3-й класс, УМК «Школа России»
Подготовила
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 64
Гугнина Ю.С.
Цели:
ознакомить учащихся с биографией С.Есенина;
учить понимать и чувствовать окружающую природу.
Задачи:
развивать воображение, память, мышление;
раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся;
научить правильному, выразительному чтению;
прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.
Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова, презентация с биографией С.А. Есенина, романс, альбомный лист, гуашь, ватный тампон, кисти.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания
— Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть. (Дети читают стихи наизусть).
III. Физкультминутка.
Спал цветок и вдруг проснулся –
(Туловище вправо, влево)
Больше спать не захотел
(туловище вперёд, назад)
Шевельнулся, потянулся,
(руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся
Бабочка кружит и вьётся.
(покружиться)
IV. Изучение нового материала.
Беседа о поэте. Биографическая справка о поэте. Презентация. Слайды 2 – 8. Подробная биография С.Есенина в приложении. Дополнение по желанию учителя.
V. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.
чтение учителем. Слайд 9
-Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал Есенин. Попробуйте увидеть, услышать и ответить на вопрос: “Какие чувства хотел передать нам поэт этим стихотворением?”
чтение про себя учащимися.
-Читайте стихотворение и помечайте буквой “Ч” — там, где говорится о черемухе и буквой “Р” — там, где говорится о ручейке.
работа над четверостишьями.
-Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.
Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.
-Что вы представили, читая эти строки? (Ответы детей)
— Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету).
— Какой день? (ясный, солнечный).
— Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).
— А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).
— Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).
— Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).
— Молодцы!
VI. Физкультминутка.
Выполняется сидя за столом.
Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).
VII. Слушание романса. Сыплет черёмуха снегом. Исполняет Анатолий Писарев.
— Сергей Есенин написал не одно стихотворение о Черёмухе. Я предлагаю вам послушать романс на стихотворение Есенина «Сыплет черёмуха снегом». Слайд 10.
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.
Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.
Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Сергей Есенин, 15 лет, 1910 год.
VIII. Художественное творчество. Работа в парах.
Представьте, что вы находитесь около черемухи, нарисуйте ветку черёмухи. Рисование методом тычка (задача: вспомнить технику рисования тычком; формировать чувство композиции и ритма).
IX. Домашнее задание
— Выучить наизусть.
— Сочинить свое стихотворение о весне.
Приложение.
Сергей Александрович Есенин (1895–1925)
Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Рос и воспитывался ребенком в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).
С детства слагавший стихи Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»).
Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
О себе Есенин писал: «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. Так протекало мое детство.
Материал https://www.repetitor.org/materials/esenin1.html,
https://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/esenin.html https://www.philosofiya.ru/biographi_esenin.html
Используемая литература:
О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004
Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. учебник. –М.: Просвящение, 2009 г.
С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к учебнику Л.Ф. Климановой)
Использованный материалы:
https://t-smertina.narod.ru/litphoto/esenin-photo/photoalbum-40.html
https://img1.liveinternet.ru/images/foto/b/0/666/1232666/f_3215268.jpg
https://img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5607/deizi2009.b/0_5ad4a_5dedaee7_XL
img-novosib.fotki.yandex.ru/get/5702/tat698.26/0_4f1b9_434f589a_L
https://900igr.net/datai/literatura/Esenin-Lebjodushka/0004-001-Stroki-biografii.png