ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
В. Драгунского «Тайное становится явным»
1. Марадулина Равия Мидхатовна
2. МБОУ СОШ «Яктылык» г.о. Самара
3. Учитель начальных классов
4. Литературное чтение
5. 3 класс
6. В. Драгунский «Тайное становится явным», 12 часов 9-10 урок
7. Базовый учебник: «Литературное чтение» (В одном счастливом детстве)
3 кл. : Ч. 2 / Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева. – М. : Баллас, 2013
Тетрадь по литературному чтению. 3 кл. : Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.
М.: Баласс, 2013.
8. Цель урока:
Продолжить знакомство с творчеством В.Драгунского; учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои рассуждения цитатами из текста; развивать умение составлять цитатный план; совершенствовать технику чтения; воспитывать уважение к окружающим.
9. Задачи урока:
учить определять отношение автора к героям своего произведения на основе анализа произведения.
помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям.
воспитывать нравственные чувства.
расширять читательский опыт учащихся.
формировать навыки правильного, выразительного чтения.
развивать речь, мышление, память, тренировать наблюдательность.
10. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
11. Формы работы учащихся: фронтальная и групповая работа
12. Необходимое техническое оборудование:
Для учителя – учебник, карточки, мультимедийный проектор;
Для учащихся – учебник, тетрадь по литературному чтению,
письменные принадлежности.
13.Структура и ход урока
1. Организационный момент. Психологический настрой
Дети читают хором (слайд2):
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Урок литературного чтения.
А чтобы урок пошёл каждому впрок –
Активно включайся в работу, дружок!
– Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.
– Что вы почувствовали?
– Какое у вас настроение?
Проверка домашнего задания.
— Ребята, что вы готовили к уроку дома? (озаглавливание иллюстраций строчками из текста). (слайд 3)
— Почему, когда папа с Дениской шли домой из цирка, папа молчал и у него было грустное и серьёзное лицо?
— Как по-вашему, что такое взаимопонимание между родителями и детьми?
Работа по теме урока
Целеполагание.
— Сегодня мы прочитаем другой рассказ В. Драгунского о Дениске.
Эпиграфом нашего урока будут слова испанского писателя Мигеля де Сервантеса. Прочитайте их. (слайд 4)
«Правда всегда поднимается над ложью, как масло над водой».
— Прочитайте про себя;
— Прочитайте медленно вслух;
— Прочитайте с утвердительной интонацией;
-Прочитайте с вопросительной интонацией;
-Прочитайте с восклицательной интонацией.
— Как вы понимаете смысл данного высказывания? (обсуждение высказывания) (О правде всегда узнают)
— Правда иной раз гнётся, но никогда не ломается и всплывает поверх лжи, как масло — поверх воды. Так ли это? Нам сегодня предстоит разобраться.
Работа с текстом до чтения.
Работа с иллюстрацией стр. 125
— Рассказ, с которым мы сегодня познакомимся называется «Тайное становится явным».(слайд 5)
— Рассмотрите иллюстрацию. Что здесь может быть тайным?
-Что бы вы хотели узнать?
«Хотим узнать» (слайд 6)
— О чём может идти речь в этом произведении?
— Что значит тайное становится явным?
— Чему учит произведение?
В конце урока проверим наши предположения.
Проблемная ситуация. Работа над заголовком: (по щелчку раскрываются понятия)
— Что такое тайна? (дети высказывают мнения) (слайд 7 )
Проверяем по словарю Ожегова.
1. Нечто скрываемое от других, известное не всем;
2. Нечто неразгаданное, ещё не познанное;
3. Скрытая причина чего-нибудь.
— Назовите синоним к слову тайна (секрет).
-Что значит «тайное»? Подбери синонимы.
Тайное — секретный, потайной, скрытый.
Стадия вызова. Составление синквейна со словом тайна (слайд 8)
Тайна
страшная, чужая
скрывают, узнают, рассказывают
Нельзя рассказывать чужие тайны.
Секрет
— Как вы понимаете слово «явным»? Подберите синонимы.
(Известный, всем доступный, очевидный)
— Что значит тайное становится явным? Как вы понимаете заглавие?
— Прочитайте первый абзац и сравните ваш ответ с авторским.
Прогнозирование.
– О чем может быть рассказ с таким названием? (Дети говорят свои предложения.)
– Можно ли по названию определить, будет ли он шуточный, серьёзный, поучительный?
Первичное восприятие текста – (просмотр видеоматериала ).
— Какие эмоции и чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Согласны ли вы с фразой «Все тайное становится явным»?
Работа в тетради.
— Прочитайте пункт плана в тетради (стр. 50, задание №1)
— Какой это план? (цитатный)
— Последовательно ли он составлен?
— Восстановите последовательность событий, пронумеруйте части. (Работа в парах)
Проверьте правильность выполнения задания на слайде.(слайд 9)
Физминутка. (слайд 10)
Раз – потопали немножко,
2 – похлопали в ладошки,
3 – головкой повертели,
На 4 – тихо сели.
Работа с текстом во время чтения. Беседа после чтения каждой части.
Прочитаем рассказ еще раз и посмотрим, как автор относится к герою, к его поступку, и что он хотел сказать словами «тайное становится явным».
После 1 части: (чтение до слов «Ложись – ка ты спать!»)
— Что однажды услышал Денис от мамы? (слайд 11)
-Почему Дениска заинтересовался маминой фразой «Тайное всегда становиться явным»?
— Как мама объяснила слова «тайное становится явным»?
— Что же не понял Дениска?
После 2 части: (чтение до слов «..я ей давлюсь!..»)
— Из-за чего произошел конфликт между мамой и Дениской? (слайд 12)
— Объясните позицию мамы (Полезно, надо утром кушать каши)
— Как Дениска относится к завтраку? Как вы об этом узнали?
— Объясните позицию Дениски (не любит, невкусно)
— Как вообще можно разрешить конфликт (уступить, договориться)
— Как решили конфликт мама и Дениска мы узнаем, если прочитаем дальше.
После 3 части: («И мама ушла на кухню»)
— Как решили конфликт мама и Дениска? (договорились) (слайд 13)
— Как мама уговаривала Дениску есть кашу? Что она ему предложила? (Мама предложила Дениске сходить в Кремль).
-Почему именно в Кремль пообещала пойти мама? Для Дениски это важно?
— Докажите словами из текста. (Стр 126, 1 абзац)
Чтение 4 части: (читает подготовленный ученик до слов «Ну, вставай, одевайся, идём на прогулку в Кремль!»)
— Как же получилось, что он выбросил кашу в окно? Задумал ли он это с самого начала? Что об этом в тексте говорится? (слайд 14)
— Автор пишет: «А я остался с кашей наедине.»
— С кем обычно можно остаться наедине? (с человеком).
-Почему же Дениска так говорит о каше? (Она – враг, соперник, никто не может ему помочь, ее нужно одолеть, победить, уничтожить. Вот он и пытается.)
— Можно ли убрать это предложение? Попробуйте. Какова его роль в тексте? (усиливает комичность ситуации)
— Что испытывал Дениска, когда экспериментировал с кашей? (чувство обиды, досады)
— Дениска рассказывает нам совершенно серьёзно. Почему Вы, в отличие от Дениски смеётесь?
Выборочное чтение по заданию.
— Ребята, сейчас вы будете «разведчиками». Разведчики работают в полной тишине и всегда добывают какие-нибудь ценные сведения. После возвращения из разведки вы должны будете сказать, что делал Дениска, чтобы каша была вкуснее? (пошлёпал ложкой; посолил; посыпал сахару; долил кипятку; вылил в кашу всю баночку хрена) (слайд 15)
-Почему Дениска потерял сознание? От чего у Дениски возникло такое состояние?
— Почему Дениска так поступил с кашей? О чём он думал в этот момент? (как быстрее от неё избавится).
— Он хорошо подумал прежде, чем это сделать? Почему? (ему плохо, когда такое состояние, мы не контролируем свои поступки).
— Это важно? Почему это важно? (если бы подумал, не поступил бы так).
— Почему мама решила, что Дениска съел кашу?
— Что испытала мама, увидев, пустую тарелку?
— Почему Дениска не рассказал маме правду? Он – лжец? (он не успел опомниться, всё произошло очень быстро).
— Как вы это узнали? ( «В ту же минуту дверь открылась…»).
Чтение 5 части (чтение рассказа до конца)
Дверь отворилась и…какие новые герои появились? (милиционер и пострадавший)(слайд 16)
Объясните значение слов «милиционер и пострадавший».
Словарная работа: (по щелчку значение слов) (слайд 17 )
— О чём подумал Дениска, увидев пострадавшего? Как вы об этом узнали?
Прочитайте как выглядел пострадавший.(слайд )
(На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша. Она лежала почти в середине шляпы, в ямочке, и немножко по краям, где лента, и немножко за воротником, и на плечах, и на левой брючине).
-А какие чувства испытывал мальчик? Почему вы так считаете?
— А что испытывала мама? Как сказано об этом в тексте, ведь рассказ написан от лица Дениски, а он не может знать, что думает или чувствует мама.
— По какой примете Денис понял, что мама очень рассердилась?
(Мама посмотрела на меня, и глаза у неё стали зелёные, как крыжовник, а уж это верная примета, что мама ужасно рассердилась).
— Прочитайте рассказ пострадавшего. Почему вам смешно? Почему он заикается?
— А кто ещё смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?
Кто создал эту комическую ситуацию? (автор)
— Зачем автор смеётся сам и даёт нам возможность смеяться, когда другим не смешно?
— Какова роль смеха в этом рассказе?
(Посмеявшись над другими, не захочешь оказаться на их месте. Никому не нравится когда над ним смеются.)
7. Работа с текстом после чтения.
Ребята, подумайте, как менялось настроение главных героев.
— Какой вывод сделал для себя Дениска?
— Будет ли с мамой продолжение разговора? (нет)
— Почему? (Каждый пережил сильные чувства от радости до страха и печали)
— Почему мама не ругала сына? (мальчик пересилил себя и признался во всём)
-Как признался мальчик? («Тайное всегда становится явным»)
— Сразу ли главный герой понял смысл этого выражения?
— Что помогло Дениске понять смысл выражения « Тайное становится явным»?
— Могла ли эта история произойти в жизни?
Можно ли было рассказ назвать «История с кашей», «Почему я не пошёл в Кремль?».
8.Практическая работа. (работа в группах. 4 гуппы)
Каждой группе выдаётся задание. (приложение 1)
1. Какой фрагмент проиллюстрировал художник? (раздаточный материал)
2. Подбери цитату из текста. (работа с учебником) Восстановите цепочку событий. (картинный план)
3. Выбери пословицу. (раздаточный материал).
Кроткое слово гнев побеждает.
Сначала думай, а потом делай.
Ветра не удержишь, правды не скроешь.
После дождя солнце жжёт, после лжи – стыд.
Выстраивается сюжетная линия рассказа. (картинный план)
9.Обобщающая беседа.
— Ребята, как вы думаете, какой человек вырастет из Дениски?
Какой же Дениска? (Весёлый, озорной, выдумщик, внимательный к словам мамы, честный, умеет признать свою вину).
-Что заставило героя рассказа запомнить слова, вынесенные в название рассказа, на всю жизнь? (поступок, за который стало стыдно)
— Ребята, оказывались ли вы в подобной ситуации? Была ли у вас похожая ситуация, когда «тайное становится явным»?
— Как вы думаете, чему учит рассказ Драгунского?
— Какая проблема волнует автора? ( проблема взаимоотношения детей и родителей, воспитание детей).
— С каким произведением В.Драгунского мы познакомились?
— Какой урок вы извлекли для себя?
Подходит ли эпиграф к нашему уроку? (слайд 1) Объясните его значение.
(Невозможно скрыть то, что само себя обнаруживает, выдаёт.
Правду не скроешь. Обязательно то, что пытаешься скрыть, станет явным.)
Автор любит своего героя. Относится к нему с иронией. Улыбается.
Поэт Яков Аким, близкий друг В.Драгунского сказал:( слайд 18)
«Юному человеку нужны все витамины, в том числе и нравственные витамины. Витамины добра, благородства, честности, порядочности, мужества. Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В.Драгунский»
— Читайте рассказы В.Драгунского и получайте нравственные витамины.
У В.Драгунского очень много рассказов. Ведь он писал для детей о детях.
10.Рефлексия учебной деятельности. (слайд 19)
Закончите одно из предложений:
Было интересно…
Я понял(а), что…
Меня удивило…
Я сделал(а) вывод, что…
Мне захотелось…
После сегодняшнего урока я….
12.Дифференцированное домашнее задание: (слайд 20)
— Пересказ рассказа по плану.
— Нарисовать иллюстрацию к любому понравившемуся отрывку и прокомментировать её.