1. Ф.И.О. учителя: КОНОПЛЕВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА
2. Класс: 4
3. Дата: 23 апреля
4. Предмет: литературное чтение
5. № урока по расписанию: 3
Место в системе уроков:
Первый урок по разделу: «Зарубежная литература», по теме: Джонатан Свифт «Приключения Гулливера»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология групповой работы
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная:
— Познакомить учащихся с новым разделом учебника, с понятием «зарубежная литература», с жизнью и творчеством Джонатана Свифта;
— формирование навыков беглого, осознанного чтения
— обогащать словарный запас учащихся.
Развивающая:
-совершенствование мыслительных операций: анализа, сопоставления;
— развитие умения аргументировать своё мнение,
-развитие познавательной активности, наблюдательности, внимания, памяти;
Воспитательная:
-воспитание интереса к зарубежной литературе
-развитие коммуникативных навыков (готовность слушать собеседника и вести диалог)
-создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала каждого ребенка.
Оборудование: персональный компьютер, медиа-проектор, карточки с заданиями — загадками, кораблик, бутылка с записками, расческа- гребень, часы карманные, носовой платок, игрушка пистолет, конфеты «Путешествие Великана» с заданием домашнего задания, выставка книг «Путешествие Гулливера».
Ход урока:
Организационный момент
Здравствуйте, ребята, гости.
Я предлагаю вам взяться за руки. Давайте почувствуем тепло наших рук, улыбнемся друг другу и пожелаем успеха, хорошего настроения.
Речевая разминка
Настроение у нас хорошее, а теперь мы с вами подготовимся к чтению
Слайд № 3
Мотивирование к учебной деятельности:
А начнем мы наш урок со стихотворения
Чудо не испаряется, чудо не растворяется
Рассказанное в сказке, мелькнувшее во сне
В страну чудес волшебную оно переселяется
Его, конечно встретим в этой сказочной стране
В ней нет границ- не нужно плыть, бежать или лететь
Попасть туда не сложно, никому не запрещается
В ней можно оказаться- стоит только захотеть.
— Как вы, думаете, о чем стихотворение? (О чудесах)
— А вы хотите оказаться в стране чудес?
— Что нам нужно для этого сделать?
Хотите, я открою вам секрет?
Нужно отправиться в путешествие. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Я беру на себя роль капитана корабля. Экипаж опытный, бывалый, надеюсь меня не подведет. Итак, мы отправляемся в плавание. А девиз нашего путешествия «Пусть не будет скуки на борту у Бригантины»
Слайд №4
Полный вперед! Мы в открытом море, друзья! За окнами плещутся волны, летают чайки.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
— Ребята, перед нами остров, это остров сказок. Слайд № 5 , 6, 7, 8, 9, 10, 11
Викторина: назовите название сказки и кто автор произведения?
(Дети читают и отгадывают группой, называют название сказки и ее автора)
Что объединяет узнанные вами сказки? К какому разделу мы их отнесем? ( Работаем в группах.)
Слайд № 12
Раздел «Зарубежная литература» включает произведения зарубежных авторов. Как вы понимаете «зарубежная литература»? Какие цели урока мы сегодня поставим перед собой?
(Познакомиться с новым зарубежным автором, его произведением, продолжим работу над выразительностью чтения, откроем новое для себя)
Работа над новым материалом
Слайд №13
— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название.
Слайд № 14 – 19 Стук в дверь, входит Джонатан Свифт.
—Добрый день, господа! Имею честь представиться! Джонатан Свифт. Очень рад нашей встрече.
-Я уверена, что каждый из ребят желал бы встретиться с писателем, узнать о его творчестве. Расскажите, пожалуйста, о себе.
— О себе? С большим удовольствием! Я родился в Ирландии, в 17 веке, 30 ноября 1667 году в городе Дублине. Отец к тому времени уже умер. Семья жила очень бедно. Дядя взял меня к себе на воспитание. Меня заставили изучать богословие, хотя я этого не хотел. Позже переехал в Англию. Там начал писать. Потом судьба меня опять забросила в Ирландию. Жил я в бедной деревушке, работал священником. Свой роман «Путешествие Гулливера» я написал в 18 веке, в 1726 году. Создавал его 10 лет.
-Как у вас возникла мысль написать эту книгу, что помогло?
-Что мне помогло? Я использовал народные сказки о карликах и великанах, книги о путешествиях. Но, хочу заметить, роман мой очень серьёзный.
-Спасибо. Несмотря на серьёзность вашего романа, он очень интересен и занимателен, поэтому стал одной из самых весёлых и любимых детских книг.
Слайд № 20 ГДЕ-ТО ТАМ В ДАЛЁКОЙ ДАЛИ,
ГДЕ БЫВАЛИ ВЫ ЕДВА ЛИ,
НА ЗЕМЛЕ ОДНОЙ ИЗ СТРАН
ЖИЛ ДОБРЕЙШИЙ ВЕЛИКАН.
Господа, познакомьтесь с моим любимым великаном. Это герой романа «Путешествие Гулливера» корабельный врач, затем капитан Лемюэль Гулливер.
Слайд № 21
Книга «Путешествия Гулливера» стала одной из наиболее часто читаемых книг во многих странах мира, а также десятки раз экранизировалась.
Слайд № 22 По роману сняли художественные фильмы, мультфильмы. Даже написали музыку, написали стихи и Александра Розенбаум исполняет роман «Путешествие Гулливера»
Слайд № 23
Джонатана Свифта можно смело назвать ясновидящим: в «Путешествии Гулливера» он упоминает о двух спутниках планеты Марс, которые были открыты в 19 веке, намного позднее, чем вышла его книга.
Слайд № 24
Прожив 78 лет Джонатан Свифт умер 19 октября 1745 года и похоронен в соборе Святого Патрика – в главном протестантском соборе Ирландии.
Слайд № 25-26
— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров чтения) Читая книгу, мы вместе с писателем перенесёмся в страну Лилипутию, узнаем, что Гулливера в этой стране прозвали Человеком Горой
Все приготовились к чтению. Итак, мы отправляемся в захватывающее путешествие, по неизвестному острову и нам с вами встретятся слова, значение которых необходимо объяснить.
Словарная работа:
Слайд № 27 Лилипут
Слайд № 28 Мальчик- паж
Слайд № 29 Колчан
Слайд № 30 Посол
Слайд № 31 Чтение текста по учебнику стр.160 – 165
Слайд № 32 Физминутка Стало палубу качать.
Ноги к палубе прижать!
Крепко ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
Сели – руки на колени,
А теперь немного лени.
Напряженье улетело,
И расслабилось все тело.
Наши мышцы не устали
И еще послушней стали.
Дышится легко, Ровно, глубоко.
Слайд № 33 — Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров вопросов) — Слайд № 34
1. Была ли знакома герою страна, в которую он попал?
2. Почему вы так думаете?
3. Как автору удается показать, что в стране лилипутов Гулливер был великаном?
Слайд № 35 Рассмотрите иллюстрацию.
Какие строки к из произведения подходят к этой иллюстрации?
Слайд № 36 Ребята, а как вы думаете, можно ли выбить дно у бочки и осушить ее за несколько глотков? Давайте посчитаем, какова была высота лилипутской бочки, если она была меньше привычной человеческой бочки в 12 раз. Высота средней человеческой бочки равняется 96 см
Сразу сможем ответить на вопрос задачи? 96:12=8 см
Слайд № 37
— 1.Что хотел сделать Гулливер, когда лилипуты мешали ему уснуть?
2. Почему он этого не сделал? Как это характеризует героя? Слайд № 38
(Вы должны назвать черты его характера. По одному лучику называем не повторяем то, что уже назвал ваш товарищ. Для этого надо внимательно слушать собеседника.) Класстер «Солнышко героя»
Догадливый, способным к состраданию, сильный, Добрый, Большой
Благородный,
Слайд № 39-40— Полный вперед! И на нашем пути остров. Прочтем его название. (Остров находок)
— У берега какой-то предмет. О, да это же бутылка. Что там такое?
-А это опись предметов, которые нашли лилипуты у Гулливера при обыске. Кусочки этой
описи и оказались в бутылке. (Дети читают листки, угадывают, о каких предметах идет речь).
В левом кармане жилета мы видели вещь, похожую на решетку дворцового сада. (Расческа.)
Мы обнаружили у Человека-Горы большой круглый ящик. С одной стороны ящик был серебряный, а с другой- ледяной, но… этот лёд не тает. Сквозь лёд можно разглядеть 12 больших черных знаков и 2 копья. Внутри ящика сидит какое-то животное, которое всё время стучит не то зубами, не то хвостом. (Часы)
В правом кармане камзола Человека-Горы мы нашли большой кусок грубого холста, который по своей величине мог бы служить ковром для парадной залы дворца Бельфаборок. (Носовой платок.)
В правом кармане штанов найдена неизвестная нам машина из железа и дерева. (Пистолет).
10.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Слайд № 41 -42
— Как вы думаете, какое слово вошло в русский язык благодаря Джонатану Свифту? Что оно означает? (Лилипут – это человек очень маленького роста, карлик)
— Мы с вами закрыли книги. И наше путешествие тоже закончилось. А как его можно продолжить?
— придумать самому продолжение
— взять книгу в библиотеке и прочитать,
Вот книги Джонатана Свифта «Приключение Гулливера». Они красивые, новые — это книги из школьной и сельской библиотеки. А вот эта старенькая книга – книга из моего детства. Я ее читала в вашем возрасте. Но и сейчас ее с удовольствием читают дети и взрослые.
А вам хочется продолжить путешествие? Какое у вас сейчас настроение? Какие трудности возникли на уроке. Возьмите, пожалуйста, карточки и оцените свою работу на уроке.
Слайд № 43 У меня для вас есть домашнее задание, но оно будет в необычной форме. У каждого свое — на конфете.
Слайд № 44 Спасибо за урок.
__________________________________________________________________________
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
| |
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица Гулливера
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
Стр. 160 – 165 Пересказ текста от лица лилипутов
|
|
|
|
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | Для Вас мы посвящаем речи, Для Вас сегодня вся любовь, Для Вас горят сегодня свечи, И Вам мы дарим свой урок. | |
|
| |
|
|