МБОУ «Большеатнинская СОШ»
КОНСПЕКТ
открытого урока литературного чтения в 3А классе на тему «Б.Житков. Про обезьянку. 2-й урок.»
Учитель высшей квалификационной категории:
Валиуллина Люция Равиловна
17.03.2014
Тема. Б.Житков. Про обезьянку. 2-й урок.
Цели: 1. Анализ рассказа. 2. Развитие связной речи. 3. Воспитание чувства ответственности за прирученных животных.
Оборудование: Смарт — доска, проектор, презентация к уроку, музыкальный центр, тестовые задания, карточки на столах в конвертах.
Тип урока: урок рефлексии.
Методы: Сингапурского обучения
Технологии: деятельностного обучения, здоровьесберегающие технологии.
Ход урока
Оргмомент. Создание ситуации успеха.
Проверка выполнения домашнего задания
— С целью проверки домашнего задания (дочитать рассказ, понять содержание) задам несколько вопросов:
— Платье какого цвета надели на Яшку для прогулки? (зелёного)
— Как звали собаку, с которой дралась обезьянка ? (Каштан)
— За кем гонялся Яшка во дворе? (за котом)
— Кем стали называть обезьянку после победы во дворе? (царём)
— А как прозвали Яшку члены семьи? (сатаной)
— Остался ли Яшка в семье мальчика? (нет, мальчик его подарил другу)
III. Постановка учебной задачи. Слайд 1
«Мы в ответе за тех, кого приручили» С.Экзюпери
— Откуда эти строки? (Это строки из сказки известного французского писателя С.Экзюпери «Маленький принц»)
— Кстати, советую прочитать эту сказку тем, кто ещё не читал.
— Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова «Про обезьянку» со словами С.Экзюпери?
— На уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.
Решение учебной задачи. Первичная проверка понимания изученного.
Тейк оф – тач даун (Встать-сесть, отвечая на вопросы учителя)
— Определите жанр текста (рассказ)
— Определите тему рассказа (про обезьянку)
— От чьего имени ведётся рассказ? (мальчика)
— Как попала обезьянка к мальчику? (подарил одноклассник Юхименко)
Выборочное чтение в парах.
— Прочитайте с партнёром по плечу диалог мальчиков. (Стр.83)
Проверка. Чтение диалога 1-2 пар.
— Найдите и прочитайте о том, как выглядела обезьянка? (Стр.83-84)
— Как встретили обезьянку в семье мальчика? (радостно)
— Удалось ли новому хозяину справиться с ней? (не удалось)
— Какие победы Яшка одержал во дворе? (дрался с Каштаном, гонялся за котом)
— Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? (была непослушная)
Закрепление знаний
Раунд Тейбл (выполнение письменной работы по кругу на одном (на команду) листе бумаги)
— Опишите характер обезьянки Яшки по очереди на одном листе. Начинает ученик №1.
Проверка: в каждой команде читает ученик №4.
— Дополняем характерные черты Яшки со слайда №2:
Обезьянка Яшка
Забавная Резвая
Смешная Игривая
Озорная Жизнерадостная
Весёлая Задорная
Живая Комичная
Непослушная Потешная
Строптивая Забияка
Непокорная Шалунья
Подвижная Проказница
Физминутка. Микс – Фриз – Груп (Смешивание под музыку, объединение в группы, отвечая на вопросы учителя)
— Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
— На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
— Сколько лап у обезьянки? (4)
— Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
Применение знаний и способов действий
Групповая работа. Составление плана рассказа по карточкам.
— Вынимайте из конвертов на столах карточки и расположите их по порядку содержания рассказа.
Самопроверка со слайда №3.
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь Яшки в семье мальчика.
3. Приключения с дамой.
4. Бой с Каштаном.
5. Гонка за котом.
6. Яшка – царь во дворе.
7. Расставание.
— Как можно назвать эти предложения? (план)
Обобщение и систематизация знаний
Сингл Раунд Робин (4 ученика в команде по очереди отвечают по 1 разу на поставленный вопрос)
— Можно ли дома держать диких животных? (нет)
— Расскажите в группе по очереди, начиная с ученика №2, почему нельзя держать в доме диких животных?
Проверка. Мнения членов команд озвучивают ученики №3.
Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.
Слайд №4.
Контроль и самоконтроль знаний. Тестирование с экрана с самопроверкой.
Итоги.
Домашнее задание: 1в. Прочитать книгу Б.Житкова «Про обезьянку». (Стандартный уровень)
2в. Рассказать о жизни животных (домашних или других) в вашей семье. (Повышенный уровень)
3в. Нарисовать своё любимое домашнее животное. (Творческий уровень)
2.Рефлексия:
— В чём основная мысль рассказа?
— Можно ли слова С.Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили» связать с содержанием рассказа?
— Актуальна ли основная мысль рассказа в наши дни? Почему?
(Многие люди держат в своих квартирах хищных животных: змей, крокодилов, рысь и т.д. Они могут быть опасны для окружающих, т.к. хищники часто покидают хозяев, проникают к другим людям – пугают их.)
— Понравился ли урок?
— Кто был на уроке активным (пассивным) ?
— Чей ответ тебе понравился?
— Чему тебя научил рассказ?