Педагог: Калабина Ольга Сергеевна
Предмет: чтение Класс : 4 «Б»
Тема урока: Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приёмыш»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: создание благоприятных условий для развития высших психических функций, социализации учащихся.
Задачи:
формировать осознанное чтение целыми словами, умение читать по ролям.
развивать эмоционально-волевую сферу.
развивать опосредованное внимание.
воспитывать любовь к животным, чувство сопереживания.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Посмотрели друг на друга, гостей. Улыбнулись. Сели.
Чтение.
Жёлтые, оранжевые, золотые, красные. Пришла Осень.
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Средняя
«Уж небо осенью дышало…»
Осенний лес. Лес осенью. Осеннее утро. Лягушка – путешественница. Стрекоза и муравей. | 1. Приветствие. Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Давайте для хорошего настроения посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Итак, друзья, внимание Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее – Начнём скорей урок! 2. Настрой на урок. Какой будет сейчас урок? Посмотрите за окно. Какие краски вы там видите? О чём это говорит? А какие осенние месяца вы знаете? Значит осень какая: ранняя, поздняя или средняя? Как называется раздел с которым мы работаем? Какие произведения уже прочли в этом разделе? | слайд слайд
|
2. Постановка цели и задач урока. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Знать рассказ Д.Н.Мамина — Сибиряка «Приёмыш» Уметь читать целыми словами, отвечать на вопросы полными предложениями. | Сегодня мы продолжим работать над разделом «Уж небо осенью дышало…» и познакомимся с рассказом «Приёмыш» Д.Н.Мамина – Сибиряка. Он знаменит своими рассказами о природе и животных, так как очень любил и ценил их. Что должны знать на уроке? Что должны уметь? | слайд слайд слайд
|
3. Речевая разминка. | ||
Деятельность учащихся. | Деятельность учителя | Примечание |
Варенье Дуют Качели Часики «О» «Лошадка», голова «Иголочка» | А для этого разомнём наш речевой аппарат, так как Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк любил животных и птиц и наша речевая гимнастика будет о лебеде. Осень настала Холодно стало Птицы на юг Собрались улетать Что – то случилось Беда приключилась Лебедю с нами Теперь зимовать. |
|
4. Изучение нового учебного материала. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Слушание чтения учителя. Приёмыш – приёмный сын или приёмная дочь. | Послушайте внимательно рассказ, я вам прочту, а вы ответите на вопрос: Кого автор в рассказе назвал приёмышем? Читаю Понравился ли вам рассказ? Что больше понравилось? Почему? Кого автор назвал приёмышем? Давайте дадим определение этому слову. А теперь обратимся к толковому словарю. Данил прочти определение слова приёмыш. | слайд слайд слайд
|
5. Разбор слов по лексическому значению. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Неподалёку, вблизи Богатый человек Умело То есть Богатые люди, обладающие властью С любовью Непозволительная шалость, баловство Ребёнок у которого умерли родители Небольшой залив в реке, озере Отчаянным От От-ча От-ча-ян От-ча-ян-ным Отчаянным Необыкновенно Не Не-о Не-о-бык Не-о-бык-но не-о-бык-но-вен не-о-бык-но-вен-но необыкновенно | Разберём трудные слова, которые встретятся в рассказе: Поблизости Барин Ловко Дескать Господа Любовно Озорство Сирота Заводь (рисунок) А следующие слова прочтём хором по нарастающей.
| слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд слайд
|
6. Работа с произведением. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Читают в пол голоса. На 3 части. Читают по цепочке абзацами. От имени автора. На рыбачьей стоянке у Светлого озера. Соболько остановился, но, видимо, ещё не верил в старое знакомство. Он осторожно подошёл, обнюхал мои охотничьи сапоги и только после этого виновато завилял хвостом. Читают по цепочке абзацами. Читают Читают по цепочке абзацами. Да Так же | Прочтите рассказ жужжащим чтением и скажите на сколько частей его можно разделить. На сколько частей можно разделить этот рассказ? Давайте прочтём 1 часть. От чьего имени ведётся рассказ? Где происходят события? Что доказывает, что автор и раньше посещал жилище охотника? Давайте прочтём 2 часть абзацами используя упражнение «Разведка» найдем отрывок о появлении лебедя. Найдите и прочитайте отрывок в котором описывается, как лебедь оказался у старика. Прочтём 3 часть по цепочке абзацами и ответим правильно ли сделал Тарас, что не обрезал крылья лебедю? Правильно ли сделал Тарас, что не обрезал крылья лебедю? Как бы вы поступили?
| слайд
|
7. Физ.минутка | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Стоя, махи руками Прогнули спины, покачали головой Выпрямились Тихо сели | Давайте покажем, как красиво летают Лебеди. Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой Прямо и гордо умеют держаться Очень бесшумно на воду садятся. | слайд
|
8. Работа с карточками. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Автор – барин, Тарас, лебедь, Соболько. Тарас, барин. Они герои – люди. Они герои – животные, не говорят. Старик, он был рыбаком. В лесу, около Светлого озера. Любил природу и всё живое вокруг. У него доброе сердце. Любил. Все разговоры были о лебеде. Добрый, вежливый, спокойный. Ласково, нежно, с любовью, спокойно. Любопытный, так как задает вопросы. Добрый, Так как спокойный. Спокойно, вопросительно. | О каких героях идёт речь в рассказе? Кто из них может участвовать в чтении по ролям? Почему? А Лебедь и Соболько? Почему? Кто такой Тарас? Чем он занимался? Где он жил? Как Тарас относился к природе? Почему он приютил лебедя? Как старик относился к лебедю? Какие основные черты характера Тараса? Как будем читать его слова? Какой герой приехал к Тарасу? Выберите из пар слов подходящих к нему качеств. Любопытный – равнодушный. Почему? Злой – добрый. Почему? Как будем читать его слова? Возьмите карточки, давайте прочтём этот рассказ по ролям. Но для этого нам нужно подготовить глазки, чтобы они следили внимательно. | слайд слайд слайд слайд
|
9. Гимнастика для глаз. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Следят за лебедем плывущем по озеру. | Лебедь по озеру плывёт В гости нас к себе зовёт С ним поплаваем сейчас А потом вернёмся в класс. | слайд
|
10. Чтение по ролям. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Читают по ролям с шапочками на голове. |
| слайд |
11. Подведение итогов | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
«Приёмыш» Д.Н.Мамин-Сибиряк Автор, Тарас, Соболько, лебедь. Доброта. Это всё хорошее, доброе, красивое. Например весна, солнце, улыбка, мама… Добрый человек – это тот кто любит детей, людей, готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её. Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Доброта. Слово это серьёзное, Главное, важное. То, что значит оно, Очень нужно для каждого, В нём забота и ласка Тепло и любовь В нём стремленье На помощь прийти Вновь и вновь. Это качество в сердце У многих живёт И о боли других Позабыть не даёт И оно поважнее, чем лица красота Догадались, что это? Сердец ДОБРОТА. | С каким произведением познакомились? Кто автор? Кто герои в рассказе? Какая главная черта характера Тараса? Что такое доброта? Какого человека можно назвать добрым? Так что же это? | слайд слайд
|
12. Рефлексия. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
|
|
|
Рассуждение детей.
| Закончите предложения.
| слайд
|
13. Задание на дом. | ||
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Примечание |
Записывают домашнее задание. Встали.
| Открываем дневники, записываем домашнее задание стр. 52 – 55 чтение по ролям. Мне понравилось, как вы работали. Оценки за работу над произведением получают… Прозвенел уже звонок, Значит, кончился урок. Спасибо, ребята, за работу на уроке. | слайд слайд
|