Конспект урока для 4 класса «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

Открытый урок литературы по теме: «Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» 
Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”. 
Задачи: 
1. Предметные: научить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль; учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением. 
2.Метапредметные: развивать умения выделять из текста выразительные средства языка. 
3. Воспитывающие: умение самостоятельно работать с книгой, в группе; воспитание бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу. 
Ход урока: 
I. Организационный момент. 
1.Проверка готовности учащихся: 
Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке, 
Книжка, ручка и тетрадка? 
2.Эмоциональное настроение: 
Орешек знаний твёрд, но всё же 
Мы не привыкли отступать 
Нам расколоть его поможет 
На чтении девиз: “Хочу всё знать?” ).

3.Проверка домашнего задания

-На прошлом уроки мы начали путешествие в мир природы. Расскажите какие стихи вы выучили наизусть. К стихотворениям вы нарисовали рисунки.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину И. Левитана. (презентация)

Где происходит действие, изображенное на картине?(На реке около леса)

Когда река выходит из берегов? (Во время весеннего таяния снегов река переполняется)

Что она может затопить? (Прибрежные луга, леса и населённые пункты)

Как это явление называют в народе? (Полая вода или половодье)

-Мы будем сегодня об этом явлении читать стихотворение.
4. Сообщение темы урока. 

— Сегодня мы познакомимся со стихотворением , которое было написано примерно в то же время, что и стихи которые вы только что читали.

Отгадав загадку вы узнаете о ком это стихотворение.
 Не барашек и не кот 
Носит шубу круглый год. 
Шуба серая — для лета, 
Для зимы другого цвета. 
(Заяц). 
Как вы догадались, что в загадке речь идет о зайце? (меняет шубку с серой на белую) 
Как вы думаете, для чего так придумано в природе? (защитная маскировка, сохранение жизни) 
Но не одни только хищные звери и охотники опасны для зайцев. 
Какие еще опасности подстерегают зайцев, мы узнаем из рассказа Николая Алексеевича Некрасова. 
5.Рассказ ученика. Об этом писателе кратко расскажет нам ученик.(слайд)
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда в Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии , что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он дружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях.

6.Слово учителя. Просмотр отрывка мульфильма.(слайд)
-Некрасов, сам страстный охотник, рассказывает в стихотворении о своём спутнике тоже охотнике-старом Мазае .Его историю Некрасов записал специально для детей и получилось стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Посмотрите и послушайте отрывок из 1 части и затем ответите на вопрос –Что вы узнали о Мазае?.Это вам пригодится для составления характеристики героя.

-Что же вы узнали из отрывка?
7. Объяснение нового материала. 

В конце урока вы должны ответить на вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы” ?
Чтение стихотворения Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» –(слайд) аудиозапись. Следим с карандашом в руках и делаем пометки для выразительного чтения и готовимся ответить на вопрос: Какой отрывок больше всего понравился и почему?( стр. 180)
8.Беседа с выборочным чтением. 
Ответы на вопросы: -Какой отрывок понравился?
-Скажите, ребята, от имени кого ведет повествование поэт? (от имени Мазая) 
-Какую историю рассказал нам Мазай по характеру? (грустную) 
-Кто может подтвердить это, словами из текста? (начало) 
9.Словарная работа: (слайды)Чтобы понимать смысл прочитанного надо знать значение слов. Как вы понимаете слова:

гуторить-разговаривать.
исстари — всегда так было.
кураж – это задор.
пуделять — стрелять мимо цели.
гинут-гибнут.
горемыка — слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Любовь – это жизнь, это главное…» Адресаты любовной лирики В.В.Маяковского"

-Где можно узнать значение слов? (в толковом словаре)

-Прочитайте на слайдах

(Силки, багор, зипун, аршин, сажень)

Прочитайте в учебнике значение слова- дупель( стр 176 в сносках)

-Подготовьтесь выразительно прочитать отрывок из 1 части на этой стр.

-Что описывает автор? (Летний дождь)
10.Выборочное чтение:

-Зачитайте описание летней грозы. Это описание вам понадобится для написания мини-сочинения.
ем необычно описание деревеньки? (стр 117- прочитайте шёпотом, затем выразительно описание деревеньки.

-Как Мазай относился к своему родному краю?
-Что вы думаете о старом Мазае? Зачитайте цитаты, характеризующие его.

11. Физминутка для глаз.(Вы будете слушать произведение Чайковского «Времена года .Апрель)-Какая музыка по характеру?
11.Рассмотрите иллюстрации (слайды)
Найдите подходящие слова к иллюстрации и зачитайте их. (9 слайдов)
12.Самостоятельная работа в группах по тетрадям. Образуем группы по рядам. Встали -физминутка

1гр –стр52 , №1

2 гр-стр 52 №2

3 гр-стр 52 №3

Проверка работ учащихся. 

13.Рефлексия. 
1.Основная мысль данного произведения – это..

2. А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая? 
3
. Как вы работали? Оцените себя. Встаньте кто считает , что заслуживает 5,4,3.

14. Дифференцированное домашнее задание. 
1. Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть. 
2. Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста. 
3. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: