Конспект урока для 4 класса «Былины»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14







Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

Тема: «Былины»











Разработала учитель

начальной школы

С.Ф. Кожевников

2013-2014 учебный год



ТИП УРОКА: комбинированный.


ЦЕЛИ УРОКА:


  • Продолжить знакомить детей с былинами, как с жанром устного народного творчества;

  • Научить составлять характеристику героя, пользуясь текстом;

  • Развивать навык выразительного чтения.



ЗАДАЧИ:


  1. Воспитывать чувство патриотизма, любви, гордости за Родину, русский народ.

  2. Развивать у учащихся умения анализировать, обобщать и делать выводы.


МЕТОДЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:


беседа, работа по картине, сообщения учащихся, комментированное чтение, словарно- лексическая работа, работа с художественным текстом, продолжение знакомства с УНТ – жанром былина.











Ход урока:




Структура урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Деятельность учащихся

Организационная часть

Проверка готовности к уроку

Личностные

Метапредметные

Предметные


Целеполагание и мотивация

На доске репродукции В. Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье».

Записаны буквы. Разгадайте имена и скажите, что их объединяет?

БОДНЫЯР КИНИЧТИ, ШАЛЁА ПОЧИВОП, ИЯЛЬ РУМОЦЕМ. (Добрыня Никитич, Алёша Попович, Илья Муромец).










Овладение начальными навыками адаптация к школе, к школьному коллективу; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие самостоятельности и личной

ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных

Регулятивные УУД: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные УУД: извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

Использование разных видов чтения (изучающее, смысловое, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.











Герои русских былин.



















Ребята, кто догадался, с каким жанром устного народного творчества мы продолжим знакомство?

Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?


нормах общениях.

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); осуществлять анализ и синтез;

Коммуникативные УУД: высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;











С жанром «Былина».






Формулируют тему урока: «Былины. Герои русских былин».

Актуализация.

Посмотрите на картины, прослушивается музыкальный фрагмент из А.П. Бородина «Богатырская симфония».

— Кто изображен на картине?

— Кто ее автор?




Ответы учащихся:

В.М. Васнецов


— Сколько лет он писал картину? Если к удвоенному числу гномов из знакомой вам сказке прибавить богатырей, изображенных на картине, то вы получите количество лет, потраченное художником на написание картины.




Сообщения учащихся


17 лет


— Вспомните, от каких реальных врагов могли защищать богатыри русскую землю?




От нашествия татаро- монгол.


— Что означает само слово «Былина»?



















Былина – это русские народные сказания о богатырях, защищавших русские земли. Первые былины сложились еще в Киевской Руси.


— Вспомните, какие былины мы читали с вами в прошлом году?




«Добрыня Никитич», «Добрыня и змей», «Исцеление Ильи Муромца», «Илья Муромец и соловей разбойник».


— О каких отличительных чертах былины мы говорили в прошлом году?




Былинный зачин, повторы, образность языка – гиперболы, эпитеты, напевность, ритм, отсутствие рифмы, определенное содержание – сказ о героических делах богатырей; неспешность, обстоятельность, подробность повествования.


— Что должен делать человек, какими качествами он должен обладать, чтобы его можно было назвать богатырей?




Он должен защищать родную землю, бесстрашно сражаться с врагами, быть сильным, мудрым и т.д.


— Читая былину, обращайте внимание на черты характера главного героя.












Изучение нового материала.

Работа с учениками.

  1. Чтение и словарно- лексическая работа.

  2. Комментирование чтения учителем по частям.






— Как называется такое вступление к былине?




Зачин


Словарная работа:

Сие — это,

Кремневенькие – из кремния,

Булатная бронябулат – стальная и узорчатая – старинная узорчатая азиатская сталь,

Убранство – украшение, внешняя отделка,

В 40 тысяч, во 100 тысяч – имеются в виду цены,

Смета – здесь – несметное, несчитанное богатство,

Палица – тяжелая дубина с утолщенным концом,

Калена стрела, разрывчатая стрела – постоянные эпитеты,

Сажень – 2, 134 метра (3 аршина),

Облатынивать – обращать в католическую веру,








Необлатыненные – не обращенные в католическую веру,

Заподваливать – запирать в подвал,

По ордам – орда – государство или войско татар или в начальном варианте – палатка хана,

Не простофильтесь – не поддавайтесь на обман,

Башлыки – теплый головной убор, надеваемый поверх шапки, суконный капюшон с длинными концами,

Вороновые – черные,

Сулят силу, посулу – обещания,

Речи елейные – елей – оливковое масло, употребляемое в церковной службе. В переносном смысле – что-то ласковое, успокаивающее, Гнездовину разнес – тайное, укромное пристанище,

Голь, голи, голытьба – оборванцы, бедняки, нищие,

Амбары – сараи для хранения урожая, припасов, товаров.








— Какие еще слова вам непонятны?



— Почему былина называется «Три поездочки»?


— Какой момент в былине вам показался наиболее захватывающим?







— Какое историческое событие нашло отражение в этой былине?



Крещение Руси, попытки иноземных захватчиков обратить русский народов католическую веру.

Физкульт-минутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже,

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу.









Закрепление изученного.


Выразительное чтение былины «эхом» и хором за учителем, повторяя интонацию.




Работа с I частью былины.

Характеристика героя. Выборочное чтение.





— Почему Илья Муромец выбирает прямую дорогу? Как он рассуждает на перепутье у камня? О каких чертах характера это говорит?



Смелый, решительный, не ищет лазеек и обходных путей.






Почему в описании разбойников употребляются слова с суффиксами –еньк, -оньк, -ичек,- ечек? Вспомните, какое значение придают эти суффиксы словам?
















Уменьшительно-ласкательное.






Для чего это сделано?


Для контраста с силой Ильи Муромца.


— Зачитайте, как описан Илья Муромец с разбойниками. Какой приём здесь использован и для чего?


Гиперболы – преувеличения, чтобы показать силу русскую.


— Как вы думаете, почему Илья Муромец вернулся к камню и сделал на нем новую запись?


Чтобы люди могли пользоваться этой дорогой, т.к. путь был свободен.


Рассмотрите картину «Витязь на распутье». Найдите в тексте отрывок, подходящий к этой картине.


Чтение отрывка.

Итог урока:

— Давайте, обобщим всё, что мы знаем теперь об Илье Муромце, о его характере, силе, поступках.

— На доске слова, характеризующие человеческие качества. Выберите те из них, которые имеют отношение к Илье Муромцу. Объясните свой выбор.




На доске: храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный,










Работа в группах.


сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, чёрствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый и т.д.




— Просмотр фрагментов из кинофильма «Илья Муромец».



Результативность урока:

Давайте, на доске напишем слова, характеризующие человеческие качества русского богатыря Ильи Муромца.


Записываем слова, получаем словесный портрет.

Оценка деятельности учащихся:

Спасибо всем за работу на уроке. А дети, которые подготовили сообщения о художнике В.М. Васнецове, о его картинах, получают отметку пять.







Свежие документы:  Конспект урока на тему "The harm of smoking"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: