20 февраля
4-а | |
Предмет | литературное чтение |
Час: | 1 (из 2-х) |
Тип урока | решение частных задач |
Тема: | Мир семьи, истоки душевной открытости в рассказе Ю.Я. Яковлева «Мама». |
Цель: | формировать навык грамотного (осмысленного) чтения |
Задачи: |
|
Планируемые результаты | регулятивные: — формировать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; — формировать адекватно воспринимать предложения учителя, сверстника — формировать умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию познавательные: -формировать умения и навыки обрабатывать информацию в различных формах с различными источниками; коммуникативные: — формировать умения строить понятные для партнёров высказывания; — формировать договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; Личностные: — формировать умения выражать свои чувства на основе своего жизненного опыта; — формировать адекватную самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
|
Воспитательная задача | содействовать воспитанию общечеловеческих ценностей (любви и уважения к своей маме) |
Методы | словесный, наглядный, практический |
Формы деятельности | индивидуальная. Групповая, парная |
Технологии | РО, ИКТ, педагогика сотрудничества |
Продукт урока | книжка- самоделка со стихами о маме |
Оборудование | проектор, презентация по теме урока, детские стихи о маме, иллюстрации с изображением матери, готовый шаблон книжки – самоделки |
Ход урока:
Деятельность учителя | Деятельность ученика | Примечание | |
1. Организационный момент. | — приветствие учащихся
| Приветствуют учителя. |
|
2. Целеполагание и мотивация | — Издавна люди писали свои произведения. Их произведения обязательно чему –нибудь учили: добру или злу. Их героями становились разные люди, разных возрастов и профессий. Посмотрите на слайд и предположите, что за ним скрывается? — Чтобы вам помочь, я хочу вам сейчас в паре предложить прочитать такое произведение. Если вы его правильно поймёте, вставите пропущенное слово, то сможете назвать тему нашего урока. — Молодцы! А может ли мама быть ангелом Почему вы так думаете? -Посмотрите на слайд, действительно, мы сегодня будем говорить о маме.
| дети работают в паре с притчей «Мой ангел» — определяют тему урока: будем читать и говорить о маме
дети высказывают своё мнение
просматривание слайдов | на слайде перевёрнутая иллюстрация и знак вопроса слов. работа: притча ангел открывается слайд
|
3. Постановка проблемы урока | 1. Продолжите фразу, которую вы видите на слайде: когда я вижу свою маму, то… 2. Великие художники, поэты, писатели писали свои произведения о мамах. Мамины глаза, руки, голос . В них- вся ваша жизнь. Они смотрят то беспокойно и тревожно, то уверенно и нежно. Вы верите, что всё всегда будет хорошо, потому что рядом — мама! — А хотели бы вы узнать, о чем думает писатель, вспоминая о своей маме? Чем бы он с нами хотел поделиться?
| (Мне представилась моя мама.. Её тихий ,родной и такой ласковый голос. А я вспомнила мамины глаза. Добрые и приветливые.) — кластер на доске
| слайды с картинами, поэтами и т.д. |
4. Постановка целей урока | Чтобы узнать ответ на наш вопрос, что нам нужно сделать сегодня? Знаете, ваше мнение полностью совпадает с моим. | дети составляют план своей деятельности | запись действий на слайде |
4.Решение конкретно- практических задач. Осознание и осмысление учебного материала.
| 1) прослушивание чтения произведения Ю.Яковлева «Мама» 2) стадия осмысления: обмен впечатлениями, настроением 3) словарная работа
4)- а теперь, чтобы понять чувства писателя, необходимо ещё раз прочитать текст; 5)- представьте себе, что вы ведете беседу с автором на встрече с ним. Какие вопросы вы бы задали ему? 6) работа над содержанием текста обязательно с выяснением главной мысли и чувств ребят на слова писателя 7) Действительно, автор, обращаясь к нам, читателям, стремился найти отклик в нашем сердце и в нашей душе, заставить каждого из нас думать о маме, заботится о ней, не забывать её. | слушают чтение учителя
багульник, озабоченная, иван-да-марья
чтение учащимися в паре
отвечают на вопросы учителя с выборочным чтением | портрет писателя на слайде
расширение кругозора: багульник забайкальский и болотный (выбрать подходящий к рассказу)
обязательно делать выводы, оценивать себя, сравнивать с планом (целями) |
5. Творческая работа учащихся | Любая мама достойна того, чтобы о ней написали книгу или нарисовали её портрет. И я предлагаю вам стать книгоиздателями. Вот сейчас мы всем классом попытаемся издать такую книгу. Перед вами инструкция, как создать книгу. Внимательно её изучите. И выпустите свою книгу. | дети по инструкции создают сборник: (Каждый книгоиздатель решает, что ему поместить в книгу, как её назвать. В этом ему помогают редакторы. Перед вами несколько произведений о маме, выберите несколько, вклейте их в вашу книгу. В конце книги обязательно напишите о своих мамах.) — презентация своих книг (название, зачитать свои слова любви маме) — оценивание сборников | сразу напечатать и приклеить, группы формируются произвольно |
6. Домашнее задание | Получились замечательные сборники. Дома вы можете их дополнить стихами собственного сочинения. |
| |
7. Рефлексивно- оценочный этап | А теперь подведём итоги нашего урока. — Удалось ли Ю. Яковлеву рассказать вам о своих чувствах к маме. Какова же главная мысль его рассказа? — Почему мы должны беречь маму, стараться не причинять ей страдания? — Не забывайте говорить мамам добрые слова. Потому что они ждут вашей любви, нежности, поддержки. — Свои чувства от урока вы можете оценить, выбрав сердечко. Что оно означает, я расскажу, когда вы сделаете выбор. — Урок хочется закончить словами: Друзья, вы мам своих цените, Ведь рядом будут не всегда. Любите их, и дорожите, Не забывайте никогда! | (Нельзя причинять боль любимым людям потому, что мы их любим). выбор красного, жёлтого сердечка | |