Тема урока: В. И. Белов «Малька провинилась» Тип урока: изучение новых знаний. Цель: формирование и развитие ценностного отношения к совместной деятельности по определению и применению способов работы с художественным текстом как источником нравственного опыта. Задачи: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
УУД: Личностные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
Познавательные:
Оборудование: учебник «Литературное чтение» Климановой Л. Ф., Горецкого В. Г., Головановой М. В. для 3 класса (2012 г.), компьютер, проектор, экран, сигнальные карточки, картинки с изображением солнышка. Формы работы: фронтальная, работа в парах.
Ход урока:
| ||||
Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
I ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (0,5 мин) (Слайд 2) | ||||
0,5 мин | — Встаньте красиво. Садитесь. Проверим готовность к уроку. Руки? – На месте! Ноги? – На месте! Локти? – У края! Спинка? – Прямая!
| Проверяют готовность к уроку
| ||
II РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10,5 мин) | ||||
1 мин | 1) Речевая разминка (Слайд 3) -Прочитайте «про себя» то, что видите на экране и определите жанр устного народного творчества. ВСЯКОЙ МАТЕРИ СВОЕ ДИТЯ МИЛО. |
Поговорка | ||
— Как вы понимаете эту поговорку.
| Каждая мать любит своего ребенка. | |||
— А вы любите своих мам? А за что? | Отвечают. | |||
— Прочитайте по слогам хором, затем по одному. | Читают хором с учителем по слогам, затем по одному. | |||
1 мин | 2) Самоопределение к деятельности (Слайд 4) МпроАвиЛниЬлаКсьА — Посмотрите на экран. Кто догадался, в чем секрет? Как расшифровать слово? |
— Прочитать сначала то, что напечатано заглавными буквами, затем—маленькими. | ||
— Расшифруйте фразу, и мы узнаем название произведения, с которым познакомимся на уроке. | «Малька провинилась». | |||
— Как вы думаете, чем же мы сегодня будем заниматься? | — Познакомимся с новым произведением, узнаем его жанр, его героев, их поступки. | |||
1,5 мин | 3) Работа над новым материалом (Слайд 5) а) Работа над текстом до чтения 1) Знакомство с писателем Просит открыть учебник на стр. 68, прочитать заголовок текста и фамилию автора. –Прочтите название произведения и его автора. |
Читают заголовок и автора. — «Малька провинилась». В. И. Белов. | ||
-Читали ли мы раньше произведения этого автора? | Нет. | |||
С произведением В. И. Белова мы встречаемся впервые. |
| |||
Показывает портрет В. И Белова и рассказывает о его творчестве. В. И. Белов родился в 1932 году в Вологодской области в семье крестьянина, погибшего на войне. Еще мальчишкой стал работать в колхозе, помогая матери поднимать четверых младших детей. После окончания сельской семилетней школы получил специальность плотника. В армии выучился на радиотелеграфиста. Но скоро обнаружилось, что его призванием был писательский труд. Он закончил литературный институт в Москве. Писал книги о русской деревне, о родной природе, о простых людях. Имеет государственные награды за свой труд. Умер в 2012 году, прожив 80 лет. Несколько его книг вы видите на экране. (Слайд 6) | Рассматривают портрет писателя, его книги, слушают биографию. | |||
2 мин | 2) Антиципация — Как вы думаете, о чем будет произведение, с которым мы познакомимся сегодня? |
Отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения. | ||
По заголовку и фамилии автора попробуйте определить, о чем или о ком пойдет речь? | Предугадывают предстоящий текст. | |||
— Даю подсказку. Прочитайте слово. Что значит «кутенок»? Кто это? (Слайд 7) | Щенок собаки. | |||
Объясните название рассказа «Малька провинилась». Кто такая Малька? В чем она могла провиниться? |
| |||
— Прочитав этот текст, мы проверим свои предположения.
| Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения. | |||
3 мин | б) Работа над текстом во время чтения 1) Первичное чтение текста (учителем). Читает текст. | Слушают текст. | ||
2 мин | 2) Проверка первичного восприятия текста. |
| ||
— Понравилось ли вам произведение? |
| |||
— Определите его жанр. | — Это рассказ. | |||
— Назовите признаки рассказа. | — Повествование о реальных событиях, небольшой объем произведения, немного действующих лиц, описание одного эпизода. | |||
—Выразите одним словом ваше мнение о рассказе. | Интересный, хороший. | |||
— Определите тему рассказа. | О животных. | |||
— Подтвердились ли ваши предположения? |
| |||
III САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин) | ||||
10 мин | 3) Вторичное чтение текста (детьми) (Слайд 8) Ставит проблему — А теперь возьмите карандаши, внимательно прочитайте весь рассказ и подчеркните карандашом непонятные вам слова, запишите их себе в тетрадь. | Читают текст в режиме «жужжащего» чтения, подчеркивают нужное, записывают в тетрадь.
| ||
IV ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин) (Слайд 9) | ||||
1 мин | Раз — подняться, потянуться, Два — согнуться, разогнуться, Три — в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место сесть опять. | (Потянулись.) (Прогнули спинки, руки на поясе.) (Хлопки в ладоши.) (Движения головой.) (Руки в стороны.) (Махи руками.) (Сели.) | ||
V РАБОТА С УЧИТЕЛЕМ (10 мин) | ||||
2 мин | в) Работа над текстом после чтения 1) Словарная работа (Слайд 10) ЗАРЕЧНАЯ ДЕРЕВНЯ — деревня, находящаяся за рекой. ДЕЛОВИТО — толково, серьезно, озабоченно. ВСЕ ВПУСТУЮ — напрасно, зря. БЛУДНЯ — человек, ушедший из родного дома, а потом вернувшийся после долгих скитаний. НЕДОУМЕНИЕ — невозможность понять, в чем дело. ШАРОМЫЖНИК — это человек, который любит поживиться за чужой счет, жулик. |
— Толковый словарь
Выясняют значение слов.
| ||
8 мин | 2) Анализ произведения. Выборочное чтение (Слайд 11) -Назовите главных действующих лиц рассказа. | Отвечают на вопросы, доказывают словами из текста, обосновывают свои ответы, Малька, Лидия, рассказчик | ||
— Где происходили события, описанные в рассказе? | В деревне. | |||
— Почему вы так решили? | Рассказчик пришел за молоком, дом был деревенский. | |||
— Кто такая Малька? | Собака. | |||
— За что ее ругала Лидия?
| Принесла двух щенков, которые хозяйке были не нужны. | |||
— Прочитайте, как ругала ее Лидия? | Зачитывают. | |||
— Как вела себя Малька, когда ее Лидия ругала? Найдите и прочитайте это место. | Зачитывают. | |||
— Как хозяйка поступила со щенками?
| Одного отдала трактористу, другого отнесла в соседнюю деревню. | |||
| — Какие чувства испытала Малька, оставшись без щенков? | Ей стало плохо без них, тоскливо. | ||
— Что однажды увидел автор? Чему он удивился? Найдите и прочитайте, как это было. | Зачитывают. | |||
— Куда и зачем каждый день бегала Малька? | В соседнюю деревню кормить своего сынка. | |||
| — Как поступала с ней хозяйка? | Она запирала ее в доме, не пускала к щенку, ругала ее. | ||
-Какой путь приходилось ей преодолевать каждый день? | 2 км | |||
— Какой вывод рассказчик сделал для себя?
| Малька — верная, преданная, любящая мать. | |||
— В чем заключается основная мысль рассказа? | Каждая мать любит своего ребенка, заботится о нем, даже собака. | |||
Любовь матери к своему ребенку — очень сильное чувство. Из-за своего ребенка мама способна преодолеть любые трудности и препятствия. Не испугалась этих препятствий и маленькая собачка, у которой оказалось доброе сердце. |
| |||
VI САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (10 мин) (Слайд 12) | ||||
8 мин
| 1) Работа в тетрадях на печатной основе. (Работа в парах) — Повторите самостоятельно правила работы в группе.
Контролирует работу, оказывает нужную помощь.
| Повторяют правила работы в группе:
Пользуются сигнальными карточками в случае затруднения или выполнения задания. – просим помощи, – задание выполнено.
| ||
2 мин | 2) Взаимопроверка. | |||
VI ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (1,5 мин) | ||||
1,5 мин | — Вспомните, с каким произведением мы сегодня познакомились? | — «Малька провинилась». | ||
— Кто его автор? | — В. И. Белов. | |||
— Сделайте вывод – чему же нас учит рассказ В. И. Белова? | Быть преданным, верным, любить своих детей, родителей, животных. | |||
VII РЕФЛЕКСИЯ (1 мин) (Слайд 13)
| ||||
1 мин | — А теперь покажите ваше настроение, с которым вы пришли к концу урока. Раскрасьте то солнышко, настроение которого соответствует вашему настроению. Обоснуйте ваш выбор.
| Оценивают свою работу на уроке.
| ||
VIII ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (0,5 мин) (Слайд 14) | ||||
0,5 мин | — Подготовить пересказ текста. | Записывают в дневник |