Автор: Мареева Маргарита Владимировна,
учитель высшей квалификационной категории.
Урок по литературному чтению в 4 классе
Место работы: Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
«Гимназия №3 города Зеленодольска
Республики Татарстан»
Тема: Два мира в рассказе Л.Андреева «Петька на даче»
(Второй урок по теме. На первом уроке дети узнали об авторе, прочитали произведение, выполнили словарную работу).
Цель: сравнить два мира: живой, сияющий мир дачи и «мёртвый» мир парикмахерской; увидеть возрождение героя под влиянием новых ярких впечатлений и переживаний. Учить по поступкам, эмоциональным проявлениям делать выводы о характере героя. Воспитывать в детях чувство сострадания, сопереживания людям, учить находить выход из трудных жизненных ситуаций.
Оборудование: детские рисунки по произведению, карточки, магнитофон, зеркало, корзина с овощами и фруктами.
В ходе урока у учащихся формируются следующие универсальные учебные действия:
Личностные: учить прослеживать судьбу литературного героя и ориентироваться в его личностных переживаниях, формировать чувство ответственности человека за себя и близких, чувство любви, внимания, заботы, сострадания, сопереживания.
Регулятивные: осознавать этапы учебной работы, вносить необходимые коррективы в свою деятельность в зависимости от ее результатов, строить высказывания с учетом учебной задачи, самостоятельно работать с книгой и выделять необходимую информацию, проявлять инициативу при ответе на вопросы и выполнении заданий.
Познавательные: адекватно воспринимать художественный текст, обобщать сведения, делать выводы, проводить сравнения на данном текстовом материале, отбирать, систематизировать и фиксировать необходимую информацию, строить логическое рассуждение, включая установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: выражать свои чувства в устной речи, строить монологи и участвовать в диалоге, учитывая позицию собеседников, настроение других людей, проявлять эмпатию к герою литературного произведения, принимать участие в работе группы, выражать свое мнение о явлениях жизни, отраженных в тексте.
Предметные результаты: читать текст со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного; кратко и подробно пересказывать текст, составлять план текста и пользоваться им, отвечать на вопросы по содержанию текста, соотносить впечатления со своим жизненным опытом, самостоятельно находить в тексте простые средства изображения и выражения чувств героя, выражать свое мнение о герое и его поступках, выделять главную идею и основные проблемы произведения.
Ход урока:
1. Организационный момент. Введение в тему.
На столе находится корзина с фруктами и овощами, зеркало.
У: Ребята, о чём вам напомнили предметы, которые вы видите перед собой? С каким произведением они связаны?
Д: — Корзина с фруктами и овощами напоминает о лете, об отдыхе на даче
— Эти предметы связаны с произведением «Петька на даче», а точнее зеркало напомнило о жизни Петьки в парикмахерской, а корзина с фруктами – о его жизни на даче.
-Глядя на эти предметы, можно сказать, что на уроке мы будем говорить о произведении Леонида Андреева «Петька на даче»
2. Актуализация знаний.
У: О ком этот рассказ? Восстановите цепочку событий по рисункам. Составьте картинный план.
На доске размещены детские рисунки, из которых дети выбирают подходящие для составления картинного плана, обосновывая свой выбор и составляя план рассказа:
1.Жизнь в парикмахерской.
2.Петька в поезде
3.Петька на даче.
4. Возращение в город
Дети делают вывод: для того, чтобы показать внутреннее состояние Петьки, автор использует разные краски – мир парикмахерской представляется серым и скучным, однообразным, а рисунки, представляющие мир дачи, яркие, наполненные разнообразием красок.
3.Сравнительный анализ мира парикмахерской и мира дачи.
У: Перед нами предстают два мира: мир парикмахерской и мир дачи. Какими они вам представляются?
Идёт работа в парах – составление характеристики мира дачи и мира парикмахерской с помощью прилагательных
МИР ПАРИКМАХЕРСКОЙ МИР ДАЧИ
Примитивный Яркий
Однообразный Удивительный
Скучный Светлый
Холодный Восхитительный
Мрачный Живой
Равнодушный Счастливый
Безрадостный Сияющий
Безжалостный Новый
Ужасный Интересный
У: Каким приёмом пользовался автор? Для чего?
Д: — Автор хочет показать нам двоемирие, чтоб показать нам, какая разная жизнь.
— Автор использует приём контраста для того, чтобы мы лучше представили, как жилось Петьке.
— Ещё чтобы мы лучше поняли, как плохо было Петьке в парикмахерской, и как хорошо он себя чувствовал на даче.
4. Составление портрета Петьки.
У: Каким вы себе представили Петьку? Для ответа на вопрос предлагаю поработать в группах.
Составьте, используя подходящие отрывки из текста, портрет главного героя.
1 группа. Петька в парикмахерской.
2 группа. Петька в поезде.
3 группа. Петька на даче.
4 группа. Возвращение Петьки.
Итоги работы групп:
Петька в парикмахерской: « Худой, веснушчатый мальчик, сонные глаза, полуоткрытый рот, грязные руки, на стриженной голове пошли струпья, около глаз и под носом мелкие морщинки. Он похож на состарившегося карлика. Сонный, усталый, грустный, ему хочется в другое место, подальше от парикмахерской, но куда, он еще не знает. Он скучает по матери, но не может выразить свои чувства при встрече с ней».
Петька в поезде: «Петька прилип к окну, и только стриженная голова его вертелась на тонкой шее, как на металлическом стержне. Глаза Петьки уже давно перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провел горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим. Он чувствовал, что жизнь его изменится к лучшему. Ему было и радостно, и тревожно, потому что он не знал, что его ждет на даче, но чувствовал, что там лучше, чем в парикмахерской».
Петька на даче: «Весёлый, восхищенный миром дачи. Он стал выглядеть лучше, ему стало легче, потому что рядом была его мама, он набрал вес и стал выглядеть как полноценный человек. Петька чувствовал себя на даче как дома и совсем забыл, что существует парикмахерская и Осип Абрамович. Он по-настоящему почувствовал вкус детства, нашёл друга. Он был счастлив».
Возвращение Петьки: «Подержанная гимназическая курточка облекала его худенькое тело. Петька уже не вертелся, а сидел тихо. Глаза его были сонливы и апатичны. Тонкие морщинки были как у старика. Петька не хотел возвращаться в ужасную парикмахерскую. Он знал, что его там никто не любит. У него не было там друзей, близких, с которыми можно поговорить. Он был очень расстроен».
У: Похожи ли ваши портреты? Почему нет? Ведь это один и тот же человек.
Почему происходят такие изменения?
Д: — Эти изменения происходят с человеком, потому что меняется его настроение, если ему грустно, то и внешность, и поведение меняются.
— Если у человека горе или неприятность, то об этом можно догадаться по его лицу, по глазам.
-В парикмахерской Петьке было скучно. У него не было друзей, ему не с кем было поделиться своими проблемами, некуда было идти, вокруг него были только равнодушные люди.
— Самые большие изменения происходят с Петькой на даче. Он видит мир в ярких красках, меняется его облик, каждый день наполнен радостными переживаниями. Он как будто заново открывает для себя мир.
— Он понимает, что это именно то место, куда он так мечтал попасть в городе. Это как сказка, но с грустным концом, как сон, который закончился. Петьке придется вернуться в парикмахерскую, а он этого не хочет.
У: Как вы думаете, какая картина страшнее: вид десятилетнего мальчика, глаза которого апатичны и сонливы, а лицо покрыто морщинками как у старца, или вид того же мальчика, который «закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле»?
Д: — Страшно, когда Петька начинает громко кричать, но он кричит и катается по земле, чтоб взрослые поняли, что ему плохо в парикмахерской.
— А я думаю, что страшнее, когда он молчит и держит в себе всю боль. Надо было ему поговорить с мамой и хозяевами, может быть что-то и изменилось бы. Когда расскажешь о своей проблеме, сразу легче.
У: Действительно, гораздо страшнее видеть десятилетнего мальчика с равнодушными глазами, который уже потерял интерес к жизни. А ведь его жизнь только начинается.
У: Как вы думаете, дача разрушила Петькину жизнь или зародила в нем огонёк надежды?
Д: — Я думаю, что надежда на лучшее всё-таки есть. Ведь, уезжая, Петька просил маму спрятать удочку. Он надеялся когда-нибудь вернуться. Он будет ждать этого возвращения, мечтать об этом.
— Я хочу добавить, что воспоминания о времени, проведенном на даче, будут ему помогать выжить в парикмахерской.
5. Итог.
У: Какое настроение в целом порождает рассказ? Можно ли помочь герою?
Д: — Очень жаль мальчика, у которого такое трудное детство вдали от мамы, без друзей.
— Я думаю, что всегда надо надеяться на лучшее. И автор нам это подсказывает, назвав маму Надеждой. Я думаю, что именно она может изменить к лучшему Петькину жизнь. Если она будет рядом, то Петьке будет гораздо легче. И он станет другим.
— Я согласна. Мама ведь самый главный человек в жизни. Я всегда с ней советуюсь. И Петьке я бы посоветовала с мамой поговорить. Только она может изменить его жизнь.
6. Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение «Как можно помочь Петьке»