Урок внеклассного чтения в 4 классе.
Тема: Х.К. Андерсен «Девочка со спичками»
Автор: Сухорукова Анна Геннадиевна
Краснодарский край, Темрюкский район, ст. Старотитаровская.
Урок: внеклассное чтение
Тема: Х.К. Андерсен «Девочка со спичками».
Цели: 1. Закрепить знания учащихся о творчестве Х.К. Андерсена.
2. Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, творческие способности.
3. Воспитывать милосердие, дружелюбие.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, пластмассовые чашки наполненные елочными игрушками из небьющихся материалов, заготовки для создания игрушек.
Ход урока.
Орг. момент.
Сообщение темы и целей урока.
Класс делится на 3 команды (по рядам или на усмотрение учителя). Заранее определяется независимое жюри.
Слово учителя.
Ребята, сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок, у нас урок-игра. В круг вашего летнего чтения вошла сказка Х. К. Андерсена «Девочка со спичками». Я знаю, что вы все читали эту сказку, и многие из вас писали отзывы о ней. Сейчас я приглашаю автора самого лучшего отзыва, чтобы он зачитал свой отзыв о сказке.
К доске выходит автор отзыва и читает его.
— Спасибо нашему автору. Некоторые из вас нарисовали рисунки к сказке, давайте выберем лучший рисунок и наградим автора.
Путем голосования учащиеся выбирают лучший рисунок. Авторы лучшего отзыва и лучшего рисунка получают почетные грамоты.
— А мы продолжаем. Я разделила вас на 3 команды. Каждой команде будет дано несколько заданий по содержанию сказки, за каждое правильно выполненное задание вы будите получать «большую букву», к концу игры, вы из полученных букв должны будите сложить слово, которое напрямую будет связано со сказкой. Какая команда первой справится с заданием, та команда и победит в нашей игре. Итак, вперед в сказку! А поможет нам отправиться в сказку наша большая Книга Сказок.
Отрывки из сказки могут читать заранее подготовленные ученики. Ученик читает начало сказки из Книги Сказок.
«- Морозило, шел снег, на улице становилось все темнее и темнее. Дело было вечером, в канун Нового года. В этот-то холод и тьму по улицам брела бедная девочка с непокрытою головой и босая. Она, правда, вышла из дома в туфлях, но куда они годились!»
Учитель включает начало мультфильма. Показ останавливается на фрагменте, где девочка испугалась двух мчавшихся мимо карет.
— Итак, первое задание. Перед вами стоят чашки с новогодними игрушками (игрушки должны быть из пенопласта или небьющегося пластика) вы должны найти несколько игрушек, на которых написаны буквы, и сложить из этих букв слово. Команда первая, справившаяся с заданием, получает большую букву. На это задание дается 1 минута.
— Время пошло! (Из найденных букв должно получиться слово «туфля» дети должны не только сложить слово, но и ответить где в тексте встречается это слово).
— Для каждой команды есть бонус, если вы назовете за 30 сек 10 видов обуви, то получите восклицательный знак, который в конце игры сможете обменять на букву. В течение 10 сек, дети называют виды обуви. Например (туфли, сапоги, кроссовки, ботинки, валенки, тапочки, сандалии, босоножки и т.д.).
— Отправляемся назад, в сказку!
Ученик читает следующий отрывок из сказки.
«Наконец она уселась в уголке, за выступом одного дома, съежилась и поджала под себя ножки, чтобы хоть немного согреться. Но нет, стало еще холоднее, а домой она вернуться, не смела: она ведь не продала ни одной пачки, не выручила ни гроша, — отец прибьет ее! Да и не теплее у них дома!»
Учитель включает следующий фрагмент мультфильма. Показ останавливается на фрагменте, где девочка решила зажечь спичку.
— Итак, второе задание. Девочка решила зажечь спичку, чтоб согреться… Вам сейчас предстоит вспомнить все правила при обращении с огнем, какая команда назовет больше правил, та команда и получит «большую букву». (Из найденных букв должно получиться слово «свечка» дети должны не только сложить слово, но и ответить где в тексте встречается это слово, какая орфограмма в этом слове).
-У всех команд есть бонус. Если они за 30 сек. назовут 7 слов, которые содержат сочетание — ЧК — то они смогут получить восклицательный знак.
— А мы, снова отправляемся в сказку.
Ученик читает следующий отрывок из сказки.
«…Странная это была свечка: девочке чудилось, будто она сидит перед большою железною печкой с блестящими медными ножками и дверцами. Как славно пылал в ней огонь, как тепло стало малютке!..»
Учитель включает следующий фрагмент мультфильма. Показ останавливается на фрагменте, где девочке чудится, как по небу покатилась звездочка, оставляя за собою длинный огненный свет.
— Мы переходим к третьему испытанию, которое называется «Орфографическая минутка».
Каждому ребенку выдается текст, в котором допущены ошибки (у каждого участника только одна ошибка) за 1 мин участники должны найти ошибку и исправить ее. За каждую исправленную ошибку дети получают букву, из которой должны составить слово «бабушка». И ответить на вопрос где в сказке встречается это слово.
(Отрывки для каждой команды могут быть разными).
«Елка горела тысячями огоньков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какими украшают окна магазинов»
| |
«Елка горела тысячами оганьков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какими украшают окна магазинов»
| «Елка горела тысячами огоньков, а из зелини ветвей выглядывали пестрые картинки, какими украшают окна магазинов»
|
«Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые кортинки, какими украшают окна магазинов»
| «Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какими укрошают окна магазинов»
|
«Елка горела тысячами огоньков, а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какими украшают окна магозинов»
| «Елка горела тысячами огоньков_ а из зелени ветвей выглядывали пестрые картинки, какими украшают окна магазинов»
|
Тексты сдаются жюри. Жюри подводит итоги.
— А мы продолжаем! Последнее испытание, самое сложное.
Ученик читает следующий отрывок из сказки.
«- Вот кто-то умирает! – сказала девочка.
Покойная бабушка, которая одна в целом свете любила девочку говорила ей: «Когда падает звездочка – чья-нибудь душа идет к Богу».
Учитель включает последний фрагмент мультфильма.
Ученик зачитывает последний отрывок сказки.
«- Она хотела погреться, бедняжка! – говорили люди.
Но никто не знал, какую красоту она видела, в каком блеске вознеслась вместе с бабушкой к новогодним радостям в небо!»
— Сейчас вы, дорогие ребята из предложенных вам деталей и инструментов должны сделать одну игрушку, для маленьких осиротевших детей. А мы потом отвезем эти игрушки и другую помощь в детское соматическое отделение г. Темрюк.
На это задание дается 2 мин. (За каждую игрушку команда получает букву из букв должно получиться слово «спички»).
— Из букв, которые заработали команды, участники должны будут составить слово. Каждый восклицательный знак команда может обменять на дополнительную букву. Побеждает та команда, которая быстрее других составит слово «СОЧЕЛЬНИК», и объяснит какое отношение, имеет это слово к сказке.
Если остается время можно провести конкурс капитанов.
— Кто из участников составит наибольшее количество слов из слова «сочельник». Победителю присуждается звание «Участник с самым большим словарным запасом».
Итог урока.
Дети поздравляют победителей и подписывают новогодние поздравления для работников детского соматического отделения г. Темрюк.
Список используемой литературы.
«Большая книга любимых сказок» издательство «Астрель» 2006 г.
«Занимательные материалы к урокам русского языка в начальной школе» Н.А. Касаткина издательство «Учитель» г. Волгоград 2009 г.
Интернет ресурс www.1tv.ru по мотивам детской телепередачи «Большие буквы».