Класс: 3 «А» Предмет — русский язык Дата: 22 декабря Урок:
Тема: Развитие речи. Составление текста по репродукции картины В.М. Васнецова «Снегурочка»
Цель: организовать учебную деятельность.
Задачи:
Метапредметная: развитие личности учащихся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий
Познавательная:
Создать____________________________________________________________________________________________________________
Совершенствовать расширению кругозора, обогащению словарного запаса учащихся; развивать умения работать с разными информационными источниками: учебником, схемами, знаками.
Формировать учебную самостоятельность, умение анализировать;
Регулятивная:
Умение:
— работать _______________________________________________________________________________________________________________
— формулировать _________________________________________________________________________________________________________
Коммуникативная:
— сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и ее результат, слушать мнение других;
— адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
Личностная:
— Проявление творческого отношения к процессу обучения;
— Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
Планируемые результаты:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оборудование:
— рабочая тетрадь;
— учебник 3 класс. – М.: Издательский центр
— компьютер учителя;
Ресурсы:
— выход в ресурсы сети Интернет на сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»https://school–collection.edu.ru
Ход урока:
Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося | |
I.Самоопределение к деятельности. | Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Регулятивные УУД: волевая саморегуляция | У: Прозвенел звонок и смолк, – Начнём наш необычный урок. | Ответы детей Положительный настрой на урок. |
II.Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового). | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества Регулятивные: контроль, коррекция Познавательные: умение структурировать знания | В шубке яркой, голубой, Тема урока: | Высказывания предположений, актуализация опыта. Осмысление собственного опыта. |
III. Постановка учебной цели и задачи
IV. Физминутка. | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи. Коммуникативные: сотрудничество Познавательные: умение структурировать знания | У: Какая будет цель урока?
Сегодня на уроке мы познакомимся с картиной Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка» и напишем сочинение по этой картине. | Обнаруживают затруднение Формулируют тему урока. Устанавливают цель. Пути ее достижения-задачи. |
V. «Открытие» новых знаний детьми. | Познавательные: умение структурировать знания личностные: действие смыслообразования коммуникативные: сотрудничество Регулятивные: планирование прогнозирование | Молодцы, ребята. Давайте и начнем решать поставленные задачи.
В.М.Васнецов родился в селе Лопьял Вятской губернии (современный г.Киров). Его отец, священник, страстный любитель природы, привил это чувство и своим сыновьям, будущим художникам Виктору и Аполлинарию. «Вечное, сердечное спасибо отцу за то, что он сумел развить во всех нас любовь к окружающей природе … » … говорил художник, косца стал взрослым. Вспоминал Виктор Михайлович, что зимними вечерами в жарко натопленной горнице собиралась вся семья, и отец читал вслух, а дети рассматривали картинки в журналах. Дед и бабушка рассказывали сказки. Витя «слушал их песни и сказки, заслушивался, сидя на печи при свете и треске лучины». Иногда бабушка доставала заветный сундучок старенький ящик с красками и рисовала кистью. Маленький Витя был в восторге: никто не рисует лучше бабушки! Сам он в детстве любил рисовать корабли и морские сражения.
| Сравнивают свои предположения с эталоном Работа по иллюстрации. Ответы на вопросы учебника. Визуальное закрепление. Читают данные из учебника. Вносят дополнения |
VI. Первичное закрепление с проговариванием в устной речи.
VII. Физминутка. | Личностные: действие смыслообразования Коммуникативные: умение управлять партнёром, умение выражать свои мысли | Работа по картине На первом плане видна сама героиня. Прообразом для неё стала Сашенька, дочь Мамонтова. По преданию Снегурочка, родившаяся в дремучем лесу, – ребёнок Мороза и Весны. Она одета в длинное пальто белого цвета, украшенное узорами, бледные варежки и шапку. Фигура размещена не по центру картины, а несколько сбоку. Руки разведены, голова повернута немного вправо, туловище расположено по диагонали, сзади видны следы на снегу – всё это создаёт впечатление, что персонаж только что вышёл навстречу зрителю, и растерянно озирается по сторонам. Как отмечал Н. А. Ярославцев, в её образе тесно сплетается небесное и земное. Как все иные персонажи Васнецова, Снегурочка отражает идеал красоты, «чистой заснеженной России», и природа полностью повторяет настроение героини. Неизвестный лес, раскиданные ёлочки, мрачное, но лунное небо и искрящийся под луной ярким блеском снег. Интересно, что фигура Снегурочки как будто освещается не сверху, а снизу, от снега. Всё окружающее создает общее впечатление волшебства и загадочности. Для написания картины использовалась холодная гамма цветов – белые, серые и голубые оттенки, что очень тонко подчёркивает таинственность происходящего. Лунная зимняя ночь, мерцают звёзды. На белоснежной поляне темного холодного леса в расписной парчовой шубе и шапке стоит растерянная девушка – дочка Весны-Красны и Деда Мороза, идущая в мир людей. Вдали виднеются домики с заснеженными крышами – это волшебная страна берендеев. -Рассмотрите репродукцию картины В.Васнецова «Снегурочка». -Что вас поразило больше всего? -Какие чудеса и тайны январской ночи раскрыл перед нами В.Васнецов? Звучит музыкальное произведение. -Какое настроение передает музыкальное произведение П.И.Чайковского «Снегурочка»? -Сравните это настроение с настроением, которое передает художник в картине «Снегурочка». Слайд 9. Стихотворение И. Есаулкова
Словарная работа.
| Работа в группах. Отчет о работе в группе. Поиск информации. |
VIII. Включение в систему знаний. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание Личностные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра | — Запись текста Варианты работ Холодная зимняя ночь. Тишина. Поляна. Лунный свет освещает одинокую фигуру Снегурочки. В ее облике — нежность, чистота, недосягаемость. Невыразимо прекрасны ее глаза. Она о чем-то задумалась. Может, о мимолетности, непродолжительности жизни? Или о неосуществимости надежд, о неповторимости каждого мгновения, о неизбежности расставания с той несказанной красотой, которая рядом? Темное небо и звездочки на нем дополняют сказочную таинственность этой ночи. Вместе со Снегурочкой мы вглядываемся в зимнюю ночь, ощущаем лесную тишь и ждем, когда начнут твориться чудеса.
«Я смотрю на картину В.М. Васнецова «Снегурочка». Он изображает на ней Снегурочку, которая идет по зимнему лесу. Мне очень эта картина понравилась, потому что глядя на нее, восхищаешься красотой зимы, и в то же время становится жаль Снегурочку, ведь ей так страшно».
| Выполняют упражнение из учебника
Самостоятельная работа в парах. Проверка с проговариванием.
|
IX. Обобщение и систематизация знаний.
x.Рефлексия.
| Регулятивные: прогнозирование Коммуникативные: умение разрешать конфликты, управление поведением партнёра Познавательные: применение методов информационного поиска, умение осознанно строить речевое высказывание
Личностные: умение выражать свои мысли Регулятивные: волевая саморегуляция Коммуникативные: умение слушать одноклассников | У: Спасибо за урок Какая была цель урока? Достигли мы её? Докажите? Закончите урок фразой: Я понял… Я узнал…. Я хочу узнать… – Что понравилось на уроке?
– Какая работа вызвала трудность? д/з повторить правила.
| Проверка с проговариванием.
Ответы на вопросы, дают оценку своей работе, устанавливают места затруднений. |