Урок литературного чтения в 3 «А» классе
Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»
Цели:
Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения
Работать над развитием выразительной, грамотной речи
Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус
Задачи:
Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.
Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.
Осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода
Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.
Развивать артистические способности.
Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.
Оборудование:
— Портрет А.С. Пушкина
— Цитаты поэта « Что за прелесть эти сказки! Каждая из них — поэма. »
« Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
— Выставка детских рисунков
— Журнальный столик, на нём – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага
— Аудиоматериал
Ход урока
1.Орг.момент (звучит классическая музыка, учитель зажигает свечи)
Учитель: Благословен тот день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово
2. Сообщение темы и целей
Учитель:
Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.
Мы будем говорить о чудесах, которые встретятся в сказке, будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать
Назовите автора сказки (слайд 1)
3. Вводная беседа
(входит гусар и две барышни с веерами, делают реверанс, гусар ставит свечи на столик с портретом Пушкина, все садятся)
Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства
(слайд 2)
Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.
(слайд 3)
Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.
(слайд 4)
1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.
(слайд 5)
2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.
(слайд 6)
Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна
(Музыка меняется, гусар и барышни садятся за парту. Заходит няня, садится за столик и начинает вязать.)
Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.
(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)
Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их
Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!
Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай
Учитель: И он, как заворожённый, слушал
(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))
(слайд 7)
Гусар: В 12 лет Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся под Петербургом заведение «Царскосельский лицей».
Учитель: В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов
(слайд 8)
Учитель: Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.
(слайд 9)
1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,
2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)
Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения
(слайд 10)
Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)
Но я плоды моих мечтаний
И гармонических затей
Читаю только старой няне
Подруге юности моей
Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны
Пушкин: Наша ветхая лачужка
И печальна и темна
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила,
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(няня смахивает слезу)
Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)
(слайд 11)
Учитель: —Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.
(гасят свечи, включается свет)
Учитель: Прежде чем начать работу над сказкой, немного отдохнём . Выполним дыхательно — артикуляционную гимнастику.
Вдох носом, выдох через рот
Вдох, задержка дыхания, выдох
Вдох, выдох порциями
Летела муха около уха: ж-ж-ж
Летела оса около носа: с-с-с
Летел комар и звенел: з-з-з
Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)
Пусть летит! з-з-з Упр. «Конфетка» «Лошадка»
4.Работа над произведением.
Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.
Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)
Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.
Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.
Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)
Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…)
(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)
1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)
То на весь крещёный мир приготовила б я пир
2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)
То на весь бы мир одна наткала бы полотна
3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)
Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)
Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела
И в светлицу входит царь, стороны той государь. (кланяется третьей сестре)
Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)
Будь царица и роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.
Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)
(фонограмма громче, царь предлагает руку и уводит 3 сестру, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы)
Учитель: А мы с вами продолжим работу по учебнику. Мы будем не только читать, но и рассматривать иллюстрации к сказке. Зачем художники делают иллюстрации?
-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи
-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)
— Давайте посмотрим на их значение (слайд 12)
Учитель:- Откройте учебник на стр. 68, найдите продолжение эпизода с сестрицами, читаем цепочкой (1 фрагмент)
Учитель: — О чём мечтали девицы?
— Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод
— Где находятся девицы ( светлица — чистая, светлая, парадная комната в доме) , во что они одеты? (слайд 13)
— Кто услышал разговор сестриц? ( слайд 14)
-Посмотрите на эту иллюстрацию, опишите, что вы видите, ведь не всё мы можем прочитать в сказке
-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)
— Рассмотрите одежду царя (богатая, расшитая мехом и золотом, не одна мастерица потрудилась над его одеждой)
Учитель: — Продолжим чтение…..( 2 фрагмент)
— Куда после свадьбы отправился царь-Салтан? (на войну)
(слайд 15)
— Рассмотрите военное снаряжение царя, что защищает его?
— Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?
— Зачитайте эпизод о спасении матери с сыном
РЕЛАКСАЦИЯ
-Закройте глаза, положите головки на парты, представьте, как бочка плывёт по волнам, послушайте шум волн…
-Посмотрите, как дальше стремительно разворачивается действие, благодаря какой части речи мы можем судить об этом?
1 чудо (слайд 16)
Учитель: —Какое первое чудо возникает в сказке?
-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города
— За что же был вознаграждён наш герой, что даже не дворец вырос перед ним, как в других сказках, а целый город
— Почему возникший город назвали чудом? (за одну ночь возник)
— Рассмотрим иллюстрацию и сравним города
— Прочитайте, каким увидели город корабельщики (город новый, златоглавый)
-Что рассказали о городе корабельщики
2 чудо (слайд 17)
-Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха (о белке)
-Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке
-Что нового мы узнали из их рассказа?
-Как вы думаете почему они приукрасили чудо?
-С какой интонацией надо читать о белке?
—Почему белочку назвали диковинкой?
Учитель: Наш урок подходит к концу. Завтра мы продолжим работу над сказкой.
5.Рефлексия
-Давайте подведём итог
-Чем вам запомнился урок?
-Какое чудо вам понравилось больше всего?
1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина
2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес
Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!
Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.!
6.Д/з (на выбор)
Если бы царь выбрал не младшую сестру, а среднюю или старшую, как могли бы развиваться события?
В сказке встречаются чудеса. Придумайте своё чудо.
Иллюстрация любого чуда