Конспект урока для 4 класса «К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Относовская средняя общеобразовательная школа

Вяземского района Смоленской области















КОНСПЕКТ

урока литературного чтения,

проведенного в 4 классе









учителем

Н. Н. Власовой













Тема:


Задачи:














Оборудо-вание:













Слайд 1












Слайд 2 (титульный)



Слайд 3 (портрет)






















Слушание аудиозаписи 1 части

Беседа



Слайд 4 (портрет)









Слайд 5(город)





Беседа



Слайд 6(лес)





Слайд 7 (портрет девочки)






Чтение 2 части



Беседа



Слайд 8 (дом Грига)




Слайд 9 (рояль)










Слайд 10 (музыка и композитор)







Чтение 3-4 части







Беседа



Слайд11

(портрет девушки)






Чтение

учителем


Беседа


Словарная работа

Слайд 12 (симфонич. Оркестр)


Слайд 13 (видео)


Чтение до конца

Беседа







Слайд 14 (схема)












Слайд 15 (Григ-волшебник)












К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»


  • познакомить обучающихся с рассказом Паустовского, с творчеством и жизнью норвежского композитора Грига; учить работать с текстом, анализировать, обобщать, выделять главное, чувствовать образность и красоту слова и литературной фразы;

  • формировать навык осознанного чтения, выделения образов, умение формировать идею произведения;

  • развитие речи учащихся, навыка беглого и выразительного чтения, логического мышления, развитие творческого воображения через художественное слово, музыку;

  • создание условий для воспитания трепетного отношения к произведениям искусства, ощущения причастности к творениям великих мастеров, умения воспринимать и впитывать мысли, чувства и идеи авторов произведений искусства.

Компьютер, магнитофон с аудиозаписью рассказа Паустовского, корзинка с еловыми шишками, портрет Паустовского, репродукции

Ход урока:

  1. Оргмомент.

  2. Речевая разминка.

— Прочитайте четверостишие способом «разведчики»:

Лежит ёжик у ёлки,

У ежа иголки,

А внизу, похожие на маленьких ежат,

Шишки прошлогодние на траве лежат.

— Прочитайте «птичьим базаром».

— Найдите однокоренные слова (ежик, у ежа, ежат).

Прочитайте с вопросительной интонацией, выделяя голосом эти однокоренные слова.

— Прочитайте с ускорением.

  1. Проверка домашнего задания(по рассказу Б. Житкова «Как я ловил человечков»).

Творческая работа:

  • Представьте себе, что мальчик нашел в пароходике человечков. Придумайте свой конец рассказа.

  • Как вы думаете, что было, когда бабушка узнала о поступке Бори?

  1. Введение в тему урока.

Учитель ставит на стол корзинку с еловыми шишками.

— У меня в шкафу нашелся вот этот предмет. Что это? (корзинка с шишками)

— Как вы думаете, зачем нам нужна корзинка?

Именно так называется рассказ Константина Георгиевича Паустовского, с которым мы сегодня познакомимся.

— Как вы думаете, о чем написал свой рассказ Паустовский? (о природе)

1. Знакомство с биографией К. Паустовского.

Константин Георгиевич Паустовский родился в Москве в 1892 г., а вырос на Украине. С детских лет Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда из семьи ушел отец, Паустовский должен был сам зарабатывать себе на жизнь. Он занимался репетиторством, начал писать стихи. За свою жизнь он много поменял профессий: был вожатым, кондуктором, матросом, учителем. Писатель участвовал в сражениях Гражданской войны. Во время Великой Отечественной был военным корреспондентом. Мечты мальчика сбылись во взрослой жизни. Он много путешествовал, объездил всю страну.

В своих книгах Паустовский всегда писал о чудесах в природе и в жизни человека, не о волшебстве, а об обычных житейских чудесах, которые каждый из нас может увидеть, надо только уметь их замечать и верить в чудеса.

5. Знакомство с 1 частью рассказа (с.47-50)

а) Настрой на слушание.

— А сейчас познакомимся с произведением Паустовского «Корзина с еловыми шишками». 1-ю часть этого рассказа прочитает артистка Государственного Академического Малого театра России Нина Корниенко. Обратите внимание на интонацию, дикцию при прослушивании.

— Возьмите карандаш, и когда будете слушать, если вам что-то непонятно и вы хотели бы спросить меня об этом, ставьте на полях знак вопроса или «галочку».

б)Слушание в аудиозаписи 1-ой части рассказа до с.50.

в) Беседа по прослушанному отрывку.

— О чем мы услышали в этом отрывке? Есть ли у вас вопросы?

— Кто является главными героями этой части рассказа? (девочка Дагни Педерсен и композитор Эдвард Григ)

— Кто такой Эдвард Григ?

г) Знакомство с биографией Э. Грига.

— Эдвард Григ – норвежский композитор. Норвегия – страна на севере Европы, суровый, но очень красивый край, это страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. С 6 лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена. Игру Эдварда услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить учиться в Германию. Вскоре имя его стало известно всему миру. В его музыке оживают легенды и сказки, образы жизни народа Норвегии.

Григ родился и провел последние годы жизни в городе Бергене, одном из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор.

д) Продолжение беседы по прочитанному.

— Что еще вы узнали о композиторе из этого отрывка?

— Что делал Григ в лесу?

— Зачем он так часто приходил в лес?

— Найдите в тексте и прочитайте описание осеннего леса.

— Почему Паустовский так красиво описывает этот край?

— С кем встретился в лесу Григ?

-Что делала в лесу Дагни?

— О чем произошел диалог между Дагни и Григом?

— А почему Григ захотел сделать девочке подарок?

— Что на него подействовало? (Дагни – маленькая , милая, добрая девочка, очень чистая и наивная, с трудной жизнью и верой в чудеса и сказки, а также чудная дикая природа.)

— Почему Григ не захотел сделать его сразу?

— Как вы считаете, что будет дальше? (Напишет музыку. Они встретятся…)

— Хотите узнать? Тогда читаем дальше.

6. Знакомство со 2 частью рассказа (с.50-52)

а) Чтение 2-ой части детьми «по цепочке».

б) Беседа по прочитанному отрывку.

Что описывает автор в этой части?

— Музыку нельзя передать словами, но мастерство Паустовского позволяет нам заглянуть в дом композитора в Бергене. Давайте посмотрим, где жил Григ, когда создавал свои произведения.

— Зачитайте описание дома и его внутренней обстановки. (с.50)

— Что из себя он представлял? (В нем не было ничего, кроме рояля и дивана, чтобы ничего не мешало, не отвлекало от музыки.)

— Как вы себе его представляете?

— Что представлял композитор Григ, когда писал музыку для Дагни?

— Как описывает автор рояль композитора?

— Какой литературный образный прием использует здесь автор? (олицетворение)

— По каким признакам вы это определили? (рояль поет, как живое существо)

— Для чего автор использует этот прием?

— Почему Паустовский уделяет столько внимания описанию рояля? (Рояль – полноправный сотрудник композитора, помощник в создании музыкальных произведений, его лучший друг)

— Что хотел выразить своей музыкой Григ?

Легко ли передать восприятие музыки словами? Найдите соответствующую фразу в тексте.

— Кто были первыми слушателями рождавшегося произведения?

— Как по-разному они слушали музыку? Прочитайте об этом.

— Почему музыка произвела на них такое разное впечатление? (Каждый понимает музыку по-своему, опираясь на свою жизнь, опыт, умение слушать музыку)

7. Знакомство с 3 и 4 частью рассказа (с.53-58)

— Хотите узнать, чем же закончится это история? Об этом узнаем, если прочитаем следующие части произведения.

а) Чтение 3-ей части детьми «по цепочке» (с.53)

— Прочитаем 3-ю часть.

— Что такое ботфорты? Прочитайте определение в словарике.

б) Чтение 4-ой части детьми «по цепочке» (с.53-54 до слов: «Был теплый июнь»)

в) Беседа по прочитанному отрывку.

— Как изменилась жизнь Дагни?

— В каких условиях она теперь жила?

— Как она теперь выглядит? Найдите в тексте описание ее внешности. Вспомните, какой она была? Какой она стала?

— Каково увлечение Дагни? Как это ее характеризует? (Театр. В ней остались те качества, душевные, человеческие, которые мы в ней видели прежде, в детстве.)

г) Чтение 4-ой части учителем (с.54-56 со слов: «Был теплый июнь» до слов: «Дагни вздохнула…»).

д) Беседа по прочитанному отрывку.

— Что такое симфоническая музыка? Прочитайте определение в словарике. Посмотрите, как выглядит симфонический оркестр.

— Что поразило Дагни? Почему она услышала свое имя? (Это был подарок от Грига для Дагни, который он обещал ей, когда она была еще маленькой девочкой)

е) Чтение 4-ой части учителем (с. 56-58 со слов: «Дагни вздохнула…» до конца под музыку «Утро» Грига и показ видеоряда пейзажей Норвегии).

ж) Беседа по прочитанному отрывку.

— Что услышала Дагни?

— Как играла мелодия? Что испытала девушка? (Она видела картины своей родины, слышала шум прибоя, звуки леса, она плакала)

— Почему она смогла услышать и увидеть все это? (Мелодия способна вызвать картины и образы в сознании человека, наделенного, как Дагни, богатым воображением, учением чувствовать, мечтать)

— Значит, музыку можно не только услышать, но и видеть, и чувствовать, так?

— Найдите во 2-ой части, как в представлении Грига Дагни отреагирует на его подарок?

— Найдите и прочитайте отрывак в 4-ой части, как на самом деле отреагировала Дагни на подарок (услышанное произведение).

— Чем отличаются эти фрагменты? (В представлении Грига, изображенного Паустовским, Дагни говорит «Спасибо», не зная за что. Сама же Дагни во время мысленного разговора с композитором благодарит его за «щедрость», за то, что он открыл ей «то прекрасное, чем должен жить человек. Значит, она поняла все, что хотел ей сказать своей музыкой великий композитор.)

— В чем смысл такого близкого сходства двух фрагментов рассказа? (Музыка звучит, когда Грига уже нет в живых)

— Как вы умаете, был ли Григ счастливым человеком? Почему? Действительно, счастлив тот человек, который любит жизнь, любит людей и готов отдать всего себя, свою душу на благо других людей.

— Что же такое это прекрасное, которым должен жить человек? (Красота окружающего мира, любовь к родине, способность видеть чудеса даже в самых простых вещах)

-В каких? Как например, в девочке с обычной корзиной еловых шишек…

— Итак, теперь можете ответить на вопрос, почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками»?

— Если музыка произвела такое яркое впечатление на Дагни и на нас, можно ли сказать, что она волшебная?

— Эдвард Григ, волшебник и великий музыкант, чьи это слова? Почему мы можем назвать Грига волшебником?

8. Обобщение и подведение итогов.

— Мы познакомились с вами с замечательными произведениями Паустовского и Грига. Надеюсь, мне удалось помочь вам почувствовать идею этого рассказа. Каждый из нас способен подарить другому человеку чудо, надо только захотеть.

9. Домашнее задание.

— Вернемся к героине нашего урока – корзине с еловыми шишками. Вы думаете, она случайно здесь стоит весь урок? Сейчас вы возьмете по одной шишке и определите, какое домашнее задание вам достанется.

Письменно в тетради ответить на вопросы:

  1. Почему рассказ называется «Корзина с еловыми шишками», а не, например, «Музыка для Дагни»?

  2. О чем было музыкальное произведение, посвященное Дагни?

  3. Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты, сравнения и олицетворения, связанные с описанием природы и музыки.

  4. Найти в тексте и выписать в тетрадь эпитеты, сравнения и олицетворения, связанные с описанием Дагни и дома Грига.


Свежие документы:  Вопросы зачетных работ по литературе 10-11классы

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: