Урок чтения в 4 классе
Тема: К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».
Цели и задачи: формировать у детей общее понятие о тексте; учить понимать смысл прочитанного; обучать коллективным формам работы; развивать речь учащихся путём использования элементов «критического мышления»; прививать любовь к искусству.
Оборудование: раздаточный материал; аудиозапись Э.Григ «Пер Гюнт»; тест «Верные и неверные высказывания».
Ход урока:
I Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
— Дети, а вы любите смотреть телевизор?
— А вы хотели бы стать телезвездой, работать на телевидении?
— Ребята, а ведь наши гости сегодня – это не простые гости, а члены комиссии по отбору телеведущих. Они посмотрят и послушают ваши способности и решат, кого можно взять на телевидение. Но для этого мы должны показать, как мы умеем выразительно читать, что у нас хорошая дикция, память, что умеем красиво говорить и пересказывать прочитанное, умеем декламировать наизусть прозу, понимаем смысл прочитанного.
А за ваши успехи я буду дарить вам звёздочки с телевизионного небосклона.
II. Речевая разминка.
— Прежде чем мы с вами увидим диктора или ведущего телепередачи на экранах наших телевизоров, они обязательно занимаются речевой разминкой.
— Прочитайте скороговорку:
Наш Полкан попал в капкан.
Нужно помочь Полкану,
Освободить лапу из капкана.
— Прочитаем тихо, громко, очень громко.
— Прочитаем, выделяя голосом выделенное слово.
— Прочитаем так, чтобы все поняли, что вам жалко Полкана.
III. Работа в парах.
— Каждый телевизионный ведущий должен хорошо знать из чего состоит текст предложения, чтобы при чтении не допускать ошибок и ненужных пауз.
— Восстановите перепутанную логическую цепочку:
Звуки, слова, буквы, слоги, текст, предложение.
— Телеведущим дают разный материал. Они должны хорошо отличать главный материал от ненужного, текст — от набора предложений.
IV.Тест «Верные и неверные высказывания»
— Что такое текст?
— Индивидуальная работа по тестам.
1.Текст состоит из предложений, связанных по смыслу. (+)
2. К тексту нельзя придумать заглавие. (-)
3. Все предложения в тексте имеют границы. (+)
4. Предложения в тексте не имеют определённой последовательности. (-)
5. В тексте всегда о чём-то (о ком-то) говорится. (+)
6. Тексты бывают разных типов. (+)
7. Текст можно поделить на части. (+)
V. Работа по учебнику с домашним текстом «Корзина с еловыми шишками»
Действия этого рассказа происходят в далёкой северной стране Норвегии.
— Кто является главными героями рассказа?
Эдвард Григ – это замечательный норвежский композитор. Родился он около 150 лет назад. И хотя Э.Григ много путешествовал, он всегда старался быстрее вернуться домой, в Берген, в свой маленький домик на берегу моря. И в этот раз композитор проводил осень в своих любимых лесах Норвегии.
Многие телеведущие, прежде чем попасть на экраны телевизоров, работают на радио. Давайте проведём радиоспектакль по I части рассказа.
— Жужжащим чтением подготовьтесь к радиоспектаклю, отметьте карандашом слова автора (А), композитора (К), девочки (Д), короткие реплики читать не нужно.
Часто дикторам приходится смотреть то в объектив, то на оператора; то на зрителя, то на текст. Нужна зарядка для глаз.
— Чтение «по ролям» I части рассказа.
VI. Чтение II части вслух (несколько учащихся)
— Подумайте во время чтения, какие слова являются главными? Почему?
После чтения: как об этом сказать иначе?
Жизнь удивительна и прекрасна.
Счастлив потому, что отдал всё.
Я вам не говорила на прошлом уроке, что это главные слова, но просила выучить их.
Дикторы и артисты должны очень многое знать наизусть.
— Пожалуйста, кто хочет рассказать, продемонстрировать свои способности?
VII. О музыке Э.Грига.
— Какая прекрасная музыка у Грига.
— Некоторые дети и я слушали в среду музыку Э.Грига к драме Генриха Ибсена «Пер Гюнт»
— Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
— О ком и о чём рассказала вам музыка?
— Я сейчас включу вам для прослушивания произведение Э.Грига «Вальс Эльфов»
— Слушать можно в любом положении. А затем вы мне скажите, что вам представлялось под эту музыку.
VIII. Работа над III частью рассказа.
— Как сложилась жизнь Дагни дальше?
— Прочитайте про себя и подготовьтесь прочитать эту главу с отрывом глаз, как читают дикторы!
Чтение с отрывом глаз.
IX. Чтение IV части.
— Прочитайте IV часть и отметьте описание музыки.
— Выборочное чтение строк с описанием музыки.
— А как вела себя Дагни после спектакля? Что говорила т.Магда? д.Нильс?
— Кто был прав?
Эдвард Григ после своей смерти был похоронен на своей Родине в скале у моря. Но его душа жива до сих пор.
— Где она живёт? (В музыке, в нас вместе с его музыкой, когда мы её слушаем).
— Что сделало Грига вечным, бессмертным? (Музыка, талант, любовь к жизни, к людям, желание дарить себя, свою душу).
Музыку таких людей исполняют вечно и после их смерти, о них снимают фильмы, пишут книги, как это сделал К.Г.Паустовский.
Д/з: Дома внимательно прочтите рассказ и подготовьте ответ на вопрос: «Зачем должен жить человек?»
Итог урока.
— Ну, Хрюша и Степашка, научились ли вы чему-нибудь на нашем уроке?
— Ребята, спасибо за работу на уроке. Я думаю, что ваши звёздочки скоро зажгутся обязательно на телевизионном небосклоне, а я буду наблюдать за вами – моими звёздочками и радоваться вашим успехам. А пока я оцениваю ваши звёзды 5-ю баллами и думаю, что моё мнение не будет сильно отличаться от мнения наших гостей.