Конспект урока для 3 класса «С.Есенин. «Черемуха»

Урок чтения

С.Есенин. «Черемуха»

3-й класс, УМК «Школа России»

Подготовила

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 64

Гугнина Ю.С.

Цели:

  • ознакомить учащихся с биографией С.Есенина;

  • учить понимать и чувствовать окружающую природу.

Задачи:

  • развивать воображение, память, мышление;

  • раскрывать творческий и эмоциональный потенциал учащихся;

  • научить правильному, выразительному чтению;

  • прививать любовь к русскому языку, любовь к поэзии, к природе.

Оборудование: учебник литературного чтения Л.Ф.Климанова, презентация с биографией С.А. Есенина, романс, альбомный лист, гуашь, ватный тампон, кисти.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания

— Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть. (Дети читают стихи наизусть).

III. Физкультминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся –

(Туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел

(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся,

(руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся

Бабочка кружит и вьётся.

(покружиться)

IV. Изучение нового материала.

Беседа о поэте. Биографическая справка о поэте. Презентация. Слайды 2 – 8. Подробная биография С.Есенина в приложении. Дополнение по желанию учителя.

V. Работа над стихотворением С.А. Есенина “Черемуха”.

  • чтение учителем. Слайд 9

-Слушайте внимательно стихотворение. Можете закрыть глаза. Постарайтесь почувствовать то состояние природы, которое передал Есенин. Попробуйте увидеть, услышать и ответить на вопрос: “Какие чувства хотел передать нам поэт этим стихотворением?”

  • чтение про себя учащимися.

-Читайте стихотворение и помечайте буквой “Ч” — там, где говорится о черемухе и буквой “Р” — там, где говорится о ручейке.

  • работа над четверостишьями.

-Прочитайте строки, в которых говорится о черемухе.

Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.
Черемуха душистая
Развесившись стоит
И зелень золотистая
На солнышке горит.

-Что вы представили, читая эти строки? (Ответы детей)

— Какая черемуха? (большая, белая, вся в цвету).

— Какой день? (ясный, солнечный).

— Какой аромат почувствовали? (запах цветов, хочется вдыхать полной грудь).

— А какие цветы? (белые, с желтыми тычинками, собраны в кисти, которые похожи на девичьи кудри).

— Что значит “душистая”? (Ароматная, благоухающая, пахучая).

— Что значит “ветки золотистые”? (От солнца, желтизны тычинок).

— Молодцы!


VI. Физкультминутка.

Выполняется сидя за столом.

Солнце спит, небо спит, — (кладут голову на руки)
Даже ветер не шумит.
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало — (встают руки вверх с разведенными пальцами)
Вдруг повеял ветерок — (махи руками из стороны в сторону с наклонами туловища)
Небо тучей заволок — (круговые движения руками влево, затем вправо)
Дождь по крышам застучал.
Барабанит дождь по крыше — (барабанят пальцами по столу)
Солнце клонится всё ниже.
Вот и спряталось за тучи,
Ни один не виден лучик — (постепенно садятся и кладут голову на руки).

VII. Слушание романса. Сыплет черёмуха снегом. Исполняет Анатолий Писарев.

— Сергей Есенин написал не одно стихотворение о Черёмухе. Я предлагаю вам послушать романс на стихотворение Есенина «Сыплет черёмуха снегом». Слайд 10.

Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, —
Я одурманен весной.

Радуют тайные вести,
Светятся в душу мою.
Думаю я о невесте,
Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черёмуха, снегом,
Пойте вы, птахи, в лесу.
По полю зыбистым бегом
Пеной я цвет разнесу.
Сергей Есенин, 15 лет, 1910 год.


VIII. Художественное творчество. Работа в парах.

Представьте, что вы находитесь около черемухи, нарисуйте ветку черёмухи. Рисование методом тычка (задача: вспомнить технику рисования тычком; формировать чувство композиции и ритма).


IX. Домашнее задание

— Выучить наизусть.

— Сочинить свое стихотворение о весне.

Приложение.

Сергей Александрович Есенин (1895–1925)

Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново. Родители его были бедные крестьяне. Рос и воспитывался ребенком в семье деда. Среди первых впечатлений Есенина духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское четырехклассное училище (1909), он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909-12), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии; в этот период он примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913-15).

С детства слагавший стихи Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912. Печататься начинает в 1914 в московских детских журналах (дебют стихотворение «Береза»).

Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру, имели большой успех.

Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

О себе Есенин писал: «Я сын крестьянина. Родился в 1895 году 21 сентября в Рязанской губернии. Рязанского уезда. Кузьминской волости. С двух лет, по бедности отца и многочисленности семейства, был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх, стерва! Ну куда ты годишься?» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавая по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо я был выучен лазить по деревьям. Из мальчишек со мной никто не мог тягаться. Среди мальчишек я всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь. Он так будет крепче». Бабушка любила меня изо всей мочи, и нежности ее не было границ. Так протекало мое детство.

Материал https://www.repetitor.org/materials/esenin1.html,

https://www.foxdesign.ru/aphorism/biography/esenin.html https://www.philosofiya.ru/biographi_esenin.html


Используемая литература:

    1. О. Москаленко Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004

    2. Л.Ф.Климанова. Литературное чтение. учебник. –М.: Просвящение, 2009 г.

    3. С.В. Кутявина. Поурочные разработки по литературному чтению (к учебнику Л.Ф. Климановой)

Использованный материалы:



Свежие документы:  Урок внеклассного чтения в 3 классе Тема: Пермский писатель Л.И. Давыдачев. Повесть «Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: