Конспект урока «Счастливый мальчик (иранская сказка)»
по внеклассному чтению (4 класс)
Цели урока:
Познакомить учащихся с содержанием иранской сказки; учить ребят анализировать и оценивать прочитанное через использование проблемно – ориентированного диалога.
Развивать умение связно излагать свои мысли, умение высказывать свою точку зрения о прочитанном.
Формировать умения в установлении последовательности действий в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нём событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.
Формировать опыт осмысления школьниками ценностных основ обыденной жизни.
Обогащать словарный запас детей, воспитывать интерес и любовь к чтению, к урокам чтения, взаимопонимание и уважительное отношение друг другу.
ХОД УРОКА
І Организация класса
Всем, всем!
Добрый день!
Соберите в ладони своё тепло.
Пусть его будет много.
Почувствуйте это тепло.
Поделись своим теплом друг с другом.
Было утром тихо в доме.
Я писала на ладони имя мамино…
Не в тетрадке на листке,
Не на стенке каменной –
Я писала на руке имя мамино,
Было утром тихо в доме,
Стало шумно среди дня…
— Что ты спрятала в ладони? –
Стали спрашивать меня.
Я ладонь разжала –
Счастье я держала!
ІІ Сообщение темы и целей урока.
— Ребята, сегодня нас ждёт удивительный урок. Я предлагаю вам выяснить, когда человек чувствует себя счастливым?
— Прочитайте тему урока.
— Какие цели мы поставим перед собой?
1. познакомиться с новым произведением;
2. определить его жанр;
3. сформировать идею произведения (осознать его главную мысль);
4. развивать навыки чтения (правильность, выразительность, беглость)
— Если вы будете работать активно и правильно выполнять все задания, то сможете построить дом. (За каждое правильно выполненное задание дети получают части домика)
— Посмотрите, какие этапы урока ждут нас сегодня. План.
1. Работа со словарём.
2. Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение.
3. Анализ произведения.
4. Творческий пересказ.
5. Работа с пословицами.
6. Работа в группах (строительство дома).
7. Мини – сочинения.
8. Домашнее задание.
9. Итог урока.
ІІІ Изучение нового материала.
а) Лексическая работа.
Цель: чтобы понять содержание сказки разберём значения непонятных слов.
— У некоторых ребят было индивидуальное задание по словарю найти значения слов.
ЛАЧУГА – бедная хижина, небольшой и плохой дом.
ОПУШКА (леса) – край леса.
СКИТАТЬСЯ – странствовать без цели, вести бродячий образ жизни.
НЕВОД – большая рыболовная сеть.
ОБЛАЧИТЬСЯ – одеться.
ОПОСТЫЛЕЛА – очень надоела.
— Мы начинаем с вами строить дом.
б) Знакомство с новым произведением. Выразительное чтение. (Начинает учитель, продолжают подготовленные дети)
Цель: послушайте текст и попробуйте высказать своё отношение к прочитанному.
Счастливый мальчик.
Много-много лет тому назад под синим куполом неба жили в лачуге на опушке леса муж и жена. Их сынишка целыми днями играл со сверстниками и скитался по лесу.
А по вечерам отец учил его грамоте. Однажды мать сказала ему:
Пора тебе, сынок, помогать отцу. Сегодня нам нечего есть. Ступай-ка к морю и налови рыбы. Мальчик взял невод и отправился на берег моря. Там он закинул невод и, вытащив его, увидел маленькую трёхцветную рыбку золотисто-красно-синюю. Рыбка жалобно взглянула на мальчика и проговорила человеческим голосом:
Пусти меня в море, мальчик! В награду я дам тебе волшебные ножницы: всё, что ты ими ни вырежешь, будет настоящим.
Мальчик пожалел рыбку и отпустил её в море.
В тот же миг в руках у мальчика появились ножницы. Оглядевшись, мальчик увидел упавший с дерева большой жёлтый лист, поднял его и вырезал дворец. Вдруг дворец стал увеличиваться, расти, пока не поднялся выше окрестных холмов. Тогда мальчик набрал листьев жёлтых, зелёных, красных, коричневых и стал вырезать из них деревья и цветы. И вот вокруг дворца раскинулся цветущий сад.
Мальчик побежал домой и вырезал из бумаги одежду для матери, отца и себя. Облачившись в шелка и бархат, они отправились во дворец и зажили богаче всех соседей.
Много ли, мало ли времени прошло, только мальчик затосковал: ему так хотелось побегать на воле, а его не выпускали ни в лес, ни в поле, ни к морю, опасаясь, как бы рыбка не потребовала назад свои волшебные ножницы. Мать не позволяла ему дружить с детьми бедняков и постоянно твердила: «Береги новую одежду, не валяйся в песке! Не пачкайся, не делай того, не делай этого!»
Опостылела мальчику такая жизнь.
Однажды ночью он потихоньку выбрался из своей комнаты, перелез через ограду и побежал к морю.
На берегу мальчик громко крикнул:
— Рыбка, рыбка золотисто-красно-синяя! Где ты? Я пришёл сказать тебе, что мне не нужен золотой дворец! Помоги мне, рыбка, верни прежнюю жизнь!
Наконец трёхцветная рыбка выплыла и сказала:
— Пусть будет по-твоему, дружок! Ты теперь богат и знатен, но ведь богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости. Утром, когда взойдёт солнце, брось ножницы в море, свистни три раза — и ты будешь счастлив, как прежде.
С первыми лучами утреннего солнца мальчик бросил ножницы в море, свистнул три раза, и от дворца не осталось и следа.
Когда он вернулся домой, на пороге старой лачуги стояла его мать. Она ждала сына и улыбалась своей прежней ласковой улыбкой.
в) Работа над жанром произведения.
— Понравилось ли вам прочитанное произведение?
— К какому литературному жанру оно относится? (сказка)
— Почему? (волшебные предметы, превращения, есть вымысел)
— К какому виду сказок мы её отнесём? (и бытовая и волшебная)
— Есть ли у сказки автор? (нет, значит, она народная)
— Верно. Это иранская народная сказка.
— А есть ли похожие сказки у русского народа?
(«По щучьему велению», А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
— Молодцы!
г) Анализ сказки с выборочным чтением.
— Какие композиционные части сказки мы знаем? (зачин, развитие действия, кульминация, развязка, концовка)
Цель: Проанализируем их, чтобы понять её главную мысль.
— Прочитайте зачин сказки.
(Мальчик взял невод и отправился на берег моря.)
— Поговорим о том, как развивалось действие.
— Кого поймал мальчик?
— О чём она попросила? Зачитай…
— Что пообещала в награду? Зачитай…
— Как распорядился мальчик ножницами? Расскажи…
— Почему же он затосковал? Найдите в тексте и прочитайте…
(«Ему так хотелось …… не делай этого!»)
— Как вы думаете, какой момент сказки можно назвать кульминацией?
(Опостылела мальчику такая жизнь)
— Докажите, почему? (самое напряжённое, затем начнётся развязка)
— В чём развязка действия? Расскажи…
— Чем закончилась сказка. Прочитаем…
— Сказка называется «Счастливый мальчик». Когда же мальчик чувствовал себя счастливым? Порассуждаем…
— Молодцы!
ІV Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тёпленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
—Молодцы!
V Творческий пересказ.
а) Индивидуальная работа.
— Составь картинный план.
Б)
— Как мать отнеслась к поступку своего сына?
— Попробуйте пересказать сказку от имени матери:
«Наша семья жила в бедной лачуге. Но однажды
сын одел нас с отцом в дорогие одежды и повёл
жить во дворец…»
VІ Работа с пословицами (работа в парах).
— Найдите и прочитайте, в каких словах заключается главная мысль этой сказки.
(Богатство, не нажитое трудом, не приносит счастья и радости.)
— На что похожи эти слова? (на пословицу)
— Правильно. Это иранская пословица. Люди всех народов мечтают о счастье. У русского народа тоже много пословиц о счастье.
— Выбери пословицу, которая подходит к нашей сказке.
1 ряд.
А) Счастье дороже богатства.
Б) Счастье в руки не поймаешь.
В) Счастье с несчастьем близко живут.
2 ряд.
А) Счастье, что солнышко: и улыбнётся и скроется.
Б) Счастье не в кошельке, счастье в руках.
В) Счастье отпало – ничего в доме не стало.
3 ряд.
А) Счастье не птица: за хвост не поймаешь.
Б) Счастье у каждого под мозолями лежит.
В) Счастью не верь, а беды не пугайся.
Самопроверка (а б б)
VІІ Групповая работа.
— Ребята, мы очень хорошо потрудились сегодня на уроке. Посмотрите какой дом нам удалось построить.
— Чтобы всем в нашем доме было тепло, чтобы все в нём были счастливы, что для этого необходимо? Подумайте и запишите на брёвнышках …
VІІІ Просмотр мультфильма. Отрывок из мультфильма «Как ослик счастья искал»
А у всех ли счастье одинаково?
— Каждый видит счастье по-своему. Давайте посмотрим в чём видел своё счастье ослик.
— А в чём вы видите своё счастье?
ІX Мини — сочинения.
X Домашнее задание (по выбору).
Нарисовать иллюстрации к сказке или написать отзыв.
Придумать другой конец сказки.
XІ Итог урока.
— Понравился ли вам урок?
— Что было интересно?
— Что трудно?
— «Сказка ложь, да в ней намёк…» Какой вывод вы сделали для себя? Какой урок усвоили?