РАЗВИТИЕ РЕЧИ-3 КЛАСС Познакомить детей с новой русской народной сказкой, вспомнить Развивать творческие способности учеников, устную речь. Воспитывать мотивацию к учению, любовь к чтению. Оборудование: Грамзапись сказки, кассета, плакаты иллюстрации- Оргмомент. — Ребята, к нам сегодня пришли гости. Повернитесь и улыбнитесь Артикуляционная гимнастика. Вдох-выдох. Надувание щёк. Перекатывание шарика. Часики. Теплый — холодный ветер. Задуть свечи. Повторение пройденного.
Тип {урока: Обобщающий урок.
}Тема: Русская народная сказка «Снегурочка».
Цели и задачи:
другие программные сказки, развивать навыки выразительного
чтения.
{Коррекционная цель: Коррекция вербальной, образной памяти,
слухового восприятия, интонационной стороны устной речи, речевое
дыхание.
опоры, костюмы для инсценировки, распечатанные тексты, выставка
книг, слова-опоры, бумажная кукла.
гостям — поделитесь своей радостью от встречи с ними. Теперь
улыбнитесь друг другу. От наших улыбок в классе стало так уютно,
тепло и светло.
Ребята, на прошлом уроке развития речи мы начали новую тему. — На доске рисунки. Посмотрите внимательно и найдите — Почему вы решили, что этот лишний? Докажите. Беседа. Какое время года сейчас настало? А как мы узнаем, что пришла зима? Назовите зимние месяцы? Рассказывание ранее изученных стихов. Какие вы знаете стихи о зиме? Расскажите. Я. Аким Утром кот Он имеет вкус И запах, Он кружится,
Какую?
лишнюю. (Всерисунки зимние, а один лето)
Принес на лапах
Первый снег!
Первый снег!
Первый снег!
Первый снег!
Легкий,
Новый,
У ребят над головой,
Он успел платок пуховый
Расстелить
На мостовой, Он белеет вдоль заборов, Значит, скоро, Хорёк ходил на ёлку У сестрёнки, у Маринки,
Прикорнул на фонаре
Очень скоро
Полетят салазки
С горок,
Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!
К волкуу
Унёс хлопушку
Втихомолку.
Теперь хорёк
Своей хлопушкой
Зверей пугает
Словно пушкой.
На ладошке 2 снежинки.
Всем хотела показать,
Глядь — снежинок не видать.
Кто же взял снежинки
У моей Маринки? Мы слепили снежный ком, Белый снег, пушистый, И наутро снегом Стали дни коротки, М. Родина О. Высотская И. Суриков
Ушки сделали потом,
И как раз
Вместо глаз
Угольки нашлись у нас
Кролик вышел как живой!
Он с хвостом и с головой!
За усы не тяни —
Из соломинок они!
Длинные, блестящие,
Точно настоящие!
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы —
И зима настала. Ну-ка в руки снежный ком — А какие вы знаете зимние загадки? Покружилась звездочка На моей ладошке. (СНЕЖИНКА) Я живу под самой крышей, Если б крыши там нашлись. (СОСУЛЬКА) Невидимкой,осторожно И рисует, как художник, Все лето стояли,
Будем строить снежный дом
Мы польем его водой
Дом наш будет ледяной.
Ком за комом мы кладем
Вырастает снежный дом.
В воздухе немножко,
Села и растаяла
Даже страшно глянуть вниз
Я могла бы жить и выше,
Он является ко мне,
Он узоры на окне. (МОРОЗ)
Зимы ожидали.
Дождались поры,
Помчались с горы. (САНКИ)
5) На землю упало белое одеяло. А сейчас отгадайте мою загадку: Она и летом не придет. Ёлку пышную зажжет, Кто это? (СНЕГУРОЧКА) Сегодня мы познакомимся с русской народно сказкой «Снегурочка.». Ребята, что такое сказка? (Это произведение волшебного характера с вымыслом) Почему эта сказка русская народная? (У неё нет автора, эта сказка передавалась из уст в уста, то есть Как обычно начинаются сказки? (Жили-были…, В тридевятом царстве…, Давным-давно…) А как заканчиваются? (Стали жить-поживать и добра наживать…, И я там был) Какие бывают сказки?
Лето пришло — одеяло всё сошло. (СНЕГ)
4. Постановка темы и цели урока.
Мы весной ее не встретим,
Но зимою к нашим детям
Она приходит каждый год…
Ребятишек забавляя,
Встанет с нами в хоровод.
Дружно мы её встречаем,
Мы большие с ней друзья,
Но поить горячим чаем
Гостью эту нам нельзя.
рассказывалась из поколения в поколение)
(волшебные, бытовые и про животных)
Приведите примеры. Прослушивание сказки Внимательно слушайте и следите за текстом. Беседа по содержанию. О ком эта сказка? Как вы представили себе Снегурочку? Посмотрите на рисунки, как художники её изображают, то в Прочтите отрывок из текста, как она выглядела? «Сама она беленькая, точно снег, коса русая до пояса, только Почему её назвали Снегурочкой? Словарная работа. А теперь разберём трудные слова, которые встретились в На доске: Смышленая (умная, сообразительная) Спорится (всё быстро и хорошо умеет делать) Не можется (болеет) Град (ледяные горошины) Запечалилась Свечерело (потемнело) В сказке встречаются интересные выражения: жили ладно не по дням, а по часам души в ней не чают запечалилась Физминутка. (танцуют дети под музыку «Снегурочка») Выборочное чтение и разбор сказки.
(Выставляю сюжетные картинки)
роли девочки, то — девушки.
румянца нет вовсе».
тексте.
Как жили старик со старухой? Какое было у них горе? Что они решили сделать? Когда появилась Снегурочка? Прочтите отрывок, как старики лепили дочку. Что здесь сказочного? Прочтите о том, как росла Снегурочка. Какая была девочка? Выберите нужные слова на доске: ласковая ленивая злая весёлая красивая хмурая Какое время года наступает за весной? Почему Снегурочка стала грустить? Чему Снегурочка обрадовалась? Какое время пришло за весной? Куда пошли дети? Что она делала в лесу вместе с другими девушками? Почему она растаяла? Как вы относитесь к Снегурочке, к старикам? Игра «Одень куклу». (На доске бумажная кукла и набор летне-зимней одежды. Дети Почему вы выбрали именно эту одежду и обувь? Игра «Зимние слова».
трудолюбивая
должны выбрать нужную одежду)
Назовите зимние слова. А за правильный ответ, я буду вам давать (Мороз, лёд, снежинка, снег, снежок, снеговик, Снегурочка, метель, Составьте с любым словом предложение. Инсценировка сказки. Итог урока. С какой сказкой сегодня познакомились? Что такое сказка? Чему научила вас сказка? Что мы еще делали на уроке?
снежинку.
пурга, санки…)
Слова Снегурочки:
Сколько лиц кругом знакомых,
Сколько здесь друзей моих,
Хорошо мне здесь, как дома,
Среди ёлочек седых.
(Дарит детям шоколад)