Урок литературного чтения
В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»
Цель: знакомство с произведением В. Драгунского «Надо иметь чувство юмора»;
Задачи: обучить учащихся формулировать тему и идею произведения, отрабатывать умение характеризовать литературного героя; развивать активность, самостоятельность суждений; совершенствовать навык правильного беглого выразительного чтения целыми словами; воспитывать умение чувствовать юмор, ответственность за свои поступки.
Ход урока
1. Орг. момент Проверка готовности учеников к уроку. Приветствие.
2.Создание эмоционального настроя.
(звучит музыка “В каждом маленьком ребенке…”)
— Какое настроение вызывает у вас эта музыка? (радостное, веселое…)
— Что кроме самой музыки позволяет создать веселое настроение песни? (слова песни)
— А над чем обычно смеются люди? (над какими-нибудь смешными случаями)
3.Введение в тему урока.
А) — Как называется чувство, которым обладает человек, умеющий смеяться над происходящим? (чувством юмора)
Б) Составление кластера. — Что значит для вас юмор?
В) — Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом В. Драгунского « Надо иметь чувство юмора».
Спросим сами у себя: умею ли я понимать шутки друзей? Умею ли я прощать друзей за их шутки.
4. Слово о писателе. (выступление подготовленных детей)
1 уч. — Виктор Драгунского часто называют мастером улыбки. Он был артистом театра и эстрады, несколько лет руководил театром, который назывался «Синяя птичка».
2 уч. — А ещё В. Драгунский работал Дедом Морозом на ёлках и все дети, мамы, папы, бабушки и дедушки просто животики надрывали от смеха – такой весёлый был этот Дед Мороз. В.Драгунский одно время работал клоуном в цирке на Цветном бульваре в Москве, рыжим клоуном в лохматом рыжем парике.
3 уч. — Во время войны Виктор Юзефович с другими артистами ездил на фронт выступать перед бойцами. Чтобы у них было хорошее настроение.
4 уч.- Когда у Драгунского подрос сын Дениска, с ним начали происходить всякие смешные истории, и вскоре вышли книги: «Денискины рассказы» и многие другие. Виктор Драгунский всего написал около девяноста рассказов.
— Что нового и интересного узнали о жизни автора?
5. Работа по теме:
А) чтение по ролям 1 части (Лемур – полуобезьяна с длинным хвостом и удлиненными задними конечностями. Живет в тропических лесах.)
— Кто смеется в этом отрывке и почему? (Им обоим весело, их смех добрый, он никого не обижает)
Б) чтение 2 части по ролям
—Кто здесь смеется? Почему? ( Денис смеется, т.к.нравится смешная задачка и то , что Мишка с ней не справился, а Миша не смеется, т.к. ему неловко от своей недогадливости. Папа не смеется, потому что ему не нравится поступок ДЕНИСА. Он задает не свою задачу и ставит Мишу в неловкое положение.
В) Прочитайте задачу папы (самостоятельно)
— Кому же в этой ситуации было не до смеха? Почему?
—Почему папа решил задать задачку сыну?
—Какой должен был быть ответ?
—Почему он показался обидным Денису? Он увидел свой недостаток, а правда «глаза колет?» Или он принял шутку за замечание отца?
Почему говорят что « в каждой шутке есть доля правды»? Значит, на правду можно обижаться?
Г) Чтение 4 части.
-Зачем Дениска спрятался за вешалку?
-Зачем папа добился, чтобы Дениска засмеялся?
— Поможет ли папина задача Дениске стать лучше? Заставила задуматься? (Задача заставила Дениску задуматься над своим поведением и критически взглянуть на себя со стороны)
6.Творческая работа в группах:
задание 1 группе – синквейн к слову юмор
задание 2 группе – а) тема…. Б) основная мысль…
задание 3 группе — смысл пословицы «В каждой шутке есть доля правды»
задание 4 группе – характеристика героев
задание 5 группе – Какие бы советы вы могли дать героям?
7. Презентация работ.
8. Рефлексия. Закончить предложения:
Мне понравилось ……………… Меня огорчило…………. Я узнал и понял……………………