Конспект урока для 3 класса «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Урок литературного чтения в 3 «А» классе

Тема: «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Цели:

  • Продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина; учить проникать в глубину содержания произведения

  • Работать над развитием выразительной, грамотной речи

  • Воспитывать нравственные качества, эстетический вкус

Задачи:

  • Обобщить и расширить знания учащихся о творчестве А.С.Пушкина.

  • Выявить, насколько они знакомы со сказками русского поэта.

  • Осмысление представлений русского народа о семье, о роли и ответственности родителей и детей за благополучие и процветание рода

  • Формирование у детей умения находить нужный отрывок, выразительно читать его.

  • Развивать артистические способности.

  • Воспитывать любовь к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование:

— Портрет А.С. Пушкина

— Цитаты поэта « Что за прелесть эти сказки! Каждая из них — поэма. »

« Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

— Выставка детских рисунков

— Журнальный столик, на нём – подсвечник с горящими свечами, чернильница, перо и бумага

— Аудиоматериал








Ход урока

1.Орг.момент (звучит классическая музыка, учитель зажигает свечи)

Учитель: Благословен тот день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово

2. Сообщение темы и целей

Учитель:

  • Сегодняшний урок мы посвящаем одной из пяти сказок, пяти великих поэм, самой светлой, волшебно-счастливой сказке, которую можно назвать «симфонией русской души». Это «Сказка о царе Салтане», которая появилась в далёком 1831 году.

  • Мы будем говорить о чудесах, которые встретятся в сказке, будем учиться анализировать их, сравнивать и выразительно читать

  • Назовите автора сказки (слайд 1)

3. Вводная беседа

(входит гусар и две барышни с веерами, делают реверанс, гусар ставит свечи на столик с портретом Пушкина, все садятся)

Учитель: Это имя бесконечно дорого каждому из нас. Оно знакомо нам с детства

(слайд 2)

Учитель: 6 июня 1799 года в дворянской семье Пушкиных родился мальчик, которому суждено было стать одним из величайших поэтов России.

(слайд 3)

Гусар: Отец его, Сергей Львович, был потомком знатного рода. Хорошо знал литературу, был знаком со многими русскими писателями и сам немного писал.

(слайд 4)

1 барышня: Мать, Надежда Осиповна, была внучкой «Арапа Петра Великого» Абрама Ганнибала.

(слайд 5)

2 барышня: В семье Пушкиных было трое детей. Старшая — Ольга, средний — Александр и младший – Лёвушка, любимец семьи.

(слайд 6)

Гусар: Любовь к родному языку маленькому Пушкину привили бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по – русски, и няня Арина Родионовна

(Музыка меняется, гусар и барышни садятся за парту. Заходит няня, садится за столик и начинает вязать.)

Учитель: Эта чудесная русская женщина – первая муза поэта. Она знала много народных песен, былин, пословиц, сказок, замечательно их рассказывала.

(выбегает маленький Пушкин, обнимает няню, садится рядом)

Учитель: Маленький Саша очень любил сказки. Сидя рядом с Ариной Родионовной, мальчик часто просил ещё и ещё раз повторить их

Пушкин-ребёнок: Нянюшка, голубушка, как приятно слушать твои певучие сказки. Расскажи ещё, я слушал бы их, слушал, мамушка моя!

Арина Родионовна: Ангел мой, любезный друг мой, слушай

Учитель: И он, как заворожённый, слушал

(выходят гусар и барышни, Пушкин уходит, садится за парту, няня остаётся вязать))

(слайд 7)

Гусар: В 12 лет Александр был отвезён учиться в новое, только что открывшееся под Петербургом заведение «Царскосельский лицей».

Учитель: В лицей принимали дворянских мальчиков 10-12 лет по результатам вступительных экзаменов

(слайд 8)

Учитель: Лицей был закрытым заведением. В течение всего периода обучения воспитанники не имели права покидать пределов Царского Села.

(слайд 9)

1 барышня: Здесь мы видим комнату Александра Пушкина. В каждой комнате была железная кровать, комод, конторка,

2 барышня зеркало, стул, столик для умывания. На конторке чернильница и подсвечник. (садятся)

Учитель: В этой комнате Пушкин писал свои замечательные произведения

(слайд 10)

Учитель: Пушкин любил читать свои стихи любимой няне.(музыка громче, входит взрослый Пушкин, читает на ходу)

Но я плоды моих мечтаний

И гармонических затей

Читаю только старой няне

Подруге юности моей

Учитель: Вспомним стихотворение «Зимний вечер». Оно рисует тёплые отношения поэта и Арины Родионовны

Пушкин: Наша ветхая лачужка

И печальна и темна

Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила,

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла.

(няня смахивает слезу)

Няня: Ох, Сашенька, голубчик мой! (уходят)

(слайд 11)

Учитель: —Настоящим кладом была для Пушкина каждая сказка его доброй и талантливой няни. Многие её сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

(гасят свечи, включается свет)

Учитель: Прежде чем начать работу над сказкой, немного отдохнём . Выполним дыхательно — артикуляционную гимнастику.

  • Вдох носом, выдох через рот

  • Вдох, задержка дыхания, выдох

  • Вдох, выдох порциями

Летела муха около уха: ж-ж-ж

Летела оса около носа: с-с-с

Летел комар и звенел: з-з-з

Сел на лоб, а мы его хлоп! И поймали! (кулачок к уху)

Пусть летит! з-з-з Упр. «Конфетка» «Лошадка»

4.Работа над произведением.

Учитель: — Наверняка многим из вас в детстве читали сказку о царе Салтане, кто – то из вас смотрел мультфильм. И конечно вы знаете все приключения её героев.

Учитель: — Как появилась сказка, вы знаете? (рассказала Арина Родионовна)

Учитель: — Да, она рассказала ему сказку, только немного по-другому. Например, «Царица родила не одного сына, а 34. Тридцать три мальчика были обыкновенные, а у тридцать четвёртого – по локоть руки в золоте, по колено ножки в серебре». Потом именно эти 33 сына будут выходить из моря богатырями.

Учитель: — А ещё в народной сказке не было никакой белочки, вместо неё были две свиньи, которые грызлись (дрались), а между ними сыпалось золото и серебро. А мне всё-таки белочка больше нравится.

Учитель: — Послушайте начало народной сказки : «Некоторый царь задумал жениться, но не нашёл по своему нраву никого. Подслушал он однажды разговор трёх сестёр. Старшая хвалилась, что государство одним зерном накормит, вторая – что одним куском полотна оденет, третья — что родит 33 сына. После девяти месяцев царица благополучно родила 33 обычных мальчика, а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые, во лбу звезда, в затылке месяц ( вам ничего это не напоминает?)

Учитель: Ребята, какими словами начинается Пушкинская сказка? (три девицы под окном…)

(включается фонограмма «пряха», выходят девицы)

1 девица: Кабы я была царица, (говорит одна девица)

То на весь крещёный мир приготовила б я пир


2 девица: Кабы я была царица, (говорит её сестрица)

То на весь бы мир одна наткала бы полотна

3 девица: Кабы я была царица, (третья молвила сестрица)

Я б для батюшки царя родила богатыря.(все охают)

Учитель: Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела

И в светлицу входит царь, стороны той государь. (кланяется третьей сестре)

Царь Салтан: Здравствуй, красная девица, (говорит он)

Будь царица и роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы, выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной, вслед за мной и за сестрой.

Будь одна из вас ткачиха, а другая повариха (сёстры охают)

(фонограмма громче, царь предлагает руку и уводит 3 сестру, подобрав сарафаны, торопятся сестрицы)

Учитель: А мы с вами продолжим работу по учебнику. Мы будем не только читать, но и рассматривать иллюстрации к сказке. Зачем художники делают иллюстрации?

-В сказке встречаются слова, которые мы не употребляем в речи

-Как они называются? (устаревшие – архаизмы)

— Давайте посмотрим на их значение (слайд 12)

Учитель:- Откройте учебник на стр. 68, найдите продолжение эпизода с сестрицами, читаем цепочкой (1 фрагмент)

Учитель: — О чём мечтали девицы?

— Рассмотрите иллюстрацию, постарайтесь представить себе этот эпизод

— Где находятся девицы ( светлицачистая, светлая, парадная комната в доме) , во что они одеты? (слайд 13)

— Кто услышал разговор сестриц? ( слайд 14)

-Посмотрите на эту иллюстрацию, опишите, что вы видите, ведь не всё мы можем прочитать в сказке

-Почему царь не выбрал первых двух сестриц? (важны не еда и одежда, а продолжение рода – царю нужен наследник)

— Рассмотрите одежду царя (богатая, расшитая мехом и золотом, не одна мастерица потрудилась над его одеждой)

Учитель: — Продолжим чтение…..( 2 фрагмент)

— Куда после свадьбы отправился царь-Салтан? (на войну)

(слайд 15)

— Рассмотрите военное снаряжение царя, что защищает его?

— Как случилось, что царицу с маленьким сыном бросили в бочке в океан?

— Зачитайте эпизод о спасении матери с сыном

РЕЛАКСАЦИЯ

-Закройте глаза, положите головки на парты, представьте, как бочка плывёт по волнам, послушайте шум волн…

-Посмотрите, как дальше стремительно разворачивается действие, благодаря какой части речи мы можем судить об этом?

1 чудо (слайд 16)

Учитель: —Какое первое чудо возникает в сказке?

-Найдите и прочитайте отрывок, в котором говорится о появлении города

За что же был вознаграждён наш герой, что даже не дворец вырос перед ним, как в других сказках, а целый город

— Почему возникший город назвали чудом? (за одну ночь возник)

— Рассмотрим иллюстрацию и сравним города

— Прочитайте, каким увидели город корабельщики (город новый, златоглавый)

-Что рассказали о городе корабельщики

2 чудо (слайд 17)

-Найдите и прочитайте, о каком чуде рассказала повариха (о белке)

-Прочитайте, как корабельщики рассказали царю Салтану о белке

-Что нового мы узнали из их рассказа?

-Как вы думаете почему они приукрасили чудо?

-С какой интонацией надо читать о белке?

Почему белочку назвали диковинкой?

Учитель: Наш урок подходит к концу. Завтра мы продолжим работу над сказкой.


5.Рефлексия

-Давайте подведём итог

-Чем вам запомнился урок?

-Какое чудо вам понравилось больше всего?

1 барышня:- Сколько доброго, волшебного, прекрасного несут нам сказки Пушкина

2барышня : Сказки…Они звенят серебряным колокольчиком и уносят в мир приключений и чудес

Гусар: Читайте Пушкина, учите Пушкина!, А главное – любите Пушкина!

Благодарю вас всех за урок, за активное участие, прекрасные ответы. Присутствующих гостей за добрую улыбку и поддержку.!

6.Д/з (на выбор)

  • Если бы царь выбрал не младшую сестру, а среднюю или старшую, как могли бы развиваться события?

  • В сказке встречаются чудеса. Придумайте своё чудо.

  • Иллюстрация любого чуда

Свежие документы:  Конспект урока по Химии "Растворы. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе" 8 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: