Конспект урока для 4 класса «Речевые разминки для уроков литературного чтения»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 80»













Речевые разминки для уроков литературного чтения

2-4 классы


Номинация: литература





подготовила

учитель начальных классов

Горн Татьяна Викторовна








г.Кемерово


2013



  1. РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА


1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:

он ан ун ын

на ня нё ню

нан нон нун нен

нте нты нтя нту


III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.


на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?


IY.Упражнения для интонации:


Соня Зине принесла малину в корзине.


Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.


Пош__ Му__ на ба__

И купи__ само__:

Приходи__ тарака__

Я вас чаем уго__ !











II. Речевая разминка


1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.



II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:


та то ту тя

тё ты от ыт

ет ит ут ют

тат тнэ тну тны




III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.


та – та – та – у нас дома чистота;

ты – ты – ты – сметану съели все коты;

ти – ти – ти – съели кашу всю почти:

тё – тё – тё – отложили мы шитьё;

то – то – то – стали мы играть в лото;

ат – ат – ат – берём с собою самокат.




IY.Упражнения для интонации:


Ткет ткач ткани на платье Тане.









III. Речевая разминка


1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


ар ор ур ыр

ра ро ре ря

рар рир рок рер

тыр сар рян рюн

рты рсю рлы лрю



III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки.



ра – ра – ра –Кате спать пора;

ро – ро – ро – на полу стоит ведро;

ры – ры – ры – летают комары;

ор – ор – ор – подмели мы двор;

арь – арь – арь – на стене висит фонарь.



IY.Упражнения для интонации:


Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.


Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.


Надо, надо умывать____

По ут____ и вече____

Я сего____ сби___ с ног –

У меня про____ ще____.

Два часа его зва____

Два ча___ его жда___.






IY. Речевая разминка




1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


аг ог иг ге

гаг гок гос ган

лаг ляг бяг губ

гюп зёг газ выг

гно гка гсы сгя



III. Упражнения для интонации:


1.Произнеси, выделяя голосом звук (г).


Раз в галошу села Лошадь

И сказала: «Я – Галошадь,

На гитаре, на гармошке

Буду делать иго – гошки!»


2.Загадай загадку.

Произнеси её медленно, отчётливо, подчеркивая голосом выделенные слова.


Под гору – коняшка,

В гору – деревяшка.



Y. Упражнения развивающие скорость чтения вслух и молча,

умение угадывать последующий текст.


Мы не замети___ жу___

И ра___ зим___ закры___ .








Y. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


ас ос ус юс ис

са сэ ся сы со

сос сук син тос тес

стя тси тсо сне скё


3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук (с).


АСЯ тесто ананас

САНЯ сито аисты

КОСТЯ санки институт

СОНЯ носик танкист

СЕНЯ сынок таксист




III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.


Са – са – са – в лсу бегает ___________ ;

Со – со – со – у Вовы ____________ ;

Ос – ос – ос – на поляне много ________ ;

Су – су – су – было холодно в _____ ;

Усь – усь – усь – на лугу пасётся _____ .


IY.Упражнения для интонации:



Купила бабуся бусы Марусе.









YI. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


ач оч уч ыч ич

ча чу че чо че

чач чук чон чуд деч

соч мяч нча кчу чня


III. Упражнения для развития речевого аппарата, чистоговорки;


ча – ча – ча – горит в комнате ________ ;

чу – чу – чу – молоточком я _________ ;

оч – оч – оч – наступила ________ .



IY.Упражнения для интонации:


Часовщик, прищурив глаз

Чинит часики для нас.



Произнести с чувством радости.

Произнести с чувством огорчения.

Произнеси с чувством обиды.













YII. Речевая разминка




1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


аж ож уж иж эж

жи жу жа жё жо

жаж жиж жин жиж жан

жир меж чуж важ вюж


III. Упражнения для развития речевого аппарата. Чистоговорки.


Жу – жу – жу — молоко дадим _________ ;

Жа – жа – жа – есть иголки у _________ ;

Жи – жи – жи – здесь живут ________ ;

Же – же – же – дождь пошел ________ ;

Жо – жо – жо – лужок, творожок, снежок, _________ .



IY.Упражнения для интонации.


Чижи, ужи, ежи, стрижи,

Жирафы, мыши и моржи,

Шиповник, шины, камыши,

Машины и карандаши.



Y. Допиши загадку в рифму.


Удивительный ребенок!

Только вышел из ________

Может плавать и нырять,

Как его родная ________ .


С ветки на ветку,

Быстрый, как мяч,

Скачет по _______

Рыжий _________ .



YIII. Речевая разминка


1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.



II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:


ак ок ук ык

ко кя ку кю

кик кан кын ник

кит так ткы кне


III. Упражнения для развития речевого аппарата. Тараторки.


Не хочет косой

Косить косой.

Говорит: «Коса, коса».



IY.Упражнения для интонации:


Скороговорки:


Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как в капюшоне он смешон!









IX. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:


ал ол ыл эл

ля ли ле лу

лал лук лос лын

лну лко лтю лся



III. Упражнения для развития речевого аппарата.


Ло – ло – ло — на улице тепло.

Лу – лу – лу — стол стоит в углу.

Ул – ул – ул – у нас сломался стул.

Оль – оль – оль – мы купили соль.




IY.Упражнения для интонации:


Лара и Валя играют на рояле.
















X. Речевая разминка




1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы

2. АОУ ОИА АЫИ УАИ

ОИЭЯ АЮОЕ ЁИЯО

О. О! О? У. У! У?

Ия. Ия! Ия?


3. Произнеси отчетливо, выделяя голосом звук ( Й ).

МАЙ ЛАЙ ВОЙ САРАЙ

СТОЙ ПРЫГАЙ БЕГАЙ

ЗАЙКА ЗМЕЙКА ЛАЙКА

УРОЖАЙ ЙОГУРТ ТАЙНА


III. Упражнения для развития речевого аппарата.



ОЙ – ОЙ – ОЙ –это ластик твой?

АЙ – АЙ – АЙ – наступил теплый май.

ЕЙ – ЕЙ – ЕЙ – приходи скорей.



IY.Упражнения для интонации:


ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГВОЗДЕЙ,

ТАЩИЛ АВДЕЙ МЕШОК ГРУЗДЕЙ.

АВДЕЙ ГОРДЕЮ ДАЛ ГВОЗДЕЙ.

ГОРДЕЙ АВДЕЮ ДАЛ ГРУЗДЕЙ.













XI . Речевая разминка




1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:



  1. И – Э – А – О – У – Ы

  2. Слоги:


Аф оф уф ыф

Фа фо фу фы

Фон фин фен фас

Фич люф кеф фро



III. Упражнения для развития речевого аппарата.


Фон – фон – фон – мы купили телефон.

Фе — фе – фе – скоро мы пойдем в кафе.

Фет – фет – фет – съели килограмм конфет.



IY.Упражнения для интонации:


У Фили были,

У Фили жили,

Филю же и побили.


















XII. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:



1.И – Э – А – О – У – Ы

2. Слоги:


АВ ОВ УВ ЫВ

ВА ВО ВУ ВЯ

ЛОВ ЛЕВ ВОЛ СОВ

ВЛУ ЛВЫ РВЫ ВРО



III. Упражнения для развития речевого аппарата.



ВА – ВА – ВА – БУДЕМ МЫ ИГРАТЬ В СЛОВА

ВАР – ВАР – ВАР – СЕГОДНЯ ПИЛИ МЫ ОТВАР

АВ – АВ – АВ – ЗАШИВАЛИ МЫ РУКАВ




IY.Упражнения для интонации:



В зимний холод всякий молод.


Произнести с чувством радости;

с чувством огорчения;

с удивлением.














XIII. Речевая разминка




1. Упражнения для дыхания:


А – О – У – Ы – И – Е – Ю

_______ _______


II. Упражнения для дикции:



И – Э – А – О – У – Ы



III. Озвучь!


Произнеси скороговорку, делая ударение каждый раз на другом слоге.


Не руби дрова

На траве двора.



IY. Озвучь и изобрази!


Серый волк в густом лесу — Сколько взяли?

Встретил рыжую лису. – Шерсти клок.

  • Лизавета, здравствуй! Ободрали правый бок,

  • Как дела, зубастый? Хвост отгрызли

  • Ничего идут дела. В драке.

  • Голова ещё цела. – Кто отгрыз?

  • Где ты был? — Собаки.

  • На рынке. – Сыт ли, милый куманек?

  • Что купил? — Еле ноги уволок!

  • Свининки.














XIV. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:

ащ ощ ищ ющ

щу ща щи ще

щащ щок щус щан

кыщ лащ лщи щпе щза




III. Упражнения для развития речевого аппарата.



Ща – ща – ща – мы несем домой леща,

Ащ – ащ – ащ – мы надеемся на плащ.

Щит – щит – шит – птенец в гнезде пищит.

Щик – щик – щик – ящик, выдумщик, сыщик.



IY.Упражнения для интонации:


Два щенка, щека к щеке

Щиплют щетку в уголке.












XV. Речевая разминка


1. Упражнения для дыхания:


вдох – выдох

вдох, а на выдохе произносим звуки п с ш

вдох,а на выдохе произносим слоги за. ша, ва

вдох, а на выдохе произносим скороговорку: на дворе трава, на траве дрова


II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы



2. Слоги:

аш ош уш ыш

шу ши ше шо

шош шуш нош душ

што шти тша шва




III. Упражнения для развития речевого аппарата.


Ша – ша – ша – мама моет малыша.

Шу – шу – шу – я письмо пишу.

Аш – аш – аш – у Марины карандаш.




IY.Упражнения для интонации:


Саша шапкой шишки сшиб.


Прочитай с чувством радости,

с чувством огорчения,

с удивлением.













  1. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.



II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:


ам ом ым ям

мё мю му ме

мим мат мёт кям

мев кми мну рмя


III. Упражнения для развития речевого аппарата.


Ма – ма – ма – дома я сама.

Му – му – му – молоко кому?

Мо – мо – мо – едим эскимо.

Мы – мы – мы – прочитали мы.

Ми – ми – ми – поем ноту «ми».




IY.Упражнения для интонации:


Мед в лесу медведь нашел,

Мало меду, много пчёл.









XVII. Речевая разминка

1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.



II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:


аз оз из уз

яз зу зы зе

заз зын нуз каз

зюр зты сзо зло



III. Упражнения для развития речевого аппарата.


За – за – за – уходи домой коза.

Зу – зу – зу – моем Катю мы в тазу.

Зок – зок – зок – мы споем ещё разок.




IY.Упражнения для интонации:


Скороговорки


У зайки Бубы заболели зубы.












XVIII. Речевая разминка



1. Упражнения для дыхания:


а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;

б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;

в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».

( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).

Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.



II. Упражнения для дикции:


1. И – Э – А – О – У – Ы


Читаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.

Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.


2. Слоги:


од уд ид ед

дё де ди дю

дыл дид дол дас

сад пуд нду кдо


III. Упражнения для развития речевого аппарата.


Ду – до – да – гудят провода.

Док – док – док – любим мы поесть медок.

Вод – вод – вод – тётя Люда – садовод.




IY.Упражнения для интонации:


Дед Додон в дуду дудел,

Димку дед дудой задел.


Список использованной литературы


  1. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.

  2. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.

  3. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.

  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.

  5. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.

  6. Начальная школа. № 6 2001.

  7. Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике / М.А. Поваляева. – Ростов-н-Д: Феникс, 2006. – 349 С.

  8. Павлова Н.Н. «Просто учимся читать»/ Ил. В Зацеляпина, Н. Мельниковой. – М.: Изд-во Библиотека Ильи Резника; Изд-во Эксмо, 2006. – 64с., ил.

  9. Уроки чтения в 3 классе. Г.М. Гусева, Е.Н. Моргачёва. М. «Просвещение», 2007. – 140 С.

  10. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.


Свежие документы:  Урок литературного чтения на тему: «Весеннее настроение»

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: