Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа №4
г. Асино Томской области
Урок литературного чтения
по теме: «Доброты начало в душе человеческой»
в произведении А.Платонова «Цветок на земле»
4 класс
Автор разработки: Рудикова Е. М.
учитель начальных классов
Цель: определение главной мысли произведения, выявление авторской позиции.
Задачи:
1.Обучающая: совершенствовать умение работать с текстом.
2.Развивающая: развивать способности обосновывать сделанные выводы, пополнять словарный запас.
3.Воспитывающая: воспитывать желание совершенствовать свой внутренний мир на примере главного героя, формировать интерес к самоанализу.
Оборудование: портрет писателя А.Платонова, выставка книг, компьютерное оборудование, наглядный и раздаточный материал.
Ход урока:
I.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Доброты начало в душе человеческой» Слайд №1
Сегодня, когда я шла по улице, немного замёрзла. Но, войдя в школу и почувствовав тепло, забыла о зиме. А, когда перешагнула порог класса, очутилась на поляне, на которой растут прекрасные цветы.
-Почему у меня возникло это волшебное ощущение, поможет вам понять новое произведение, которое написал Андрей Платонов (указать на портрет).
II. Сообщение цели.
-Что вы знаете об этом писателе? (Родился 1 сентября 1899 года, умер в 1951году. Самобытен. Написал много рассказов, повестей о событиях, которые происходили в период Вов (показать выставку книг).
— Произведение, с которым мы будем знакомиться, написано в 1945 году.
-Прочитайте название рассказа. Слайд №2.
— Как вы думаете, о чём это произведение? (О цветке)
-Какие вы знаете цветы?
-Наша цель: выяснить, о каком цветке написал А.Платонов. Слайд № 3.
III. Работа над новым материалом.
1) Первичное знакомство с текстом.
а) Работа над словом.
-Получить разрешение прочитать текст нужно у Магистра русской словесности, который присутствует сегодня на уроке (задание дано на перемене). Дело в том, что Андрей Платонов написал этот рассказ 63 года назад. В то время речь людей немного отличалась от нашей: в ней были слова, которые мы сейчас не употребляем, устаревшие. Кто знает, как они называются? («Архаизмы»- закрыто. На доске напечатаны слова).
Приглашаем выйти Магистра, который пришёл с посланием от составителя толкового словаря В.И.Даля.(Показ учителем словаря). Если у нас возникнут затруднения, он нам поможет. (Дети читают слова по-порядку, объясняют значение. «Магистр» соглашается, либо исправляет ответы).
смежать глаза– сомкнуть, закрыть;
жмурятся (глаза) – сжимаются, закрываются;
нынче – сегодня;
уморился – устал;
отбивать косу – точить, делать острой;
опомнился – очнуться, отойти ото сна;
межа – граница, черта, разделяющая две половины поля;
пытать белый свет – расспрашивать свободный, открытый мир, землю, людей.
осерчал – рассердился).
-Магистр, вы даёте разрешение прочитать рассказ?
б) Чтение текста детьми.
-О каком цветке пишет Платонов?
Если дети затрудняются, дополнительный вопрос:
-О каком главном цветке идёт речь? Прочитайте последний абзац. ( Афоня – главный цветок для дедушки.)
IV.Физ. минутка «Цветок».
-Отдохнём вместе с Афоней. Сначала глаза: «Нарисуем цветок глазами». (Учитель в воздухе рисует цветок, дети следят глазами за рукой), теперь — спина, руки, ноги. (Учитель показывает картинки с изображением движений)
— V. Анализ текста.
в) Выделение главной мысли.
— А сам Афоня хочет быть цветком? Найдите этот отрывок, прочитайте. ( Страница 64, предпоследний абзац)
-Какого цвета видел Афоня цветы и восхищался ими? (Голубые, красные, жёлтые)
-Это какая красота внешняя или внутренняя? (Внешняя)
-Да, это внешняя красота цветов. У людей есть тоже внешняя красота.
— Опишите внешнюю красоту любого человека.
— Платонов описывает внешний вид Афонии? (Нет). Слайд № 4
-Почему он не описывает мальчика? Во время какого исторического события происходит действие рассказа? Где все мужчины? Чем занимаются женщины? Кто остаётся дома? (Идёт война. Все мужчины на фронте, женщины работают в колхозах с утра до вечера. Дома остаются только малые дети да слабые, немощные старики. Голод. Одежды новой нет.)
— Поэтому Афоня и обращает внимание на красоту цветов. Это естественное желание человека быть красивым. Но для автора важно показать внутреннюю красоту Афонии.
-Назовите добрые качества души человеческой. (Честный, смелый…)
-Есть ли добрые качества души человеческой у Афони, мы узнаем, выполнив задание в группах?
VI. Вторичный анализ текста. Работа в группах (Детям раздаются «лепестки» со словами, обозначающими положительные и отрицательные качества человека:
-добрый (хочет узнать у цветов, как сделать жизнь, чтобы дедушка был жив; спасает комарика);
-уважительный (называет родственника «дедушка»; не кричит, будит деда потихоньку; ходит по дому осторожно);
—любознательный (хочет много знать; задаёт вопросы);
-внимательный, многое замечает (рассмотрел у деда в бороде крошки; обратил внимание на руки: как кора на дереве, видны толстые чёрные жилы; увидел в поле у цветов «добрые лица»);
-милосердный к окружающим (собрал лекарственные цветы, унёс в аптеку; не убил комара);
-заботливый ( подарил гребешок; подал квасу; выбрал из бороды деда крошки);
-глупый; -злой; -хитрый; -наглый; -безжалостный; -грубый.
Дети обсуждают, выбирают нужный ответ, обосновывают свой выбор). На доске появляется цветок с положительными качествами.
-Назовите доброе начало у Афони. (Дети зачитывают слова на лепестках.)
-Вот о каком цветке на земле поведал нам Платонов.
VII. Проверка домашнего задания.
(Учитель оборачивается на доску)
-А эти лепестки похожи на цветок? (Нет)
-Мне кажется, что это опавшие лепестки. Давайте разберёмся, с какого цветка они опали.
-Прочитайте эти слова.
-Какому герою из произведения, прочитанного в пятницу, принадлежат эти качества? (Мишка. Ю.Яковлев «Полосатая палка»)
-А почему это Мишка? Он исправился?
— Что способствовало этому? (Случай со слепым).
-Проверим домашнее задание.
-Прочитайте выразительно отрывок, где Мишку мучает совесть.
-Ребята, каждый человек рождается цветком на земле, в том числе и Афоня, и Мишка. У Афонии лепестки только доброго начала, а у Миши и лепестки — добрые качества, и лепестки – злые качества. Злые лепестки мешали Мише стать добрым. Произошёл случай- встреча со слепым человеком, и добрые лепестки побороли зло. Доброты начало победило, ведь добро всегда побеждает зло. Злые лепестки опали. Уберём их. Мишка стал добрым.
Вывод — главная мысль. Слайд № 5.
— Возвращаемся к началу урока. «Доброты начало в душе человеческой» есть в каждом из нас? И каждый человек – это цветок земли. Но у одних людей есть только лепестки доброты, как у Афони. У других, как у Миши, – есть и злые, и добрые, но добро всё равно побеждает.
VIII. Подведение итогов урока.
-Учитель читает стихотворение:
Всё серые, карие, синие глазки
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
— Эту доброту и тепло я почувствовала, войдя в школу.
-Перешагнув порог класса, очутилась…(на поляне, на которой растут прекрасные цветы).
-Почему, ребята, у меня возникло это волшебное чувство? (Каждого из вас я увидела цветком с раскрывшимися добрыми лепестками).
-Кем вы являетесь на земле? Что вы об этом расскажите родителям?
Домашнее задание.
— От меня и от Афонии вам задание: дома подумайте, какие у вас есть добрые качества.
-Нарисуйте свой цветок и расскажите о себе.
-За такие качества, как любознательность, трудолюбие, усердие ребята получат отметки.