Тема: Г. Я Снегирёв «Весной»
Цель: знакомство с творчеством .Г. Я Снегирёва на примере произведения « Весной».
Образовательная: Формировать понятие о жанре « путевые заметки», его особенностях.
Воспитательная: Воспитывать умение решать проблему, сотрудничая с другими, терпимо относиться к точкам зрения, отличным от собственных взглядов.
Развивающая: Используя технологию развития критического мышления развивать: интеллектуальные способности учащихся; умение рассматривать проблему с разных точек зрения; творческие способности учащихся;* учить вдумчивому чтению .
Компетенции:
Информационная компетенция: познакомить с творчеством Г.Я Снегирёва и новым видом жанра – путевые заметки, используя навыки работы учащихся с различными источниками информации: книгами, энциклопедиями, словарями, интернет.
Коммуникативная компетенция: развивать умения искать и находить компромиссы в совместной деятельности группы; владеть разными видами речевой деятельности( монолог, диалог, чтение, письмо)
Учебно-познавательная компетенция: самоопределение цели урока обучающимися; организация, анализа, рефлексии, самооценки своей учебно-познавательной деятельности;
Тип урока: знакомство с новым произведением и понятием ; информационная (работают со словарями), исследовательская компетенция, рассматриваем все возможные варианты и выбирают наиболее удачный).
Методы:
по источникам знаний: словесные, наглядные;
по степени взаимодействия учитель-ученик, ученик – ученик, исследовательская беседа;
по характеру познавательной деятельности: репродуктивный, исследовательский.
Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Организация деятельности учащихся на уроке:
-самостоятельно определять тему, цели урока;
-самостоятельно определять проблему и решать её;
-работать со справочной литературой;
-отвечают на вопросы;
-оценивать себя и друг друга;
-рефлектировать.
Необходимое оборудование: Компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), электронная презентация, выполненная в программе Power Point, постеры ( бумага, фломастеры),портреты писателей , видеоролик «Каракурт», музыкальный фрагмент ( домбра Асылбек Елсепов « Степь весной»)
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять ещё один из жанров-путевые заметки; рассуждать и делать выводы; слушать собеседника и вести диалог; работать в паре и группе; излагать и аргументировать свою точку зрения; оценивать себя и товарищей.
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4) Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.
Физминутка
5 ) Работа в группах:Повторное обращение к произведению. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
7) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока
Организационный этап.
Деление на группы( по цветам)(Выбор ролей для работы в группах детьми: 1) секретарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.
Коллаборативная минутка Пожелание 1) себе, 2) друзьям, 3)мне ( учителю),4) гостям
Литературное чтение
Актуализация знаний:
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ –
Мы учим их – они учат нас.
*) составление высказывания .
«Читать и не понимать — то же, что совсем не читать»-это высказывание Яна Коменского ( чешского педагога, писателя)
Как вы понимаете высказывание ?
Нам предстоит сегодня на уроке рассуждать думать, читать.
Оценивать свою работу на уроке будем по оценочному индикатору
Ученик:___________________________________ №
Максимальный балл | Набранный балл | Индикатор | Как? | |||
1 Экспресс- опрос | 8б |
|
|
| ||
2 Работа с образом | 5б |
|
|
| ||
3Творческое задание | 5б |
|
|
| ||
Всего: | 18б |
|
Итоговая оценка ( комментарий учителя) ———————————————
—————————————————————————————————-
— Я хочу, чтобы мы с вами учились не только читать, но и понимать прочитанное. Чтобы этому научиться, мы должны быть внимательными читателямиА внимательным читателями необходимо знать литературные термины.
Экспресс – опрос. Литературный диктант
(Записать числа по данным определениям терминов.).
Г. Рассказ
Р. Эпитет
С.Сказка
Ё. Олицетворение
Е. Пейзаж
И. Сравнение.
Н. Автор
В. Повесть
Необыкновенный занимательный рассказ о волшебной, занимательной истории, приключении людей, животных, предметов (С)
Создатель произведения (Н)
Описание природы в литературном произведении (Е)
Небольшое повествование, в котором одно или несколько событий с малым количеством героев. (Г)
Слова и выражения, в которых один предмет сравнивается с другим (И)
Образное определение (Р)
Воплощение чего-либо в образе живого существа (Ё)
Художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом. (В)
В результате получается запись СНЕГИРЁВ Что может означать это слово? Почему? ( автор) Будем знакомиться с его произведением.
(Самопроверка- 1 балл за верный ответ–индивидуальная работа )
Проверим правильность ответов ( Экспресс- опрос подсчёт баллов)
Максимально-8 баллов.
Теперь узнаем имя и отчество писателя.
Коррекционная минутка
Упражнение: «Найди слова»
ТРИГЕННАДИЙТРЛ
ЯИКЁОЛВЖЛДЕЮВЧИЛЧЛ
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Сформулируем задачи урока опираясь на опорные слова
Хочу познакомитьсяс автором и его произведением.
Узнать……….
Научиться обосновывать свою точку зрения и продолжить развивать свои умения работы в группе.
Закончив строчку стихотворения мы узнаем куда отправился писатель
Там вольные ветры и быстрые реки,
Яркое солнце, широкие степи,
Спросите где это, и я вам отвечу!
Краткой, но убедительной речью:
«Осы мағанұлыОтан,
ҚасиеттiжерҚазақстан!»
Именно весной автор отправился в Казахстан.Весна – одно из самых поэтических времён года. Это время пробуждения, цветения. Каждому человеку она нравится по разным причинам, каждый видит её по – своему..( выставка учащихся«Весна – утро года»)Какой вам представляется весна мы уже увидели и услышали на уроках рисования и музыки.А теперь мы с вами посмотрим на нашу родину глазами писателя. Понаблюдаем, какую он весну увидел в Казахстане. И попробуем дать своё название произведению.
Словарная работа:
трепыхается
Трепыхаться — судорожно дергаться, колебаться, дрожать
багровый
Багровый — 1. Густо-красный, пурпурный с фиолетовым оттенком.
2. Очень сильно покрасневший (о человеке).
Как понимаете ? (соотнесём с о словарём Ожегова на экране) Посмотрим по
Первичное усвоение новых знаний и проверка понимания.
Первичное чтение текста учителем и подготовленными учениками
1 часть до слов «…чтоб верблюжонок в степь убежал»
*- Почему автор решил поехать в Казахстан?
*- Почему снег в ямках около столбов не растаял?
( Снег около столбов не растаял, так как зимой возле столбов снег собирается в кучи, спрессовывается, а такой плотный снег не тает сразу)
*- Как вы думаете, зачем верблюжонка запрут в сарае? ( Выслушиваются варианты ответов)
Сообщение ребёнка( изображение на слайде)- сообщение ученика ( находит ребёнок информацию самостоятельно, можно предложить источники)
Например: Каракурт. Это паук гораздо опаснее тарантула. Яд каракурта в 15 раз сильнее яда гремучей змеи. Особенно чувствительны к яду каракурта верблюды и лошади.
Каракурт активен ночью, но опасен и днём, если наступить на него босой ногой или захватить руками с травой или землёй.
Предлагается учителем фрагмент из фильма про каракурта ( 2 мин)
Что интересного услышали для себя?
2 часть до слов « … они свою храбрость показывают»
— Какую игру затеяли суслики с поездом? Почему они так делают? ( проверяют свою храбрость…показывают свою храбрость перед своими невестами)
3 часть Чтение до конца
— Как красива степь весной! Но среди этого великолепия – чёрный неказистый жаворонок!
А в чём его красота, как вы думаете? ( В песнях, так как его называют «соловьём степи»)
Какое название вы бы дали данному произведению? ( «Весенняя дорога»,» Казахстан весной» , «Весна».)
Какие жанры нам встретились при выполнении Литературного диктанта. К какому относится наше произведение? ( Нет)Я открою вам секрет ,там его нет .Это новый для нас жанр « путевые заметки». Подумайте , почему так жанр называется?( Автор путешествовал на поезде и записывал, что он видел)
Как вы думаете какое назначение у путевых заметок?( дети предлагают свои идеи и затем сравнивают со слайдом)
Физминутка: (Технология доктора В.Ф.Базарного, методика зрительно-координационных упражнений.)
Рисуй глазами треугольник.
Рисуй восьмёрку вертикально.
Ты головою не крути,
А лишь глазами осторожно
Ты вдоль по линиям води.
И на бочок её клади.
И в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открываем мы, наконец.
Зарядка окончилась. Каждый из нас молодец!
Повторное обращение к произведению. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Мини- проект: Будем заполнять весеннюю страничку нашей газеты.
Какие средства языка (эпитеты)
встретились в литературном диктанте.+ сравнение и олицетворение
Теперь вам будет необходимо каждому прочитать произведение для того чтобы успешно справиться с следующим заданием.
К каждому образу найдите литературные средства языка, которые использовал автор
Не забывайте о правилах работы в группах.
1 )группа-верблюд-весенний = эпитет( Весной верблюд линяет и является частью весеннего пейзажа, поэтому его по праву называют весенним)
Верблюжонок-голубой,слабенький,слепой=эпитеты( Маленький слабенький верблюжонок с тонкой прозрачной кожицей, освещённой солнцем, под ярко-голубым небом действительно кажется голубым. К тому же голубой цвет ассоциируется с нежностью, чистотой, беззащитностью)
2) группа-суслики-жёлтые столбики=эпитеты, сравнение(Они стоят на задних лапах, передние лапки поджаты и действительно напоминают столбики)
3)Поезд-огромное железное( эпитеты) чудище=сравнение
4) группа-тюльпаны- захлестнули всё=олицетворение волнами переливаются=сравнениекак огонь= сравнение
*4)группа-жаворонок собрать аппликацию выписать опорные слова- действия
— Какие чувства у вас вызывают эти картины природы? (любование( использовал различные литературные средства для описания ), восхищение( как он всё тонко всё подмечал и находил во всём красоту), удивление ( какая разная весна у писателя: сначала снег, затем верблюды , потом мы видим ковёр из тюльпанов……большая протяжённость моей Родины- 3 Франции), радости ( зародилась новая жизнь- верблюжонок……)
Оценивание группы (всеми в группе) оценка ставит группа сама Комментарии детей из других групп
Пересесть по номерам ( дифференциация)
Знание Собери части по порядку.( предлагается текст произведения вразброс)
2.Понимание Установи соответствие
1. В степи родился верблюжонок.
столбик катитсяхрабрость показывают
2.Игра храбрых сусликов
.ветер качал деревья
снег лежал в ямках
3.Ковёр из тюльпанов.
весь дрожит солнце так и жжёт
3.Применение пятистишье Синквейн « Степь»
Степь
яркая, красивая.
Колышется, переливается, цветёт.
Как красива весенняя степь!
Море.
4.Анализ Буриме (по концам стихотворных строк придумать четверостишье)
.Весна такая разная! Степь
Сначала-очень грязная, Покажется ,что
Затем — она красивая, Потом она
Зеленая,игривая! Разноцветная и
Возвращение к высказыванию: произведение небольшое , но сколько вложил в каждое слово автор любви, знаний ( Про верблюжонка, про каракурта)
У нас получилась отличная газета. Где мы можем использовать её ?( пойти в соседний класс, вывесить в школе, показать малышам предшколы)
Взаимооценивание групп. Комментарии.
Посмотрите внимательно на 3 представленных вашему вниманию портрета. Как вы думаете кто из них автор сегодняшнего произведения? Почему вы так решили? Каким представляется вам писатель?
Деф. задания:
1)Найдите о нём сведения самостоятельно дома
Ресурсы: книги, компьютер.
2) Составить вопросы по содержанию используя ромашку « Блума»
3) Перескажи произведение.
Рефлексия Обращение к оценочному индикатору 18-17 б=5
16-14б=4 13-11б=3
Как? Быть поактивнее при работе, выступить в роли презентатора ,повторить термины, дополнять ответ товарища …
Сейчас мы с вами напишем СМС сообщения.Выразите свои чувства одним предложением автору по изученному произведению.( Звучит музыка) Некоторые зачитываются , а другие прикрепляются на доску)
Приложение:
Роли в группе:
1) Секретарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы
Перед работой напомнить правила работы в группе:
-работать дружно: быть внимательными и не мешать друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, оказывать помощь, выполнять указания спикера;
-работать по алгоритму (плану);
— своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
-качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы;
-каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности, во время оказывать
Индивидуальная карточка для работы
Экспресс – опрос. Литературный диктант
(Записать числа по данным определениям терминов.). Ответ:
Г. Рассказ
Р. Эпитет
С. Сказка
Ё. Олицетворение
Е. Пейзаж
И. Сравнение.
Н. Автор
В. Повесть
Необыкновенный занимательный рассказ о волшебной, занимательной истории, приключении людей, животных, предметов (С)
Создатель произведения (Н)
Описание природы в литературном произведении (Е)
Небольшое повествование, в котором одно или несколько событий с малым количеством героев. (Г)
Слова и выражения, в которых один предмет сравнивается с другим (И)
Образное определение (Р)
Воплощение чего-либо в образе живого существа (Ё)
Художественное произведение, занимающее серединное положение между романом и рассказом. (В)
Картинки для оформления газеты