Конспект урока для 4 класса «С.Есенин «Бабушкины сказки»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 6

г. Кулебаки Нижегородской области













Предмет: литературное чтение

Класс: 4

Тема: С.Есенин «Бабушкины сказки»

УМК, автор учебника: «Школа России», Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний






Выполнила учитель начальных классов

Школа МБОУ СОШ № 6

ФИО: Баранова Марина Николаевна

Пед.стаж: 9 лет 5 месяцев

Дата выполнения: 5.02.2015 г.









Цель: восприятие и первичное осознание нового материала

Задачи:

Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”;

— Развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины;

Развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

Воспитывать любовь к русской поэзии.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый.

Формируемые УУД:

  1. Предметные: научиться анализировать поэтическое произведение; пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки».

  2. Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника, рассуждают, делают выводы; формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

  3. Личностные: развитие познавательной активности, межличностных отношений в процессе совместной деятельности; воспитывать любовь к родине, к семье.

Форма организации урока: традиционная.

Формы организации работы в классе: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: портрет, выставка книг С.Есенина, аудиозаписи, компьютер, медиапроектор, учебник «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть», Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В. Голованова, слайдовая презентация.




Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент.

Проверяет готовность к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствует учащихся.

— Здравствуйте, дети. Сегодня у нас на уроке много гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для работы.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

К – планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Л – проявляют интерес к изучаемому предмету.

  1. Речевая разминка

— Начнем урок с речевой разминки.

— Прочитайте предложение громко все вместе.

Какое чудесное утро!

— Теперь читаем выделяя голосом по одному слову (по рядам).

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

И.З. Суриков

— Читаем с радостью.

— Читаем с вопросительной интонацией.

— Читаем тихо.

— Кто из вас помнит, как называется стихотворение, отрывок из которого мы читали.

— Как вы думаете, почему именно отрывок из этого стихотворения я взяла для разминки?

Чтение предложения и стихотворения по заданию учителя.





















— «Детство».



— Это стихотворение о детстве.

П — выразительное чтение предложения и стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

Л – развитие познавательной активности.

  1. Проверка домашнего задания.

— Дома вы подготовили выразительное чтение стихотворений о детстве Валерия Яковлевича Брюсова.

— Послушаем.

Выразительное чтение стихотворений В.Я Брюсова «Опять сон», «Детская».

2 ученика.

П — выразительное чтение стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе.

Л – осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.

  1. Сообщение темы, цели урока.

— О чём поведем разговор на уроке?

— Сегодня мы познакомимся с произведением уже знакомого вам поэта.

— Послушайте стихотворение и вы узнаете, кого.

В это имени – слово «есень»,

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то есть в нем от русских песен

Поднебесье, тихие веси,

Сень берёзы

И синь-рассвет.

Что-то есть в нем и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут –

«Сергей Есенин»,

Всей России встают черты…

— Кто этот поэт?

— «Какой чистый и какой русский поэт» — так писали о нем.

— Посмотрите на портрет Есенина.

— Что вы можете о нем сказать?

— Вы очень верно всё подметили.

Есенин – поэт Руси. Он взял у её природы даже характерные черты своей внешности: чарующую синеву глаз – у бездонных озёр и голубых небес; золото волос – у российских нив. «Душа моя – поле безбрежное», — так говорил о себе поэт.

— О детстве.







Выразительное чтение стихотворения.

1 ученик.

















Сергей Есенин.







— Молодой, красивый, умный, мечтательный, добрый, задумчивый…

П — выразительное чтение стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

К – умеют слушать друг друга, могут работать в коллективе. Умеют оформлять свои мысли в устной форме, выступать в диалоге, обмениваться мнениями.

Р – принимают и сохраняют цели из дачи учебной деятельности.


  1. Актуализация знаний

  1. Знакомство с биографическими данными.

— Родился Сергей Александрович 3 октября 1895 года в крестьянской семье в селе Константиново Рязанской губернии. Воспитанием занимались бабушка и дедушка. Писать стихи начал рано. Вдохновение для своих стихов Есенин черпал в просини рязанского березового и полевого раздолья, в шуме тростников над речными заводями. Он не писал стихов специально для детей, но некоторые из них, добрые и милые стихи о природе, изучаются в начальной школе.

— Давайте вспомним их.

Чтение стихотворений детьми.

Нивы сжаты, рощи голы

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.



Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.



«Белая береза»

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря, лениво

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

«Черемуха»

Черемуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре.

А рядом у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

— Стих Есенина настолько красивые и мелодичные, что на них легко ложится музыка.

— Послушаем песню на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая…».

— Подумайте, что отражается в этой песне?

Слушают биографические данные.

Выразительное чтение наизусть. 3 ученика.

Слушание песни на стихи Есенина «Отговорила роща золотая…». Отвечают на вопрос учителя.













































































— Отражается народная песенная мудрость, мастерство поэта, щемящая чистая простота, за которую его так любят люди.

К – проявляют готовность слушать.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Л — осознают свои возможности в учении, развитие познавательной активности.

Физкультминутка

— У Есенина много стихотворений о природе, о временах года.

— Давайте с вами перенесемся в лес и представим, что мы деревья.

Мы словно деревья в чаще лесной,

Ветвями качаем под ветром зимой.

Весною мы выше и выше растем,

И тянемся к солнышку ночью и днем.

А осенью листья стряхнем постепенно,

И кружит, и кружит их ветер осенний.

Выполняют физкультминутку.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни.

  1. Работа над стихотворением.

— Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 71.

— Что вы видите?





— Прочитайте название.

— Как вы думаете, о чем это стихотворение?

— Наверное, нет в классе такого человека, который не любил бы сказки. С.Есенин тоже их любил. В долгие зимние вечера бабушка рассказывала ему сказки, пела песни, духовные стихи, унося воображение мальчика в мир старинных преданий и легенд.

Первичное восприятие.

— Послушайте стихотворение и постарайтесь представить себе картины, описанные автором.

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем?



— Какие картины вы представили?









Самостоятельное чтение.

— Прочитайте стихотворение про себя.

— Подчеркните непонятные вам слова.

— Какие незнакомы слова встретились?

— Начнем по порядку.

— Это слова разговорного стиля речи, просторечные слова. Автор их использует, чтобы создать картину крестьянского быта.













Чтение стихотворения вслух.



Анализ произведения.



— В какое время дети садились слушать сказки?

— Прочитайте, какие сказки рассказывала бабушка?

— Почему дети притворялись, что не слышат, как их мама зовёт спать?





— Как долго они могли слушать бабушкины сказки? Найдите подтверждение в тексте.

— Что вы можете сказать об отношении бабушки к внукам?

— Почему вы так решили?



— О чем хотел рассказать автор?

Работа с иллюстрацией.

— Дети с широко раскрытыми глазами что-то слушают.



Предположения детей.



















— О детях, бабушка рассказывает сказки.

— Кругом снег, темно, избы, дети идут домой и везут санки, деревенская изба, топится печка, сидит на лавке бабушка, а вокруг внуки.

Читают стихотворение про себя. Выделяют незнакомы слова.

Задворки — часть крестьянского двора, глухое место, окраина.

Разухабистый – раскованный, вольный, задорный, свободный.

Гурьба – сплоченная толпа людей.

Опостылели – надоесть.

Загалдели – зашумели.

Читает один ученик.



Отвечают на вопросы учителя.

В зимний вечер.

Русские народные про Ивана.

Сюжет сказки завораживает, и было жаль уйти, не узнав, чем закончиться сказка.





Она любила внуков.



Ей нравилось рассказывать сказки.

О добрых, теплых, нежных воспоминаниях детства, связанных с любимым человеком – бабушкой.

К – проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации.

Л – проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

Физкультминутка для глаз


Смотрят на экран, следят за передвижением предметов.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу.

К – проявляют готовность слушать.

Л – имеют установку на здоровый образ жизни.


Выразительное чтение учащимися.

— А вы хотите поделиться своими чувствами от чтения этого стихотворения?

— Подготовимся к выразительному чтению.

— От чьего лица ведётся повествование?

— В каком темпе нужно читать?

— Помните, что после каждой строчки надо делать небольшую паузу. Нужно обращать внимание на знаки препинания.

— Прочитайте первые 4 строчки про себя и подумайте, что дети чувствовали, когда возвращались домой?

— Какое чувство передадим при чтении?

— Прочитаем.

— Прочитайте про себя следующие 4 строчки.

— Какие чувства детей автор передает?



— Прочитайте, передав эти чувства.

— Как будем читать следующее четверостишие?

— Прочитаем тихо, затаив дыхание.

— Перечитайте последние 8 строк.

— Какие чувства детей описал здесь автор?

— В этой части два вопросительных предложения.

— Найдите первое. Прочитаем его.

— Прочитаем второе предложение.

— Ещё раз вспомним, как мы должны читать это стихотворение.

— Прочитаем стихотворение полностью так, чтобы передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

— Как вы думаете, кто из детей более точно передал чувства автора и свои чувства.

Подготовка к выразительному чтению.





От лица автора-ребенка.

Неторопливо, спокойно.









Они устали.



Чувство усталости.

Читает 1 ученик.

Ожидание, предвкушение радости от встречи со сказкой.

Читает 1 ученик.

Затаив дыхание, тихо.

Читает 1 ученик.

Детям не хочется, чтобы бабушка останавливалась.





Читает 1 ученик.

Читает 1 ученик.

Повторяют план по строфам.

Выразительное чтение стихотворения. 2 ученика.

Оценивание учеников.


К – проявляют готовность слушать, обмениваются мнениями, умеют строить понятные речевые высказывания, уважают мнение других участников образовательного процесса.

Р – принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности, осуществляют контроль, коррекцию, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

П – осознанно и произвольно строят речевые высказывания, осуществляют поиск необходимой информации.

Л – проявляют познавательный интерес к изучению учебного предмета.

  1. Итог урока. Рефлексия.

— С каким произведением Есенина мы сегодня познакомились?

— Возникло ли у кого-то желание самостоятельно прочитать другие стихи Есенина?

— Посмотрите на выставку книг С.Есенина. Эти книги вы можете найти в школьной библиотеки.

— Ребята, в этом году исполняется 120 лет со дня рождения Сергея Есенина! Его имя будет всегда почитаемо и любимо народом. Стихи его зовут к добру, свету, воспитывают чувство красоты, любовь к родине, к прекрасному на земле.

— А теперь попробуйте оценить свою работу на уроке.

Если вам понравилась ваша работа, вы отвечали на вопросы, выразительно прочитали стихотворение – поднимите ….

Если вы остались не очень довольны своей работой, на вопросы вы отвечали, а стихотворение, например, прочитали, не очень выразительно, поднимите….

Если вам не понравилось, как вы работали, вы не отвечали на вопросы, стихотворение прочитали невыразительно, поднимите….

Мне ваша работа на уроке понравилась, и я подниму эту карточку.

Отвечают на вопросы.

П –ориентируются в своей системе знаний.

Р –оценивают собственную деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету.


  1. Домашнее задание.

Запишите домашнее задание.

— Ребята, у которых на парте лежат красные карточки: выразительное чтение наизусть.

— Все остальные: нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Задают уточняющие вопросы.

Р – принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для её выполнения.


















Самоанализ урока литературного чтения в 4-м классе

С.А. Есенин «Бабушкины сказки».

В классе 17 учеников.

По итогам 1 полугодия, закончили на:

«5» -7

«4» -5

«3» -5

Урок чтения проведен по теме С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

Тип урокаурок изучения и первичного закрепления новых знаний

Были преследованы следующие цели:

Учебная обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”.

Общедидактическая развивать эстетическое воображение учащихся через слово, музыку, картины; развивать навык выразительного чтения стихотворения с соблюдением логического ударения, интонации, пауз.

Воспитательная: воспитывать любовь к русской поэзии

Планируемые результаты:

Личностные(воспитательные) результаты:

развитие познавательной активности, межличностных отношений в процессе совместной деятельности; воспитывать любовь к родине, к семье.

Метапредметные (развивающие) результаты:

овладевают способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника, рассуждают, делают выводы; формирование у детей навыка самоконтроля и взаимоконтроля.

Предметные (образовательные) результаты:

научиться анализировать поэтическое произведение; пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина «Бабушкины сказки».

Первый этап урока включал в себя актуализацию знаний, побуждение интереса к новому. Деятельность учителя состояла в том, чтобы вызвать у детей уже имеющиеся знания и мотивировать их в дальнейшей работе.

Учащиеся в свою очередь выдвигали предположения и систематизировали информацию до изучения нового материала.

Второй этап урока – осмысление содержания.

Получение новой информации, корректировка поставленной цели. Моей задачей было сохранить интерес к теме при работе с новой информацией, постепенного продвижение от знаний старого к новому. Дети читали, слушали стихотворение, используя предложенные активные методы чтения. Приемы на данном этапе были следующие:

  • беседа об авторе;

  • словарная работа;

  • различные виды чтения;

Третий этап – рефлексия.

Состоял в целостном осмыслении и обобщении полученной информации, размышлении, постановке новых целей обучения. Моей задачей было дать творческие и практические задания на основе полученной информации. Дети соотносили новую информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления содержания, оценивали свою работу на уроке.

Презентация, звуковое оформление, минутки здоровья, способствовали более эффективному проведению урока. Цели урока достигнуты, план урока выполнен








Список литературы.

  1. Климанова Л.Ф., В.Г.Горецкий, М.В. Голованова Учебник «Литературное чтение. 4 класс. 2 часть».

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс.

Интернет ресурсы.

  1. Социальная сеть работников образования. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/09/21/s-esenin-babushkiny-skazki, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/04/11/sa-esenin-babushkiny-skazki

  2. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/articles/569941/

  3. Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%F1%E5%ED%E8%ED,_%D1%E5%F0%E3%E5%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E0%ED%E4%F0%EE%E2%E8%F7















Структура и ход урока

Организационный момент – 1 мин.

Речевая разминка – 3 мин.

Проверка домашнего задания –5 мин

Сообщение темы и целей урока – 4 мин

Актуализация знаний – 8 мин

Физкультминутка – 1 мин

Работа над стихотворением – 16 мин

Итоги урока. Рефлексия – 6 мин

Домашнее задание – 1 мин









Свежие документы:  Конспект урока по физической культуре 11 класс (девушки) "Ритмическая гимнастика"

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: