Тема: К.М. Станюкович «Максимка»
Цель: формировать полноценное восприятие произведения (герои и их поступки, определение основной мысли)
Материал к уроку:
Произведения о детях (выставка книг);
Модель обложки;
Учебник-христоматия;
Тетрадь на печатной основе.
ХОД УРОКА
Выявление читательского опыта и индивидуальный опрос
-Ребята, сегодня мы с вами продолжаем работу в разделе «Произведения русских писателей о детях». Некоторые произведения, авторов мы вспоминали на прошлых уроках и начали заполнять таблицу писателей. А сегодня мы закончим начатую ранее работу и подведем итог следующим образом: вам будет прочтен отрывок из знакомого вам произведения. Вы должны вспомнить название, о чем этот рассказ, а автора мы занесем в таблицу.
ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ
Чтение 3-4 отрывков из произведений
Л. Пантелеев «Честное слово»
Когда мы подошли к саду, сторож как раз вешал на ворота замок. Я попросил его несколько минут подождать, сказал, что в саду у меня остался мальчик, и мы с майором побежали в глубину сада.
В темноте мы с трудом отыскали белый домик. Мальчик стоял на этом же месте, где я его оставил, и опять, но на этот раз очень тихо плакал.
Я окликнул его. Он обрадовался, даже вскрикнув от радости, а я сказал: — Ну вот, я привел начальника.
А. Гайдар «Тимур и его команда»
Когда Тимур вернулся домой, его подозвал дядя.
– Мне надоели твои ночные похождения, – говорил Георгий. – Надоели сигналы, звонки, веревки; Что это была за странная история с одеялом?
– Это была ошибка.
– Хороша ошибка! К этой девочке ты больше не лезь: тебя ее сестра не любит.
– За что?
– Не знаю. Значит, заслужил. Что это у тебя за записки? Что это за странные встречи в саду на рассвете? Ольга говорит, что ты учишь девочку хулиганству.
– Она лжет, – возмутился Тимур, – а еще комсомолка! Если ей что непонятно, она могла бы позвать меня, спросить. И я бы ей на все ответил.
– Хорошо. Но, пока ты ей еще ничего не ответил, я запрещаю тебе подходить к их даче, и вообще, если ты будешь самовольничать, то я тебя тотчас же отправлю домой к матери.
Он хотел уходить.
– Дядя, – остановил его Тимур, – а когда вы были мальчишкой, что вы делали? Как играли?
– Мы?.. Мы бегали, скакали, лазили по крышам, бывало, что и дрались. Но наши игры были просты и всем понятны.
Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»
…Но подниматься труднее, чем спускаться! Нужен воздух, нужны силы, а этого у Темы уже мало. Он судорожно ловит в себя всеми легкими воздух колодца, рвется вперед, и чем больше торопится, тем скорее оставляют его силы. Тема поднимает голову, смотрит вверх, в далекое ясное небо, видит где-то высоко над собою маленькую веселую птичку, беззаботно скачущую по краю колодца, и сердце его сжимается тоской: он чувствует, что не долезет.
Страх охватывает его. Он растеряно останавливается, не зная что делать: кричать, плакать, звать маму? Чувство одиночества, бессилия, сознания гибели закрадывается в душу. Он ясно видит, хотя инстинктивно не хочет смотреть, хочет забыть, что под его ногами. Его уже тянет туда, где отчаянно визжит Жучка, где блестящее вонючее дно ждет равнодушно свою, едва обрисовывающуюся во мраке, обессилившую жертву.
Чтение произведения К.М. Станюковича «Максимка»
И с омраченным грустью лицом он снял шапку и медленно перекрестился, точно безмолвно моля бога, чтобы он сохранил его от ужасной смерти где-нибудь в океане.
Прошло три четверти часа общего томительного ожидания.
Наконец сигнальщик, не отрывавший глаз от подзорной трубы, весело крикнул:
— Баркас пошел назад!
Когда он стал приближаться старший офицер спросил, сигнальщика.
— Есть на нем спасенный?
— Не видать, ваше благородие! – уже не так весело ответил сигнальщик.
— Видно не нашли! – проговорил старший офицер, подходя к капитану.
— Из какого произведения этот отрывок?
— К какому жанру относится это произведение? (рассказ)
-Какова тема этого рассказа? (произведение о детях)
— Вы дома прочитали это произведение, давайте вспомним о ком и о чем этот рассказ.
Работа с текстом произведения К.М. Станюковича «Максимка»
Прежде чем мы с вами начнем работу над произведением, мы подготовим наши легкие для полноценной работы и для этого выполним
ДЫХАТЕЛЬНУЮ ГИМНАСТИКУ (музыка)
ПРИРОДА
— С чего начинается повествование?
— Где происходит событие? (Найдите и прочитайте этот отрывок)
— Как вы понимаете выражение «тропическое утро»
— Прочитав это описание природы, какую картину мы себе представляем?
— Какие приемы использовал автор в описании, чтобы донести до нас эту красоту? (олицетворение, эпитеты)
— Кто вспомнит, что это за приемы? (дети своими словами пытаются объяснить)
— Давайте проверим наши умозаключения и выполним задание №1 в тетради на странице 67.
КЛИПЕР
— Где разворачивается основное действие?
— Найдите описание клипера.
— А чем отличается клипер от любого другого корабля? (Предварительная подготовка одного из учеников или использование ЭОР)
Клипера появились на свет, когда океанские волны уже бороздили первые пароходы. Клипера имели узкий корпус и очень высокие мачты, на которых размещалось столь много парусов, что их не могли догнать пароходы.
ГЛАВНЫЕ ГЕРОИ
Заполнение схемы
— Что мы знаем о Максимке?
— Что с ним произошло?
— К кому он привязался из членов команды?
— Как он относился к Лучкину?
— В каких строках мы это видим. Найдите и зачитайте их.
ФИЗМИНУТКА
На палубе клипера наступает время отдыха, а какой отдых у матросов без любимого танца? Кстати, а вы знаете какой танец у русских матросов? Конечно же «Яблочко» И мы сейчас разучим несколько элементов танца. А поможет нам в этом учитель ритмики.
Выполнение заданий в учебной хрестоматии
Прочитайте задание №1 в хрестоматии (чтение последней главы) – читают ученики
— Какие чувства у вас вызывает судьба мальчика?
— Как хотели сначала распорядиться судьбой мальчика командование клипера? Найдите прочитайте.
— что же произошло в итоге? Почему Максим остался на корабле? Кто изменил решение командования?
Работа со справочным материалом
— В этом произведении много слов, которые очень важны для понимания смысла произведения, но требуют работы со справочным материалом.
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
— В какое время происходили события: давно или сейчас?
— Какие исторические события упоминаются в рассказе?
— Какое пояснение к крепостному праву дает автор учебника?
— Кто из героев упоминает в своем рассказе крепостное право? А как они поясняют это событие? Найдите и прочитайте (с. 119)
— Как матросы относились к крепостному праву?
СЛОВАРЬ
— Почему в тексте так много морских терминов?
— А как нам понять их значение?
— Что говорит о словаре автор учебника?
Меня заинтересовали некоторые из них:
С.111 абзац 3: ГРОТ и ФОК на ГИТОВЫ
С. 116 абзац 6: МАЧТА, ЛАЗАРЕТ
С. 122: МАРС
— Но мы с вами пополним наш словарный запас еще и другими словами: задание в тетради №3 с. 67
Итоговая беседа
— С каким произведением мы работали?
— К какому разделу относится произведение К.М. Станюковича «Максимка»?
— Как вы думаете, как повлияла на судьбу Максимки встреча с русскими моряками?
Домашнее задание
А) учебник, с. 129, задание №2;
Б) тетрадь, с.67, задание 2,4