Конспект урока для 4 класса «Г.Я Снегирёв «Весной»

Тема: Г. Я Снегирёв «Весной» 
Цель:  знакомство  с творчеством .Г. Я Снегирёва на примере произведения « Весной».

Образовательная: Формировать понятие о жанре « путевые заметки», его особенностях.  

Воспитательная: Воспитывать умение решать проблему, сотрудничая с другими, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от собственных взглядов.

Развивающая: Используя технологию развития критического мышления развивать:  интеллектуальные способности учащихся; умение рассматривать проблему с разных точек зрения; творческие способности учащихся;* учить вдумчивому чтению .

Компетенции:

Информационная компетенция: познакомить   с творчеством Г.Я Снегирёва и новым видом жанра – путевые заметки, используя навыки работы учащихся с различными источниками информации: книгами, энциклопедиями, словарями, интернет.

Коммуникативная компетенция: развивать умения искать и находить компромиссы в совместной деятельности группы; владеть разными видами речевой деятельности( монолог, диалог, чтение, письмо)

Учебно-познавательная компетенция: самоопределение цели урока обучающимися; организация, анализа, рефлексии, самооценки своей учебно-познавательной деятельности;

Тип урока:  знакомство с новым произведением и понятием ; информационная (работают со словарями), исследовательская компетенция, рассматриваем все возможные варианты и выбирают наиболее удачный).

Методы:

  • по источникам знаний: словесные, наглядные;

  • по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик – ученик, исследовательская беседа;

  • по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Организация деятельности учащихся на уроке:

-самостоятельно определять тему, цели урока;

-самостоятельно определять проблему и решать её;

-работать со справочной литературой;

-отвечают на вопросы;

-оценивать себя и друг друга;

-рефлектировать.

Необходимое  оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием),  электронная презентация, выполненная в программе Power Point, постеры ( бумага, фломастеры),портреты писателей , видеоролик «Каракурт», музыкальный фрагмент ( домбра Асылбек Елсепов « Степь весной»)

Планируемые результаты:  учащиеся научатся определять ещё один из жанров-путевые заметки; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.

Ход урока

1) Организационный этап.

2) Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.

Физминутка

5 ) Работа в группах:Повторное обращение к произведению. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока

Организационный этап.


Деление на группы( по цветам)(Выбор ролей для работы в группах детьми: 1)      секретарь – записывает решение;

2)      Спикер – защита решения, ответ от имени группы;

3)      Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Коллаборативная минутка Пожелание 1) себе, 2) друзьям, 3)мне ( учителю),4) гостям

Литературное чтение

Актуализация знаний:

  • Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк.

Стих это будет, сказка, рассказ –

Мы учим их – они учат нас.



  • *) составление высказывания .

«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»-это  высказывание Яна Коменского ( чешского педагога, писателя) 
Как вы понимаете высказывание ?

  • Нам предстоит сегодня на уроке рассуждать думать, читать.



Оценивать свою работу на уроке будем по оценочному индикатору



Ученик:___________________________________ №

Задания:


Максимальный балл

Набранный

балл

Индикатор

Как?

1 Экспресс-

опрос




2 Работа с образом




3Творческое задание




Всего:

18б


Итоговая оценка ( комментарий учителя) ———————————————

—————————————————————————————————-

— Я хочу, чтобы мы с вами учились не только читать, но и понимать прочитанное. Чтобы этому научиться, мы должны быть внимательными читателямиА внимательным читателями необходимо знать литературные термины.

Экспресс – опрос. Литературный диктант 
(Записать числа по данным определениям терминов.). 
Г. Рассказ 
Р. Эпитет 
С.Сказка 
Ё. Олицетворение 
Е. Пейзаж 
И. Сравнение. 
Н. Автор 
В. Повесть 

Необыкновенный занимательный рассказ о волшебной, занимательной истории, приключении людей, животных, предметов (С) 

Создатель произведения (Н) 


Описание природы в литературном произведении (Е) 


Небольшое повествование, в котором одно или несколько событий с малым количеством героев. (Г) 


Слова и выражения, в которых один предмет сравнивается с другим (И) 
Образное определение (Р) 


Воплощение чего-либо в образе живого существа (Ё) 


Художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом. (В) 


В результате получается запись СНЕГИРЁВ  Что может означать это слово? Почему? ( автор) Будем знакомиться с его произведением.

(Самопроверка- 1 балл за верный ответ–индивидуальная работа )

Проверим правильность ответов ( Экспресс- опрос подсчёт баллов)

Максимально-8 баллов.

Теперь узнаем имя и отчество писателя.

Коррекционная минутка

Упражнение: «Найди слова»

ТРИГЕННАДИЙТРЛ

ЯИКЁОЛВЖЛДЕЮВЧИЛЧЛ


Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.


Сформулируем задачи урока опираясь на опорные слова

Хочу познакомитьсяс автором и его произведением.

Узнать……….

Научиться обосновывать свою точку зрения и продолжить развивать свои умения работы в группе.

Закончив строчку стихотворения мы узнаем куда отправился писатель

Там вольные ветры и быстрые реки, 
Яркое солнце, широкие степи, 
Спросите где это, и я вам отвечу! 
Краткой, но убедительной речью: 
«Осы мағанұлыОтан, 
Қасиеттiжер
Қазақстан!» 

Именно весной автор отправился в Казахстан.Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему..( выставка учащихся«Весна – утро года»)Какой вам представляется весна мы уже увидели и услышали на уроках рисования и музыки.А теперь мы с вами посмотрим на нашу родину глазами писателя. Понаблюдаем, какую он весну увидел в Казахстане.  И попробуем дать своё название произведению.

Словарная работа:

трепыхается

Трепыхаться — судорожно дергаться, колебаться, дрожать

багровый

Багровый — 1. Густо-красный, пурпурный с фиолетовым оттенком.

2. Очень сильно покрасневший (о человеке).



Как понимаете ? (соотнесём с о словарём Ожегова на экране) Посмотрим по

Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.



Первичное чтение текста учителем и подготовленными учениками

1 часть до слов «…чтоб верблюжонок в степь убежал» 
*- Почему автор решил поехать в Казахстан? 
*- Почему снег в ямках около столбов не растаял? 
( Снег около столбов не растаял, так как зимой возле столбов снег собирается в кучи, спрессовывается, а такой плотный снег не тает сразу) 
*- Как вы думаете, зачем верблюжонка запрут в сарае? ( Выслушиваются варианты ответов)

Сообщение ребёнка( изображение на слайде)- сообщение ученика ( находит ребёнок информацию самостоятельно, можно предложить источники)

Например: Каракурт. Это паук гораздо опаснее тарантула. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Особенно чувствительны к яду каракурта верблюды и лошади. 
Каракурт активен ночью, но опасен и днём, если наступить на него босой ногой или захватить руками с травой или землёй. 

Предлагается учителем фрагмент из фильма про каракурта ( 2 мин)

Что интересного услышали для себя?

2 часть до слов « … они свою храбрость показывают» 
— Какую игру затеяли суслики с поездом? Почему они так делают? ( проверяют свою храбрость…показывают свою храбрость перед своими невестами)
3 часть Чтение до конца 
— Как красива степь весной! Но среди этого великолепия – чёрный неказистый жаворонок! 
А в чём его красота, как вы думаете? ( В песнях, так как его называют «соловьём степи») 


Какое название вы бы дали данному произведению? ( «Весенняя дорога»,» Казахстан весной» , «Весна».)

Какие жанры нам встретились при выполнении Литературного диктанта. К какому относится наше произведение? ( Нет)Я открою вам секрет ,там его нет .Это новый для нас жанр « путевые заметки». Подумайте , почему так жанр называется?( Автор путешествовал на поезде и записывал, что он видел)

Слайд:

https://ppt4web.ru/images/9703/87423/640/img3.jpg



Как вы думаете какое назначение у путевых заметок?( дети предлагают свои идеи и затем сравнивают со слайдом)

https://ppt4web.ru/images/9703/87423/640/img4.jpg

Физминутка: (Технология доктора В.Ф.Базарного, методика зрительно-координационных упражнений.)

Рисуй глазами треугольник.

Рисуй восьмёрку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок её клади.

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Глаза открываем мы,  наконец.

Зарядка окончилась. Каждый из нас молодец!

Повторное обращение к произведению. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Мини- проект: Будем заполнять весеннюю страничку нашей газеты.

Какие средства языка (эпитеты)

встретились в литературном диктанте.+ сравнение и олицетворение

Теперь вам будет необходимо каждому прочитать произведение для того чтобы успешно справиться с следующим заданием.

К каждому образу найдите литературные средства языка, которые использовал автор

Не забывайте о правилах работы в группах.

1 )группа-верблюд-весенний = эпитет( Весной верблюд линяет и является частью весеннего пейзажа, поэтому его по праву называют весенним) 

Верблюжонок-голубой,слабенький,слепой=эпитеты( Маленький слабенький верблюжонок с тонкой прозрачной кожицей, освещённой солнцем, под ярко-голубым небом действительно кажется голубым. К тому же голубой цвет ассоциируется с нежностью, чистотой, беззащитностью) 

2) группа-суслики-жёлтые столбики=эпитеты, сравнение(Они стоят на задних лапах, передние лапки поджаты и действительно напоминают столбики) 

3)Поезд-огромное железное( эпитеты) чудище=сравнение

4) группа-тюльпаны- захлестнули всё=олицетворение волнами переливаются=сравнениекак огонь= сравнение

*4)группа-жаворонок собрать аппликацию выписать опорные слова- действия

— Какие чувства у вас вызывают эти картины природы? (любование( использовал различные литературные средства для описания ), восхищение( как он всё тонко всё подмечал и находил во всём красоту), удивление ( какая разная весна у писателя: сначала снег, затем верблюды , потом мы видим ковёр из тюльпанов……большая протяжённость моей Родины- 3 Франции), радости ( зародилась новая жизнь- верблюжонок……) 


Оценивание группы (всеми в группе) оценка ставит группа сама Комментарии детей из других групп


Пересесть по номерам ( дифференциация)


  1. Знание Собери части по порядку.( предлагается текст произведения вразброс)

2.Понимание Установи соответствие

1. В степи родился верблюжонок.

столбик катитсяхрабрость показывают



2.Игра храбрых сусликов

.ветер качал деревья

снег лежал в ямках



3.Ковёр из тюльпанов.

весь дрожит солнце так и жжёт

3.Применение пятистишье Синквейн « Степь» 

Степь 
яркая, красивая. 
Колышется, переливается, цветёт. 
Как красива весенняя степь! 
Море. 

4.Анализ Буриме    (по концам стихотворных строк придумать четверостишье)

.Весна такая разная! Степь
Сначала-очень грязная, Покажется ,что
Затем — она красивая, Потом она
Зеленая,игривая! Разноцветная и

Возвращение к высказыванию: произведение небольшое , но сколько вложил в каждое слово автор любви, знаний ( Про верблюжонка, про каракурта)



У нас получилась отличная газета. Где мы можем использовать её ?( пойти в соседний класс, вывесить в школе, показать малышам предшколы)

Взаимооценивание групп. Комментарии.

https://go2.imgsmail.ru/imgpreview?key=http%3A//shoyher.narod.ru/Portret/Prishvinm.jpg&mb=imgdb_preview_934&q=90&w=181https://publ.lib.ru/ARCHIVES/S/SNEGIREV_Gennadiy_Yakovlevich/.Online/Snegirev_G.Ya.-P002..jpg


Посмотрите внимательно на 3 представленных вашему вниманию портрета. Как вы думаете кто из них автор сегодняшнего произведения? Почему вы так решили? Каким представляется вам писатель?

Деф. задания:

1)Найдите о нём сведения самостоятельно дома

Ресурсы: книги, компьютер.

2) Составить вопросы по содержанию используя ромашку « Блума»

3) Перескажи произведение.

Рефлексия Обращение к оценочному индикатору 18-17 б=5

16-14б=4 13-11б=3

Как? Быть поактивнее при работе, выступить в роли презентатора ,повторить термины, дополнять ответ товарища …

Сейчас мы с вами напишем СМС сообщения.Выразите свои чувства одним предложением автору по изученному произведению.( Звучит музыка) Некоторые зачитываются , а другие прикрепляются на доску)
















Приложение:

Роли в группе:

1)  Секретарь – записывает решение;

2)  Спикер защита решения, ответ от имени группы;

3)  Организатор распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы



Перед работой напомнить правила работы в группе:

-работать дружно: быть внимательными и не мешать друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, оказывать помощь, выполнять указания спикера;

-работать по алгоритму (плану);

— своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;

-качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;

-каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности, во время оказывать

Индивидуальная карточка для работы

Экспресс – опрос. Литературный диктант 
(Записать числа по данным определениям терминов.).  Ответ:
Г. Рассказ 
Р. Эпитет 
С. Сказка 
Ё. Олицетворение 
Е. Пейзаж 
И. Сравнение. 
Н. Автор 
В. Повесть 

Необыкновенный занимательный рассказ о волшебной, занимательной истории, приключении людей, животных, предметов (С) 

Создатель произведения (Н) 

Описание природы в литературном произведении (Е) 

Небольшое повествование, в котором одно или несколько событий с малым количеством героев. (Г) 

Слова и выражения, в которых один предмет сравнивается с другим (И) 
Образное определение (Р) 

Воплощение чего-либо в образе живого существа (Ё) 

Художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом. (В)

Картинки для оформления газеты


https://cs1373.vk.me/u18236903/68452359/x_907aff8f.jpg


Верблюд и верблюжонок





Паук каракурт фото

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Какое место в жизни Григория Мелехова занимает любовь?» 11 класс

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: