определять задачу урока, развивать умение сотрудничать друг с другом, выполнять задания творческого и поискового характера.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: презентация урока, аудиозапись сказки «Иван-царевич и Серый ВОЛК».

Ход урока

  1. Организация начала урока

  2. Речевая разминка

Аленушка, сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные,

Ножи точат булатные,

Хотят меня зарезати!

  • Прочитайте жужжащим способом.

  • Вам знакомы эти слова? Чьи они и откуда? (Да, нам знакомы эти слова. Их говорил козленочек на берегу реки, звал свою сестрицу. Эти слова из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

  • Попробуйте прочитать их выразительно по памяти. (Учитель закрывает слова на доске.)

  1. Проверка домашнего задания

  • Кто из вас помнит слова, которыми отвечала Аленушка? (Ах, братец мой Иванушка!/ Тяжел камень на дно тянет, / Шелкова трава ноги спутала, /Желты пески на груди легли.)

  • Домашнее задание мы проверим таким образом. Расска­жите, как вы разделили текст на части. Как вы озаглавили каждую из них?

(Дети называют пункты плана, объясняя, какая часть отно­сится к каждому из них.)

  • А сейчас по полученному плану расскажите сказку.

  1. Введение в тему

  • Ребята, отгадайте загадку, загаданную пословицами и по­говорками.

Прикинулся бы он козой, да хвостик не такой. Как его ни корми, он все в лес глядит. Его ноги кормят. (Волк.)

(Учитель записывает отгадку на доске.)

У кого ты ни спроси — Всем известно на Руси:

То он царь, то из крестьян,

А зовут его… (Иван).

(Учитель записывает и эту отгадку.)

  • Посмотрите на эти два слова. Как они могут быть связаны на нашем уроке? (Мы будем читать о них сказку.)

  • Прочитайте название сказки. («Иван-царевич и Серый Волк».)

  • Кто ее автор? (У нее нет автора. Это русская народная сказка.) Итак, сегодня мы будем работать над новой сказкой. Прежде

чем перейти к чтению, отдохнем.

  1. Физкультминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» Утром, днем и вечером!

Лучший танец — «Хлопай-топай», Когда делать нечего…

Кем бы ни был ты — отличник Иль совсем наоборот,

Разучи ты этот танец И танцуй его весь год!

  1. Работа по теме урока

  1. Знакомство со сказкой

(Читают учитель и хорошо читающие ученики.)

  1. Словарная работа по ходу чтения

Караулы — воинское подразделени е, кгесущее охрану кого- или чего-либо.

Похйтник — похититель.

Позарился — зариться — смотреть на* кого-, что-либо с зави­стью, желать получить для себя.

Заддлит — одолеет.

Наутёк — бегом (спасаясь от кого-лщбо).

  1. Первичная проверка понимания

  • Каковы ваши впечатления от шро>читанного?

  • Что вы испытывали, когда чи:талш сказку вместе со мной и товарищами?

  1. Работа над первой частью сказк;и

  • С чего начинается сказка? (Жил—был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.)

  • Как называется этот прием в с;каазке? (Зачин.)

  • Почему братья решили караулить < сад с золотыми яблоками? (Стал кто-то царский сад посещштпъ, золотые яблоки воровать.)

  • Кто же воровал яблоки из сада? ({Жар-птица.)

Что можно сказать о братьях- царевичах? Какие они? Как они относятся к отцу? (Все трои ббрата любили отца, относилисъ к нему с уважением. Они утешали его, когда он зато­сковал из-за вора в саду.)

  • Как они повели себя, когда он отправил их за Жар-птицей? {Они поклонились ему и отправились в путь-дорогу.)

  • Кто из братьев самый ответственный? Почему? (Самый от­ветственный из них был Иван. Когда он стерег саду то боялся даже присестьу не то что прилечь, чтобы не уснуть.)

5. Работа над второй частью сказки

  • Какое несчастье случилось в пути с Иваном-царевичем? (Его коня съел Волк. А куда без коня идти ?)

  • Кто стал помогать герою? (Ему стал помогать Волк.)

  • Что необычного было в Сером Волке? (Серый Волк скакалсиние леса мимо глаз пропускает, озера хвостом заметает.)

  1. Рефлексия

  2. Подведение итогов урока

  • С какой сказкой вы познакомились?

  • Чему учились на уроке?

Домашнее задание

Перечитать сказку, приготовиться читать ее выразительно. Нарисовать иллюстрации.

Свежие документы:  Урок литературного чтения для 2 класса "В. А. Осеева "Волшебное слово"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: