Урок чтения № 57 в 4 классе
17 декабря 2014 год
учитель Борисова Татьяна Сергеевна
МБОУ «Невидимковская ООШ»
Тема: С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»
Мотивы народной сказки в литературной сказке.
Задачи:
— учить сравнивать народную и литературную сказки;
— учить находить в тексте литературной сказки слова и выражения народной сказки;
— учить делать сравнительный анализ художественных произведений.
Планируемые результаты:
Предметные:
—знать особенности литературной и народной сказок;
— находить в тексте литературной сказки выражения, свойственные народной сказке;
-сопоставлять события и героев народной и литературной сказок.
Метапредметные:
— анализировать текст на основе выборочного чтения;
— сравнивать тексты народного и литературного произведения, находить сходство и различие;
— рассказывать о произведении на основе проведённой исследовательской работы.
Личностные:
— проявлять интерес к творчеству С.Т. Аксакова;
— осознавать чему сказка учит, какие ценности являются главными в сказке.
Межпредметные связи: ИЗО, темы «Чудесный мир», «Создание панно»
Ресурсы урока: учебник ч. 1 с 193-214, рабочая тетрадь с. 49-50
ХОД УРОКА.
Содержание деятельности обучающихся. | |
1. Актуализация необходимых знаний.
— Прочитайте определения понятий народная сказка и литературная сказка
|
Читают определения, выписывают ключевые слова, вспоминают известные народные и литературные сказки. (Слайд №2) |
2. Мотивация познавательной деятельности | |
— Вспомните слова и выражения, характерные для русской народной сказки.
— Найдите в сказке «Аленький цветочек» слова и выражения, характерные для народной сказки
(физкультминутка) см. 4 этап | Читают записи на слайде № 3, делают дополнения.
Исследовательская работа. Дети работают в группах или в парах Проверка по слайду № 4
(физкультминутка) см. 4 этап |
3. Организация познавательной деятельности | |
-По каким параметрам можно сравнивать литературную сказку С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» и любую народную сказку. — Проведите сравнительный анализ сказок. — Расскажите о сказке на основе результата сравнения — Оцените свой ответ по выбранным критериям (отражены все параметры сравнения) | Называют параметры сравнения: построение сюжета, положительные и отрицательные герои, трудные испытания, персонажи волшебного мира. (Слайд № 5) Заполняют таблицу для сравнительного анализа (каждому ребёнку выдается карточка для анализа)
Проверка |
4. Физкультминутка (после второго этапа урока) Покачайтесь, покружитесь, Потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, Пошагайте, пошагайте, Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вдохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите И читать, друзья начните |
|
5. Подведение итогов | |
— Составьте план прошедшего урока. — Назовите трудности, с которыми столкнулись. — Чему научились на уроке? | Слайд № 6 |
6. Домашнее задание Составить список русских народных сказок, схожих по сюжету со сказкой С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» |
|
Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» | Русская народная сказка | |
Сюжет |
|
|
Герои |
|
|
Волшебные помощники и предметы |
|
|
Волшебные слова |
|
|
Язык сказки: сказочные слова и выражения |
|
|
Сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» | Русская народная сказка | |
Сюжет |
|
|
Герои |
|
|
Волшебные помощники и предметы |
|
|
Волшебные слова |
|
|
Язык сказки: сказочные слова и выражения |
|
|