1
Литературное чтение
4 класс
Тема урока: Осенние картины и настроения в поэзии.
И. А. Бунин «Листопад».
Цели урока:
Продолжить работу над формированием навыков анализа лирического текста.
Учить ребят соотнесению словесного и зрительного образа природы через рассматривание картин русских художников и чтение лирических текстов.
На изучаемом материале закреплять и конкретизировать понятие о теме художественных произведений.
Вести подготовительную работу по формированию навыков художественного описания картин природы в написании детских сочинений.
Оборудование урока:
Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова «Золотая осень».
Рисунки детей об осени.
Таблица «Словарь настроений».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Работа с детскими рисунками.
(Учитель предлагает детям нарисованные дома рисунки подписать строчками из текста стихотворения. Затем дети прикрепляют свой рисунок к магнитной доске и кратко сообщают, почему они выбрали такие стихотворные строчки для его названия.)
III. Работа над новым материалом.
1. Беседа с учащимися по картинам русских художников И. И. Левитана и И. С. Остроухова «Золотая осень» в соотнесении с личными впечатлениями детей от наблюдений во время осенней прогулки.
— Мы продолжаем наблюдать осенние картины и настроения в стихотворениях русских поэтов.
— Это чудесное время года привлекало внимание не только поэтов и писателей, но и художников. Перед вами картины известных русских художников Ильи Семеновича Остроухова и Исаака Ильича Левитана, которые имеют одинаковое название: «Золотая осень». Рассмотрите эти картины, чтобы ответить на вопросы, записанные на доске:
1. Одинаковую осеннюю пору изобразили этих художники на своих картинах?
2. Почему картины так называются?
3. Какая картина тебе больше нравится? Почему?
4. Чем они отличаются?
5. Что, увиденное художником, наблюдали и вы во время осенней прогулки?
(После рассмотрения картин ребята обмениваются своими мнениями.)
— С какими чувствами художники писали свои картины? Выберите из таблицы «Словарь настроений» слова, определяющие эти чувства. Чем вы можете это доказать?
— Сумели художники передать свое настроение вам?
— Хотели бы вы еще побывать в осеннем лесу?
2. Знакомство учащихся с содержанием стихотворения.
Чтение его учителем.
2
— Сейчас мы будем читать еще одно стихотворение об осени. Написал его И. А. Бунин. Прослушайте текст и определите выраженные автором чувства.
3. Беседа по содержанию после чтения.
— Итак, какое настроение выражено автором?
— Чем восхищается автор?
4. Чтение стихотворения с анализом.
— А сейчас будем читать текст еще раз и проследим, какие картины изобразил Бунин в стихотворении и как.
Чтение 1-й части стихотворения.
— Были в тексте слова или выражения, малознакомые вам?(Выясняется значения слов: лиловый, багряный, лазурь и др.)
-А теперь давайте найдем в этой части художественные средства, которые автор использовал в тексте для того, чтобы мы увидели эти восхитительные картины?
+В начале стихотворения автор рисует лес.
+И он сравнивает его с теремом.
— А почему лес расписной? Кто его расписывал?
+Его расписала осень разными цветами красок: желто-золотыми, лиловыми, багряными.
— А как вы понимаете выражение: лес «стоит» «веселой, пестрою стеной»?
+Когда посмотришь на осенний лес издали, то деревья стоят прямые и похожи на стену, расписанную разными цветами.
+В картине Левитана мы тоже видим на дальнем плане изображение леса, — и он тоже похож на стену.
+А я хочу сказать, что автор стихотворения тоже, наверное, наблюдал лес со стороны, с поляны: «Стоит над светлою поляной».
— Вычитаем другие рисующие слова, которыми автор изображает в стихотворении осенние картины.
+Желтые березы, у них листочки резные и блестящие, — мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Желтый цвет берез очень красиво сочетается с голубизной неба, — на странице 46 есть такая картинка, и мы видим, какое это чудо:
«Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой».
+Поэт еще говорит о елочках, сравнивает их с темными вышками, — они не меняют цвет осенью и четко выделяются на золотом фоне берез:
«Как вышки, елочки темнеют».
+А я увидел очень похожие картины у Бунина и Остроухова, — я могу их прочесть:
«А между кленами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца»…
И на картине мы видим эти голубые просветы сквозь золотую листву кленов.
-+Очень интересно: и поэт, и художник изобразили одну и ту же картину, словно договорились…
— Нет, они не договаривались, — просто красивое в природе привлекает любого человека, — мимо такой красоты нельзя пройти равнодушно.
Работа над 2частью.
-А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.
+Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:
«Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра».
+А я увидел мотылька, похожего на белый лепесток.
3
+Это последний мотылек, — уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:
«И точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом».
+День солнечный, яркий:
«Сегодня так тепло кругом»…
— А теперь прочитайте последнее четверостишие: какие звуки услышал автор в осеннем лесу?
+Он услышал «мертвую» тишину: «…такое мертвое молчанье»…
— А разве тишину можно услышать?
+Можно, — вы нам тоже иногда говорите: «Давайте послушаем тишину».
— А почему о тишине автор говорит, что она — «мертвая»?
+ Чтобы мы поняли, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов «в лесу и в синей вышине»…
+ А еще чтобы мы услышали на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:
«Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье».
— А можете вы услышать эти звуки в стихотворении? Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах. Можете вы их найти в этом четверостишии?
+Да, здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:
«молчанье» — ч ;
«вышине» — ш ;
«можно» — ж ;
«тишине» — ш ;
«расслышать» — ш ;
«шуршанье» — ш.
5. Наблюдение над цветовой гаммой изображения осеннего пейзажа на картинах и в стихотворении.
-А теперь еще раз посмотрите на картины: какие цвета использовал в них художник? Какие цвета здесь преобладающие?
(Ребята описывают картину.)
-А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И. А. Бунина.
(Ребята вычитывают:
«лиловый»;
«золотой;
«багряный»;
желтый — «желтою резьбой»;
голубой — «в лазури голубой»;
синий — «в синей вышине»;
серебристый — «как есть из серебра»;
белый — «белый лепесток».
6. Подготовка к выразительному чтению текста: наблюдение над чувствами и настроением поэта.
—А теперь давайте посмотрим, в наших словах автор выражает свои чувства и настроения. Подчеркните эти слова в тексте и подумайте, как мы должны их прочитать.
4
(Ребята самостоятельно с карандашом в руках перечитывают текст и определяют авторские чувства, а также слова и выражения, которыми он о них рассказывает, после чего идет акцентное вычитывание.)
Чтобы палитра чувств, названная детьми, была более богатой и разнообразной, учитель отсылает их к таблице «Словарь настроений». В результате проделанной работы дети «вычитали» из текста следующие настроения автора:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть, из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом.
+торжественное;восторженное;очарованное;радостное;радужное;веселое;светлое;восхищенное;восторженнорадостное;легкое;светлое;нежное;игривое;нежное;светлое;умиротворенное;теплое;светлое;
Сегодня так светло кругом
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
+светлое;
спокойное;
умиротворенное;
нежное.
7. Упражнение в выразительном чтении стихотворения.
— А теперь попробуем прочитать текст с соответствующей интонацией, чтобы передать и авторское, и свое отношение к изображенным в тексте картинам.
(Дети читают стихотворение, отмечают достоинства интонационного чтения, дают рекомендации и советы друг другу.)
IV.Итог.
Цель:определение главной мысли стихотворения, конкретизация темы подбором заглавий.
-А теперь скажите, о чем это стихотворение?
+Об осени…
+О красоте осенней природы.
+О чувствах от увиденной красоты.
5
-А как вы думаете, для чего Бунин написал его?
+ Чтобы обратить наше внимание на красоту природы.
+Чтобы рассказать читателю об этой красоте и заставить его полюбоваться ею.
+Чтобы выразить свои чувства и настроения, свое душевное состояние.
+И свою любовь к природе.
-Поэт назвал стихотворение «Листопад». Как вы думаете, определено в этом названии основное содержание, т.е. основная тема стихотворения? Выскажите свое мнение.
+Я думаю, что нет, потому что о листопаде упоминается только в последней картине: «Расслышать листика шуршанье»…, а во всем стихотворении говорится о красочных картинах осени.
+А я считаю, что соответствует. Я понял, что автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые.
+А я обратила внимание на подзаголовок: это ведь не все произведение, а отрывок, в котором главное внимание обращается на красоту и разнообразие осенней природы в пору листопада.
— Попробуйте подобрать свое заглавие к этому тексту.
(Ребята придумывают названия: «Осень», «Осенние картины», «Осенний день», «Осенний пейзаж», «Звуки осени», «Краски осени», «Осенние настроения» и др.)
Учитель записывает эти названия на доске.
Ввиду того, что в придуманных детьми заглавиях тема осени отражена «неоднозначно, в одних широко («Осень», «Осенний день»), а в других — более узко («Звуки осени»), следует воспользоваться случаем и обратить на это внимание учащихся и конкретизировать понятие темы, т. к. эти знания пригодятся вскоре при написании сочинений.)
—Всеми этими заглавиями можно выразить тему данного стихотворения? Подумайте.
+Да, всеми.
+ В стихотворении говорится об этом.
— Я с вами согласна, но среди этих заглавий есть такие, которые отражают тему осени широко, — т.е. обращается внимание на несколько картин, а другие ограничивают изображение отдельных, конкретных деталей. Например, как вы думаете, какое из этих двух заглавий более точно раскроет тему данного текста: «Осенний день» или «Звуки осени»?
+Я думаю «Осенний день», потому что в содержании нарисованы сразу несколько картин.
-+А » Звуки осени» подойдет только к последнему четверостишию.
+Ведь стихотворение не только о звуках, а и о красках осени, и о лесе, о мотыльке.
-Молодцы.
V. Домашнее задание.
(Задание на выбор).
—Дома подготовите выразительное чтение стихотворения, по желанию выучите наизусть. Напишите небольшой рассказ о прогулке в осенний лес и о том, что вы там видели.