Литература 3 класс
Тип урока: комбинированный
Метод: репродуктивный
Тема: В. Бианки «По следам» с. 140 – 147
Цель: формирование представлений о компетенции доброты, любви к родным, сопереживания
Задачи:
— познакомить с новым произведением;
— развивать познавательный интерес, память, навыки чтения;
— воспитывать чувство любви к сказкам; любознательность.
Ход урока:
1. Орг. момент. Сообщение темы, цели урока.
2. Повторение пройденного материала.
а) фронтальная беседа-опрос:
Произведение какого автора читали? Что знаете о В.В. Бианки? Каким писателем он был? (писателем-натуралистом) Что это означает? Какие его произведения знаете? (выставка книг) Каких еще писателей-натуралистов знаете? (К.Паустовский, Е.Чарушин, Д.Мамин-Сибиряк, М.Пришвин) (выставка их книг).
б) беседа по произведению:
Куда собрался Егорка к вечеру? Что его так манило в лес? Почему отец его отпустил? Когда начал беспокоиться? Почему? Нашел ли поздним вечером сына? Что помешало? Доказать. Почему пошел искать утром? (оставалась капля надежды) Кого встретил Егорка на пути? (вывешиваются иллюстрации животных) Как это узнал охотник?(по следам)(вывешиваются следы) Каким охотником рос Егорка?
в) чтение 5-6 частей
Что торопило отца? Чему удивлялся? Что нашел? Какое настроение было? Доказать. (страшно вскрикнул, выпалил из обоих стволов)
3. Изучение нового материала.
1) Чтение текста с. 145 – 147
Хотелось ли вам узнать окончание произведения? Понравилось ли оно вам? Чем?
2) Словарная работа
Духом домчался – очень быстро, лепечет – невнятно говорит,
Овчина – покрывало из овечьей шерсти, сдрейфил – испугался,
Завязли – не вытащить, окаянные – плохие, злые, подшиб – подстрелил, невдомек – непонятно, оттепель – потепление.
4.Физминутка.
5. Закрепление знаний.
1) Чтение текста детьми самостоятельно.
2) Чтение детьми вслух.
3) Анализ текста.
Как отец нашел сына? Какие чувства он при этом испытывал? Кто испугал мальчика?(волки) Где спрятался? За каким зверем охотился Егорка? (иллюстрация барсука) Что о нем узнаем от автора произведения? (чтение) Произведение относится к жанру рассказа. Прочитать, что это такое на с. 146.
Домашнее задание: с. 145 – 147, в тетрадь.
4) познание мира
Где происходили события рассказа? В Казахстане леса находятся в северной части. (показ на карте Казахстана) Какие животные живут в лесу? (показ иллюстраций) Послушаем новое, незнакомое нам об этих животных. (рассказывают ученики)
а) заяц
Зимой земля на Севере покрывается снегом, и многие животные надевают к этому времени белый наряд. Заяц-беляк рыжевато-серый, поэтому мало заметен летом, а поздней осенью он меняет летнюю одежду на белоснежную шубу. Бывает, что снег не выпадает до января, горе тогда полинявшему косому: его видят издалека и охотник, и лиса…
б) белка
Уютные гнезда устраивают белки. В гнездо ведет один или два хода, которые затыкаются мхом или лишайником. Отправляясь на промысел, белка не оставляет дверцы открытыми. Очень запасливый зверек. Недалеко от гнезда она устраивает множество кладовых, где хранит орехи, жёлуди, шишки. Белки, как и зайцы меняют свою шубку. Летом – на рыжую, зимой-серую.
в) медведь
Бурый медведь – животное всеядное. Летом найдет себе пропитание везде. Не брезгует лягушками, улитками, саранчой. Растительная пища – сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки. Любит и пчелиный мед. В голодное время набивает себе желудок травой, мхом, корой. Медведь – искусный рыболов. Поймать рыбу удается не сразу. Но у него много времени. Зимой спит в берлоге – это охапка наломанных веток и мха. Снежную крышу берлоги кроет сама природа.
г) лисица
В нашей стране лисицы живут в степях, в лесах и даже в пустыне. Тело лисицы подвижно. Ее ноги гибкие и тонкие. Хвост при повороте работает как руль. Высоко ценится рыжий мех. Есть еще черные лисы. Лапы лисицы к зиме обрастают густой шерстью(как в валенках). Лисица издает лай или визг.
Слух отличный. Она за много метров слышит, как под снежным покрывалом возятся и пищат полевки-мышки.
— В рассказе В.Бианки встретилось выражение «Читает по снегу, как по книге». Что это означает? Хотите вы попробовать?
Игра «Найди по следу животное»
На доске вывешены следы животных. Определить какого животного след (по рассказу)
6. Рефлексия.
Произведение какого автора читали? Как называют этого автора? Чему учат нас его произведения? Что понравилось больше всего на уроке?
Выставление и комментирование оценок.