Урок литературного чтения
по программе «Школа России», 4 класс, авторы М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова
Тема: Сергей Александрович Есенин «Лебёдушка»
МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»
Доценко Елена Тимофеевна,
учитель начальных классов
— 1 —
Тема: С. А. Есенин «Лебёдушка».(слайд 1)
Вид урока: Изучение нового материала.
Тип урока: Урок с компьютерной поддержкой.
Цели:
раскрыть в детях такие качества, как сострадание и милосердие через содержание литературных образов стихотворения «Лебёдушка».
Задачи:
продолжить знакомство с произведениями С.А.Есенина, работать над выразительностью, обобщать знания об образных средствах языка; развивать речь, творческое воображение;
воспитывать чуткое и бережное отношение ко всему живому.
Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, свеча, магнитофон.
Эпиграф к уроку:
Если из гнезда упала птица — мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге — я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно — мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно — мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете — я в ответе.
(Сергей Островой)(слайд 3)
Ход урока.
1.Самоопределение к деятельности.
— Здравствуйте, дети! Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на занятие с хорошим настроением.
— Поднимите руку те, кому нравится общаться с одноклассниками.
— Посмотрите на слайд 1, прочитайте тему урока и подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?
2.Актуализация знаний.
— Прочитайте наизусть стихи Есенина (2-3ч.)
— Прочитайте эпитеты и олицетворения, которые выписали дома.
Работа в парах. (Взаимопроверка со слайда 2).
3. Постановка учебной задачи.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С.А.Есенина.
1) — Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его — Россия —
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин — то не просто имя, —
России стихотворная душа…
2) (Рассказ о Есенине) (Слайды 4)
— Прочитайте название стихотворения. Предположите, о ком будет идти речь?
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться? (научиться выразительно читать стих., находить в нём красивые слова).
4.Изучение нового материала.
1)Подготовка восприятия учащихся.
а) — Видели ли вы когда-нибудь лебедя? Какой вам показалась эта птица?
— Чем необыкновенны, удивительны лебеди? (слайд 5)
б)- Сегодня мы прочитаем одно из моих любимых стихов Сергея Есенина «Лебёдушка».
Написано оно белым слогом. Но до того этот слог звучный, что, кажется, это не стих, а шелест звуков, и сам Есенин читал бы его нежно и раздольно.
2)Работа над произведением. Чтение стихотворения учителем.
а) — Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? — Взволновало ли оно вас?
— Какую картину вы нарисовали в своём воображении?
— Кого противопоставил поэт лебеди? — Каков орёл? (слайд 6)
— 3 —
Физкультминутка.
б) Работа в группах. (по рядам)
— Прочитайте стихотворение про себя. (слайд 7)
Задание 1 группе: — Найдите в тексте сложные слова, которые состоят из двух слов,
содержат 2 корня.
Задание 2 группе: — Найдите в тексте устаревшие формы глаголов на -ся.
Задание 3 группе: — Найдите в тексте слова с уменьшительно-ласкательными суффикса-
ми. Выпишите их в тетрадь.
в) Проверка в парах. (слайд 8)
1 ряд.
Златотканые, белоснежная, тихозвонные, чужедальние; огоньки-лучи, трава-муравушка, бегали-резвилися.
2 ряд.
Шепталися, осыпалися, скрывалася, резвилися, грелася, притаилася, встрепенулася,
собралися, схоронилися, впилися.
3 ряд.
Зорюшка, солнышко, зоренька, лебёдушка, лебежатушки, детушки.
г) Музыкальное прослушивание.
— Сейчас я предлагаю вам прослушать музыкальный фрагмент из балета П.И.Чайковского «Лебединое озеро». (прослушивание)
Какие эпизоды стихотворения созвучны с музыкой? (выборочное чтение)
Озаглавьте их, используя выражения из текста. (словесное рисование)
(Подымалась красна-зорюшка; выплывала белоснежная Лебёдушка; надвигалась туча чёрная.)
— Зачем автор использует эти выражения? (Они делают нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной).
д) Выразительное чтение стихотворения (2-3)ч.
Гимнастика для глаз.
е ) Торжественный ритуал.
— Ребята, я предлагаю поразмышлять. Вам нужно подумать и написать такие вопросы к стихотворению, которые затронули какие-то чувства в вашей душе. Но прежде чем вы начнёте, давайте проведём торжественный ритуал: зажжём свечу. Пусть её огонь дарит вам живую творческую мысль. (Звучит спокойная музыка, зажигается свеча, передаётся из рук в руки, устанавливается на видном месте).
ж)Самостоятельная работа в тетради.
Проверка. Вопросы:
Какое чувство раскрылось в поступке Лебёдушки? (чувство любви, самоотверженности, самопожертвования)
Как вы думаете, только ли образ птицы имел ввиду автор? (образ мамы)
А почему мама готова отдать жизнь за своих детей? (она их любит, это частичка её самой)
Как вы относитесь к Лебёдушке? (меня трогает эта преданность своим детям)
з)Творческая работа.
— Какой отрывок понравился больше всего? Я предлагаю пофантазировать, придумать счастливый конец и сделать к нему иллюстрацию.
Самостоятельная работа. Выставка работ.
— 4 —
и) Групповая дискуссия.
— Давайте сделаем вывод, с помощью чего можно передавать свои чувства?
(Наши чувства можно передавать не только словами, но и при помощи музыки, красок)
5.Итог урока.
— Ребята, как вы считаете, с какой целью Есенин написал это стихотворение?
Выберите подходящий ответ и аргументируйте его. ( слайд 9)
Чтобы сообщить о том, что произошло с лебёдушкой;
чтобы привлечь внимание к красоте природы;
чтобы вызвать взаимное сопереживание;
чтобы передать свою грусть.
6.Рефлексия урока. (слайд 10)
— Чем вас поразил урок?
— О чём заставил задуматься?
— Чему вы научились на уроке?
— Довольны ли вы своей работой на уроке?
Возвратимся к эпиграфу урока. (слайд 3)
— Как вы понимаете эти слова? Какую главную мысль унесёте вы с урока?
(Мы в ответе за всё живое на нашей планете. А. де Сент — Экзюпери)
— Я желаю вам доброты и сострадания к ближнему!
Спасибо за работу.
Литература:
Автобиография С.А.Есенина.
С.А.Есенин «Избранные сочинения» (Москва. Художественная литература 1983г.)
Учебник «Родная речь» 2 часть.
— 4 —