Конспект урока для 4 класса «Ф.И.Тютчев «Весенние воды»

Урок чтения в 4 классе. Ф.И.Тютчев «Весенние воды».

Воронина Н.Н., учитель начальных классов коррекционной школы



Цели урока:

  1. Знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды», усвоение содержания. Обучение анализу стихотворного произведения.

  2. Развитие монологической речи, навыка связного пересказа, расширение и активизация словаря, учить воспринимать и понимать чувства и настроение стихотворений посредством музыки, художественных картин, иллюстраций.

  3. Коррекция элементов выразительного чтения, внимания, памяти, мышления, речи, косноязычия, слуховых анализаторов, косноязычия

  4. Воспитание любви к родной природе, русской поэзии, эстетических чувств.

Оформление.

Выставка книг по теме “Весна идет!”.

Портрет Ф. И.Тютчева..

Запись шума ручья, капели, фрагмент записи «Времена года» П.И. Чайковского.

Репродукция картины И. Левитана.

Ход урока

1. Оргмомент

1)Игра «Фото-глаз»

Чтение слов:

ГРАЧ. РУЧЕЙ. МОРОЗ. ВЕСНА.

— прочитайте слова (1 ученик вслух)

-Запомните их ( 3-5сек.)

-Назовите 1 слово, последнее, сколько всего слов?

-Было ли среди этих слов слово «зима»?

— Какое слово лишнее?

2. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

1)«Точки в щёчки», «Побелка потолка», «Цоканье».

2)Звуковая разминка д-т, г-к (медленно, чётко проговаривая; немного быстрее и быстро, хором и по одному)

3)Чтение чистоговорок:

Да-да-да — у меня вода.

Ды-ды-ды- на снегу следы.

Ты-ты-ты — я люблю цветы.

То-то-то – я иду в пальто.

(Чтение учителем, хором, по одному)

4) -прочитайте стихотворение с разной интонацией.

Солнце старалось пожарче гореть,

Чтобы озябшую землю согреть.

Солнце старалось поярче пылать,

Света побольше на землю послать

-прочитайте стихотворение выразительно

2.ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

— Прочитайте стихотворения русских поэтов о весне, которые вы подобрали к сегодняшнему уроку.

Выразительное чтение стихотворений учащимися

Весна

Аполлон Майков

Голубенький, чистый
Подснежник-цветок!
А подле сквозистый,
Последний снежок…

Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином.

Песенка весенних минут

Владимир Берестов

Что ни сутки,
По минутке
День длинней,
Короче ночь.

Потихоньку,
Полегоньку,
Прогоняем зиму
Прочь.

Уходи, Зима седая!

Аполлон Майков

Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли, тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чириканья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон — уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!


Алексей Плещеев

Травка зеленеет,
Солнышко блестит;
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
И весна милей…
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой…

Снег теперь уже не тот…

Самуил Маршак

Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле,
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,
Небо стало выше,
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.

Всё чернее с каждым днём
Стёжки и дорожки,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.

Разбегайтеся, ручьи!
Растекайтесь, лужи!
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи!

Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.

Бумажный ледокол

П. Синявский.

Толстяки-снеговики

Похудели от тоски.

Тают Прямо на глазах,

Причитают: — Ох! Ах!

И до слез печалятся,

Что зима кончается.

А весна уже не ждет,

А мальчишки строят флот, —

На бумажном ледоколе

Зайчик солнечный плывет!

А. Толстой

Вот уж снег последний в поле тает,

Теплый пар восходит от земли,

И кувшинчик чистый расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,

Теплых гроз нетерпеливо ждет,

Все весны дыханием согрето,

Все кругом и любит и поет…

В. Берестов

Песенка весенних минут

Что ни сутки,

По минутке

День длинней,

Короче ночь.

Потихоньку, Полегоньку

Прогоняем зиму Прочь!

Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданием.

3.Физминутка для глаз

Ах, как долго мы читали, 
Глазки у ребят устали. 
(Поморгать глазами) 
Посмотрите все в окно, 
(посмотреть вправо-влево) 
Ах, как солнце высоко .
( посмотрите вверх) 
Мы глаза сейчас закроем, 
( закрыть глаза ладошками) 
В классе радугу построим 
Вверх по радуге пойдём, 
(Посмотреть по дуге вверх — влево и вверх — вправо) 
Вправо-влево повернём, 
А потом скатимся вниз, 
( Посмотреть вниз) 
Жмурься сильно, но держись 
( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими) 

4. Вводная беседа о весенних приметах .

_1)

— Что вам запомнилось из стихотворений? Какие изменения происходят весной в природе?

-Мы узнали о том, что с приходом весны тает снег, снеговики.

-Всё больше светит солнце, дни становятся теплее.

-А какие весенние приметы вы можете ещё назвать?

-На реках начинается ледоход.

-Птицы возвращаются из тёплых стран, проснулись медведи, цветут подснежники.

Тают сосульки.

-Да, ребята, вы правильно ответили. Многие изменения мы видим за окном.

— Как вы думаете, почему мы вспомнили весенние приметы?

— Мы начнём читать произведения из раздела « Весна идёт!»

-Долгие годы народ наблюдает за природой, замечает приметы, которые отражаются в пословицах.

Если вы вспомните порядок следования весенних месяцев, то сможете прочитать пословицу

2) РАБОТА над пословицей.

апрель – с травой, а май- с цветами, март- с водой, .

-Март- с водой, апрель – с травой, а май- с цветами,

Ещё раз прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл?



https://lh4.googleusercontent.com/-tl4ByocuLss/UUulFeIRy_I/AAAAAAAAC5s/pCHK3Ndp7J0/s600/84320689_Vesna_nastupaet.gif

5. Прослушивание записи

-Закройте глаза, постарайтесь представить то, что вы услышите.

(Прослушивание шума весенних вод, бегущих ручьев, капели, дождя.)

— Что вы услышали и представили? Когда это бывает?

— Мы представили, как бегут ручьи.

— Я представила, как идёт дождь, как капает вода..

-Так мы слышим и видим весну.

6.Сообщение темы, цели урока

-Сегодня мы начнём читать произведения о весне из раздела «Весна идёт!»

7. Сведения из биографии поэта



https://festival.1september.ru/articles/525447/01.jpg

-Посмотрите на портрет поэта.

— Он вам знаком?

11)Сведения из биографии.

Поэт и Брянщина.

2) Анализ выставки книг

Загадка о снеге и воде.

Лежало одеяло,

Мягкое, белое,

Землю грело.

Ветер подул,

Одеяло согнул.

Солнце припекло,

Одеяло потекло.

— Эта загадка о снеге.

Я и туча, и туман, 
И ручей, и океан, 
И летаю, и бегу, 
И стеклянной быть могу! 
-Эта загадка про воду.




— Как вы думаете, что описано в стихотворении поэта Федора Ивановича Тютчева под названием «Весенние воды»., которое я прочитаю вам?

— В стихотворении написано, как весной тает снег.

— Как приходит весна.

-Русские поэты видели красоту родной природы, описывали и передавали чувства в своих произведениях.

8. Первичное знакомство с произведением.

1)Словарная работа.

Объяснение значений слов «гонцы, брег, блещут, гласят»

— Что значит гласят? Какими другими словами мы можем передать это значение? (кричат, говорят, трубят)

-подберите слово, близкое по значению к слову брег.

-Гонцы- тот, кто послан куда-либо со срочным поручением, известием ; посланец.

2)Чтение учителем.

3)Проверка первичного восприятия

-О чем говорится в стихотворении?

Понравилось ли вам это стихотворение? Чем?

-Стихотворение понравилось тем, что уходит холодная зима.

-Я сразу представил весну, как тает снег.



https://encrypted-tbn3.gstatic.com/images?q=tbn:ANd9GcR5EH2AImdrCuOahFx71DGib2g24xwQd0KndC4ZwJ6gVthGXaHQ



9. Работа с текстом

1)Чтение 1 четверостишия хором., стр. 196.

— О какой поре весны рассказал нам поэт?

— Поэт рассказал нам о ранней весне.

-Прочитайте первые 2 строчки. ( Снег не весь растаял, он ещё белеет в полях)

-Какое настроение передал нам Ф.И. Тютчев?

-Послушайте, как услышал и описал весну с помощью музыки

русский композитор П.И. Чайковский

Запись музыкального произведения «Март». «Времена года».

— Расскажите, что услышали?

— Какое настроение в этой музыке?

-С каким настроением будете читать? (медленно, спокойно или звонко, радостно, бодро?)

2)ЧТЕНИЕ стихотворения по четверостишиям.

Найдите в тексте словадействия. Прочитайте их.

Белеет, шумят, бегут, будят, бегут ,блещут, гласят

Кто может , шуметь, бежать, будить, , гласить….? ( живые существа)

Весна спешит на смену затянувшейся зиме.

3)Самостоятельное чтение стихотворения

— Как мы узнаем о приходе весны из стихотворения?( тающий снег, бегущие ручьи, журчание ручьёв.)

4)Беседа по тексту.

Почему поэт назвал берег сонным?( Потому что он только готовится к пробуждению от зимней спячки)

Прочитайте, о чем гласят (говорят) весенние ручьи?
Как они сами себя называют?
Кому поют славу весенние воды?
Как вы понимаете выражение:

И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней?”

Какое чувство вызывает чтение этих строк? Почему? (Радостное. Бодрое Уходят холода, морозы, с каждым днём становится теплей. Оживает природа и всё живое)

Какую картину рисует Ф. Тютчев в этом стихотворении?

3)-Вот так изобразил раннюю весну русский художник.

И. Левитан «Март»

Левитан Март

-Знакома вам эта картина?

— Какие цвета преобладают?



10. Физминутка

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В сторону руки,

Плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Крылья сложим назад.



11. Работа над выразительным чтением

Выделяйте голосом нужные слова, которые будем читать с большей силой

Весна идёт!

— Прочитайте спокойно, как будто спрашиваете, радостно.

Логические ударения в тексте.

12. Описание весны

Вы уже много узнали о весне, прослушали музыкальное произведение, познакомились со стихотворением, а что вы можете сами рассказать об этом времени года. Какие «весенние» слова вы знаете?

Опорные слова на доске: сосульки, ручьи, ледоход, подснежники, скворечник.

Посмотрите на иллюстрации, они помогут вам описать весенние изменения в природе. 

Весной всё больше пригревает солнышко. Тает снег . Весело бегут ручьи. На реках начался ледоход. Прилетают перелетные птицы: грачи, скворцы. Появляются первые цветы- подснежники.. Природа пробуждается после зимнего сна.

12. Чтение народных примет.

Работа с книгой, стр. 197.

Март с водой, апрель с травой.

Когда цветёт черёмуха — всегда становится холоднее.

Если закат чист – дождя не будет.

— Какая из примет вам запомнилась?

13.Подведение итогов

-С каким стихотворением ознакомились ?

— Кто написал его?

Какие звуки весны вы сегодня услышали? 
– Шум ручьев, капели, пение птиц.
-Какие краски у весны?

-Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Почему?

Март с водой, апрель с травой.

Когда цветёт черёмуха — всегда становится холоднее.

Если закат чист – дождя не будет.

— Какая из примет вам запомнилась?

13. Домашнее заданиеhttps://xn----8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/cveta_vremena_goda_2.jpg

Выучить стихотворение, нарисовать к нему рисунок .





























Свежие документы:  Конспект урока по литературе для 5 класса на тему «Руслан и Людмила»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: